Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Политика
Путин провел встречу с главой Калмыкии Хасиковым
Экономика
Центробанк в июне намерен рассмотреть сценарий с повышением ключевой ставки
Мир
В Евросоюзе отказались признавать нелегитимность Зеленского
Интернет и технологии
Мишустин сообщил об импортозамещении около 50% основного ПО в России
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Политика
Посол РФ в Вене назвал воровством решение ЕС по замороженным российским активам
Армия
В ЮВО начался первый этап учения по применению нестратегического ядерного оружия
Общество
Гладков поручил вернуть людям имущество из пострадавшего от удара ВСУ дома
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Офицеры-контрактники тысячами увольняются из рядов Вооруженных сил Украины (ВСУ) — если так пойдет и дальше, до конца года армию покинут порядка 30 тыс. человек — с учетом ситуации в Донбассе удар более чем чувствительный. Основная причина военного бунта банальна: деньги. Еще сравнительно недавно контрактник получал вдвое больше средней зарплаты по стране, сегодня — на 20% меньше. В финансовых проблемах украинской армии разбирается портал iz.ru.

О деньгах

Существует достаточно распространенный показатель величины расходов на армию — процент от ВВП, который тратит государство на оборону. Если считать по этому показателю, то сегодня армия Украины имеет самый высокий бюджет за свою историю — почти 9% от расходной части бюджета и около 3,4% от ВВП — если руководствоваться прогнозом его роста в 2018 году на 3,2%. Это примерно составляет 86 млрд гривен, или около $3,24 млрд. Больше денег на оборону украинские военные тратили только в 1993 году (3,9% от ВВП), непомерные по тем временам траты были связаны с обстоятельствами 25-летней давности. В наследство от СССР Украине досталась очень внушительная армия и большое количество вооружения, в том числе ядерное оружие. Всё это требовало денег на содержание. Как раз поэтому Украина и поспешила от ядерного оружия избавиться. А кроме того, доходы бюджета в 1993 году были не слишком велики, оттого и процент получался высоким.

Бойцы ВСУ в окопе на линии фронта на юго-востоке Украины

Фото: Global Look Press/Anatolii Stepanov

Затем армию постепенно сокращали, соответственно, расходы на нее пропорционально уменьшались. В двухтысячных годах этот показатель колебался в пределах 1,5–1,75% от ВВП. К примеру, в 2006 году на армию выделили всего 7,6 млрд гривен ($1,43 млрд по тогдашнему курсу). В начале нового десятилетия и того меньше — около 1% от ВВП. Однако в то время Украина была на экономическом подъеме, активно торговала. Поэтому в деньгах 1% от ВВП получался больше — примерно $1,5 млрд. А в последний предвоенный год армии и вовсе выделили $2,35 млрд. Да, это меньше, чем сегодня, но нужно учитывать, что речь идет об армии мирного времени. И даже более чем мирного: в сравнении с остальным постсоветским пространством Украина до 2013 года оставалась очень спокойной страной. Которая, впрочем, стабильно входила в топ-10 SIPRI (рейтинг стран по величине доходов от торговли оружием) и участвовала в миротворческих миссиях в Ираке, Либерии и Сьерра-Леоне.

Всего в период с 1991 по 2013 год численность личного состава ВСУ сократилась с 700 тыс. человек до 180 тыс. Причем ее планировали сокращать и дальше — до 122 тыс. в 2017 году. Вместо этого она, наоборот, выросла до 255 тыс. (март 2018 года). Если добавить к этой численности еще и бойцов Национальной гвардии (до 60 тыс. человек), то общая численность единовременно занятых в обороне Украины превышает 300 тыс. человек. Есть еще, правда, военная помощь от «западных партнеров», в основном от США, но в целом на ситуацию с финансированием армии она влияет мало.

Другая часть военных расходов связана с ведением военных действий в Донбассе. Активизация боев — это постоянные траты на боеприпасы для стрелкового оружия и артиллерии, ГСМ для техники, логистику и прочее. Львиная доля денег уходит на обслуживание техники, и до недавнего времени Украина еще пыталась вкладывать средства в солдат. Петр Порошенко (на тот момент кандидат в президенты) обещал украинским военным до тысячи гривен (около $80 на тот момент) так называемых «боевых» — то есть доплату за каждые сутки нахождения на передовой. Плюс анонсировались доплаты за каждую единицу подбитой техники. Реальность оказалась скромнее — прежде всего по причине экономического кризиса 2014–2016 годов, когда рынок труда значительно сократился и в армию хлынул поток добровольцев, в основном, на заработки.

