Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Политика
Посол РФ в Вене назвал воровством решение ЕС по замороженным российским активам
Армия
В ЮВО начался первый этап учения по применению нестратегического ядерного оружия
Общество
Гладков поручил вернуть людям имущество из пострадавшего от удара ВСУ дома
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С его именем связана львиная доля международных успехов советского кино: «Судьба человека», «Война и мир», «Красные колокола». Родившийся 25 сентября 1920 года в крестьянской семье Бондарчуков мальчик Сергей стал одним из величайших кинорежиссеров ХХ века — не только в масштабах страны, но и всего мира. В день рождения мастера кинокритик Лидия Маслова вспомнила для «Известий» о главных достижениях Сергея Бондарчука.

Глобалист

Самый крупномасштабный советский режиссер Сергей Бондарчук в глазах международной кинообщественности, вероятно, и по сей день наиболее наглядно воплощает философское понятие «русский космизм» — как человек, которому в качестве синопсиса будущего сценария было достаточно нарисовать на салфетке земной шар с плывущими вокруг облаками. Во всяком случае, такую легенду рассказывал Сергей Соловьев со слов Геннадия Шпаликова, собиравшегося писать сценарий вместе с Сергеем Бондарчуком.

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»

Фото: РИА Новости/В. Уваров

Соавторы долго не могли приступить к работе, и как-то раз Бондарчук попросил Шпаликова проводить его в аэропорт, чтобы перед рейсом обсудить детали будущего проекта. Самолет долго задерживали, в итоге Шпаликов появился немного помятый дня через два, но извлек из кармана режиссерский набросок будущего сценария, запечатленный на салфетке хорошо рисовавшим Бондарчуком, — вид Земли практически из космоса, окруженной облаками различной формы.

За облаками внимательно наблюдают многие герои актера и режиссера Сергея Бондарчука, и не только князь Андрей Болконский, которому этот медитативный опыт был предписан Львом Толстым в «Войне и мире». Амбициозная во всех смыслах экранизация толстовской эпопеи стала второй режиссерской работой 45-летнего Сергея Бондарчука, до этого имевшего в активе лишь дебютную картину, зато какую: драма по рассказу «Судьба человека» Михаила Шолохова, снятая молодым актером, была удостоена множества призов международных фестивалей (от Москвы до Мельбурна) и стала лучшим фильмом 1959 года по версии журнала «Советский экран».

Крестьянский сын

Награды и премии (в том числе и первый советский «Оскар» за игровое кино, заслуженный «Войной и миром») вообще легко находили Сергея Бондарчука, про которого шутили, что он «родился в дубленке», доводя идиому «родиться в рубашке» до максимальной выразительности, доступной советскому человеку. Тем не менее эта окутывавшая Бондарчука «дубленая» удачливость не мешала ему играть людей тонкокожих, чувствительных, переживающих прежде всего не за себя, но в большей степени за других.

Сергей Бондарчук в роли Тараса Шевченко

Сергей Бондарчук в роли Тараса Шевченко

Фото: РИА Новости

В одной из своих первых главных ролей, сыгранной им вскоре после окончания актерского факультета ВГИКа, в байопике Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951), актер придает мятежному украинскому кобзарю впечатлительную натуру, а не только мужицкую брутальность, которая в Бондарчуке, сыне крестьянина из Херсонского уезда, органично проступала сама собой.

Так, когда темпераментный Шевченко входит в раж, показывая энергичным жестом, как лучше расправиться с царем — задушить, как его отца, императора Павла, — не сомневаешься, что при случае поэт задушит Николая I собственными руками. «Можно, конечно, и зарезать», — улыбается Тарас Григорьевич, немного подумав, и лицо его становится чуть более человечным, хотя и не настолько, как при виде страданий малороссийских крестьян.

Для 10-летнего Сергея Соловьева судьба бедного украинского поэта «с очень располагающей внешностью», которому не давали писать стихи, стала одним из самых ярких детских киновпечатлений. Вообще способность находить ключ к детскому сердцу была ценнейшей стороной актерско-режиссерского дарования Сергея Бондарчука. Оказавшись в одном кадре с трогательным ребенком, не скатиться в слащавую пошлость — актерская задача не из легких, тем более что детишки перед камерой склонны покривляться, особенно когда взрослые начинают сюсюкать.

Сергей Бондарчук в сцене из фильма «Сережа»

Сергей Бондарчук  в фильме «Сережа» Георгия Данелия и Игоря Таланкина

Фото: РИА Новости

Однако Бондарчук принадлежал к тем артистам, которые хорошо влияют на детей, заражая их своей естественностью и простотой обращения, разговаривая с ними, как со взрослыми. Не только в «Судьбе человека» Бондарчук устанавливает со своим маленьким партнером органичный контакт, но и в «Сереже» Георгия Данелия и Игоря Таланкина заглавный герой испытывает к своему отчиму, которого играет Бондарчук, едва ли не большую нежность и доверие, чем к родной матери.

Народный артист

Не только юный зритель Сережа Соловьев был готов разрыдаться над судьбой Тараса Шевченко — тронула она и сердце человека, к сантиментам отнюдь не склонного, — Иосифа Виссарионовича Сталина, который титры кинокартин читать не любил, но после просмотра отдельно поинтересовался фамилией артиста, а узнав ее, многозначительно уточнил: «Народный артист Бондарчук».

Надо ли говорить, что чуть ли не на следующий день был опубликован указ о награждении Сергея Бондарчука самым высоким званием «Народный артист СССР» в обход всех полагающихся промежуточных ступеней актерской номенклатурной иерархии.

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова на съемках кинофильма «Война и мир»

Фото: РИА Новости

Этим счастливым случаем можно объяснять исключительное положение Сергея Бондарчука в советском кинематографе, где мало кто мог мечтать о таких грандиозных по размаху постановках, как «Война и мир» и последовавшие за ней исторические блокбастеры «Ватерлоо» и «Красные колокола», а также о том, чтобы сниматься у иностранных режиссеров (например, у Роберто Росселлини в антифашистской драме «В Риме была ночь») и не отдавать заработанную валюту советским чиновникам.

Однако никакое сверхъестественное везение и высочайшее покровительство не помогли бы в отсутствие того исключительного темперамента, который делает лучшие роли Сергея Бондарчука незабываемыми.

Главное в этих несгибаемо-мужественных образах не виртуозность перевоплощения или тонкость психологического рисунка, а непобедимая уверенность в своем моральном превосходстве, на фоне которого проявляется мелкокалиберность заурядных людишек.

Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова в фильме «Судьба человека»

Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова в фильме «Судьба человека»

Фото: РИА Новости/В. Уваров

Забритого в солдаты Тараса Шевченко вызывают скучающие подвыпившие офицеры, чтобы поиздеваться над ним для развлечения, а вместо этого благодаря присущему герою поэтическому красноречию и знанию человеческой натуры неожиданно получают мощнейший нравственный урок. Подняв налитый ему господами стакан водки, Шевченко произносит уничтожающий пристыженных насмешников тост: «За ваших матерей, которые возлагали на вас самые благородные надежды!»

Точно так же и в «Судьбе человека», «рус-иван» одерживает сокрушительную моральную победу над «герром лагерфюрером» задолго до объявления капитуляции. И хотя начальник лагеря беспомощно врет, будто «доблестные войска вермахта» вышли к Волге и полностью овладели Сталинградом, глядя в непреклонную прямую спину военнопленного Андрея Соколова, фашист уже со всей отчетливостью понимает, что война немцами безнадежно проиграна.

 

Прямой эфир