Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Продажи рестайлингового Aurus Senat начнутся в 2025 году
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Политика
В ГД допустили кражу Евросоюзом доходов от активов РФ под предлогом помощи Киеву
Общество
Умерла бывшая глава департамента образования Москвы Кезина
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Политика
Путин завершил инаугурационную речь словами «Вместе победим»
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Политика
Завершилась церемония инаугурации президента России Владимира Путина
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о сложении полномочий правительством РФ
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Политика
Путин принес присягу на церемонии инаугурации в Кремле и вступил в должность президента
Общество
В России выпустят аналог конструктора Lego под брендом Rubrick
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Мир
Евродепутат обвинила США в «агрессивной торговой войне» против ЕС

«В Европе сейчас нет такого высокоэкологичного топлива, как в России»

Вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов — о новых стандартах бензина и пилотном проекте компании по выпуску топлива класса «Евро-6»
0
Фото: Пресс-служба "Роснефть"
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ужесточение экологических требований к бензину — это общемировой тренд, который будет продолжаться еще долго, считает вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов. О том, чем российское топливо отличается от мировых аналогов, насколько оно соответствует им, а также о новом пилотном проекте «Роснефти» по выпуску высокоэкологичного бензина «Евро-6», которого нет в Европе, он рассказал в интервью «Известиям».

— Топливные экологические стандарты действуют в нашей стране уже несколько лет, но до сих пор не все потребители понимают, в чем их смысл. Что же все-таки стоит за пометкой «Евро-5», которую автолюбители видят на каждой топливной колонке? Есть ли какие-то существенные отличия от того же «Евро-3» или это просто маркетинговый ход?

— Начнем с того, что в России нет стандарта «Евро». Это европейский стандарт, разработанный Европейской экологической комиссией ООН и регламентирующий содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах. В России действует собственный технический регламент на топливо, согласно которому по своим экологическим характеристикам топливо подразделяется на классы — от второго до пятого. И наши российские требования полностью соответствуют международным. Другими словами, российское топливо класса К5 по своим экологическим характеристикам полностью идентично европейскому топливу «Евро-5».

— Почему же российские производители используют название «Евро»?

— Так сложилось исторически. Европейские страны первыми стали выдвигать экологические требования к топливу, а Россия какое-то время была в этом вопросе в роли «догоняющей». Для этого были и объективные причины, главная из которых — это старый автопарк. Когда в России был введен первый экологический стандарт, двигатели большинства автомобилей в России были приспособлены к топливу никак не выше класса К2. Но экономика развивается, развивается и автомобильный рынок, люди покупают новые машины, и им нужно совсем другое топливо.

— Долго мы еще будем догонять Европу?

— Уже догнали и даже перегнали. В соответствии с требованиями технического регламента с 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса К5. То есть вы при всем желании просто не найдете в стране топлива с более низкими экологическими характеристиками. Оно физически не производится. И я больше скажу: в апреле этого года «Роснефть» запустила в Башкирии пилотный проект по производству бензина «Евро-6». Это был первый опыт производства такого топлива не только в России, но и в мире. В Европе сейчас нет такого высокоэкологичного топлива, как в России. Европейцы пока не умеют его делать. А у нас пожалуйста, можно купить.

— Только в Башкирии?

— Как я сказал, это был пилотный проект. Опыт оказался удачным. Теперь мы будем масштабировать его и на другие НПЗ компании.

— Какие?

— В качестве второго шага мы выбрали Саратовский НПЗ с поставкой в Краснодарский край. К концу сентября наш новый «Евро-6» можно будет купить более чем на 200 АЗС Краснодарского края.

— Почему Краснодар? Почему не Москва как мегаполис?

— Черноморское побережье мы выбрали как приоритетное направление с точки зрения экологии, это курортная зона. Много людей ездят туда отдыхать на собственных автомобилях. И это регион, где у «Роснефти» существенная доля розничного рынка. Поэтому появление на наших АЗС топлива «Евро-6» внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе. Задумайтесь: потребление только 20 тыс. т бензина «Евро-6» в месяц вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20% (до 3,8 тыс. т/ год), что является существенным вкладом в сохранение окружающей среды.

— Значит, Москва — это следующий шаг?

— Крупные города — это следующий шаг. И, как говорится, «далее везде».

— По всей стране?

— Безусловно.

— Требования законодательства обязывают компании выпускать топливо класса К5, зачем же тогда «Роснефть» повышает экологичность топлива?

— Работаем на опережение. Ужесточение экологических требований к топливу — это общемировой тренд, который будет продолжаться еще долго. Это касается и требований европейской топливной хартии.

— То есть опять ориентируемся на Запад?

— Они являются основными законодателями мод в области автомобилестроения, прежде всего по двигателям. И если есть требования по двигателям «Евро-6», значит, появится и топливо. Просто мы сделали его первыми.

— Требуется ли существенная модернизация заводов для начала выпуска топлива более высокого экологического стандарта?

— Требуются технологии, ужесточение режимов и увеличение количества компонентов. Благодаря масштабной реконструкции завода и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства.

— То есть по цене ваш бензин «Евро-6» от «Евро-5» отличаться не будет?

— Нет. В этом наше существенное конкурентное преимущество.

— «Лукойл» заявлял о готовности начать производство «Евро-6»... 

— Да, я слышал. Но не слышал, чтобы они запустили такое производство. «Роснефть» пока единственная, кому оказалось по силам это сделать.

— Это вопрос технического оснащения?

— Это прежде всего вопрос компетенций. И у «Роснефти», как показывает практика, они на высоте. Но и техническое оснащение, безусловно, тоже немаловажно. Развитие технологий сейчас идет опережающими темпами, поэтому, чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна двигаться, как говорится, «выше скорости потока». В «Роснефти» это понимают. Поэтому развитие собственного технологического потенциала, наше технологическое лидерство мы определяем как ключевой фактор конкурентоспособности на нефтяном рынке. Это один из главных элементов нашей стратегии «Роснефть-2022».

— Как он реализуется в области переработки?

— «Роснефть» проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ. Она самая масштабная в стране — 1,4 трлн рублей. Уже завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. Вся произведенная на них продукция поставляется на внутренний рынок. Мы крупнейший поставщик. Поэтому и уделяем такое пристальное внимание развитию экологических характеристик нашего топлива. Ведь это не для кого-то. Это для нас с вами, для наших детей. Вы знаете, что концентрация смол, ароматики и бензола — всего того, что принято называть автомобильным выхлопом, — всё это концентрируется на уровне одного метра от земли. И когда мы ведем детей в школу или детский сад, это они прежде всего дышат этим воздухом.

— Насколько этот «выхлоп» ниже у «Евро-6» по сравнению с «Евро-5»?

— Существенно снижается токсичность отработанных газов. 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота.

— Возвращаясь в начало нашего интервью, получается, что приставка «Евро» самому автомобилю, по сути, ничего не дает. Только автомобилисту — возможность дышать чистым воздухом.

— Чистый воздух — это главный приоритет. И стандарт «Евро» — это действительно прежде всего про экологию. Но и для самого автомобиля высокоэкологичное топливо дает немало. Мы проводили испытания нового топлива на реальных работающих двигателях. В условиях лаборатории наши «испытуемые движки» проехали по 60 тыс. км. Испытания показали, что количество отложений на впускных клапанах снижается до 12,5%, а отложения в камере сгорания двигателя автомобиля сокращаются почти на 13%. Что это дает? Улучшение эксплуатационных свойств, а значит, снижается износ двигателя.

— А есть предел для ужесточения экологических стандартов? Сейчас «Евро-6», потом «Евро-7», «Евро-8» и так до бесконечности?

— Именно так. До тех пор, пока человечество не перейдет на принципиально иной вид двигателей. Уверен, что и на этом, совершенно новом рынке «Роснефть» сумеет завоевать лидерские позиции.

 

Прямой эфир