Президент Украины Петр Порошенко произносит речь во время визита в одну из артиллерийских частей ВСУ

Фото: Global Look Press/Sergii Kharchenko

Причины понятны: средняя зарплата на Украине в течение 2015 года колебалась от 3500 до 5200 гривен (от 8400 до 12 500 рублей по нынешнему курсу). Заработная плата контрактника при этом составляла в начале 2015 года порядка 6500 гривен (15 600 рублей). При этом очень велика доля «серого» сектора — в обычной жизни это система вознаграждения в «конвертах», а в армии (тем более в непосредственной близости от линии соприкосновения) это доходы от контрабанды, торговли оружием и ГСМ, а также от откровенного бандитизма и разбоя.

Воевать больше невыгодно

Недостаток людей в украинской армии ощущался и раньше. Референдумы о провозглашении ДНР и ЛНР еще даже не состоялись, а мобилизация на Украине уже стартовала (март 2014 года). Из мобилизованных комплектовали тогда Национальную гвардию, добирали людей в части. Позже мобилизациями принялись компенсировать недостаток призыва и контракта. В начале 2016 года объявили уже седьмую волну мобилизации — притом что в 2014–2015 годах в армию через этот механизм дополнительно привлекли 210 тыс. человек: внезапно оказалось, что в самых патриотичных регионах вроде Львова и Тернополя призывать некого.

И если раньше это объяснялось понятным страхом украинцев призывного возраста (отслужишь, попадешь в резерв, а потом призовут в Антитеррористическую операцию), то в этом году всё изменилось: не идут служить даже по контракту. Более того, бегут.

Многие шли на военную службу для того, чтобы переждать кризис. А раз причины ухода в армию были финансовые, то и причины увольнения такие же. За последние годы средняя зарплата по стране (9100 гривен в июне — порядка 22 тыс. рублей) обогнала денежное довольствие контрактника-новобранца (7500 гривен, или 18 тыс. рублей). Правда, минобороны уже направило просьбу поднять оклады контрактникам, а премьер-министр Владимир Гройсман обещал военным выделить во втором полугодии дополнительно 4,5 млрд гривен. Но и после этого максимум, на что могут рассчитывать контрактники, — их доход сравняется со средним по Украине.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман

Фото: TASS/Zuma/Maxym Marusenko

Кроме того, с 2015 года в военной бухгалтерии произошли некоторые изменения. Сохранились еще «боевые» выплаты, составляющие примерно половину оклада. Но суть в том, что они существенно меньше заявленных. А если учесть, что за последнее время значительно снизился накал ура-патриотизма, желающих получить шальную пулю на передовой все меньше — тем более что аналогичные деньги можно зарабатывать и без риска, на гражданской службе. И в последнее время об этом задумываются даже офицеры. «Моя зарплата — одиннадцать с половиной тысяч гривен. Конечно, выручают доплаты за боевое дежурство — если ты на первой линии ООС (Операция объединенных сил, так переименована Антитеррористическая операция. — iz.ru), то полагается еще 4200 гривен. Но «боевые» доплаты часто финотдел части внаглую «зажиливает» под разными предлогами — то у них деньги казначейство не перевело, то кто-то какие-то бумаги не так составил. Многие ждут выплат «боевых» по несколько месяцев, уже давно уйдя на ротацию и вернувшись снова на «передок»… Плюс эти доплаты получаешь лишь тогда, когда сидишь на первой линии. На ротациях получаешь голый оклад», — расписывает изданию «Страна.ua» свою личную бухгалтерию капитан Андрей К.

В этом году он решил, что работа инженера-механика на агропредприятии за 20 тысяч гривен — занятие более перспективное, чем контракт. Это один из 11 тысяч солдат и офицеров ВСУ, кто принял такое решение за первую половину этого года. Министр обороны Степан Полторак предупреждает правительство, что до конца года его примеру последуют еще 18 тысяч бойцов. В сумме — минус 11–12% личного состава украинской армии.

Выходное пособие гранатами

Впрочем, не все бегут от финансовых сложностей. «Дело не в деньгах абсолютно. Я просто устал от «совка», от бюрократии в «украинской бумажной армии» — притом что в нашем батальоне ситуация еще относительно терпима по сравнению с другими», — рассказал один из бойцов 54-го отдельного разведывательного батальона интернет-порталу «Цензор».

В украинской армии участились случаи, когда оружие и боеприпасы отправляют на черный рынок прямо из воинских частей

Фото: Global Look Press/Sergii Kharchenko

Другие, особенно ушедшие в армию на волне патриотизма, увольняются, так как не видят для себя будущего. Сказывается и усталость — моральная и физическая. Не зря минобороны еще в прошлом году озаботилось введением института капелланов, заменяющих сегодня бойцам замполитов. Солдатам и офицерам ВСУ в Донбассе всё сложнее отвечать себе на простой вопрос о причинах войны. Пищу к таким размышлениям дают уже уволившиеся — сослуживцы ведь продолжают общаться. От них контрактники узнают, что оформить льготы, получить путевку на оздоровление да и просто лечь в диспансер на обследование довольно проблематично. Получается, что они, еще находясь в армии, знают, что никому не нужны и о «военной пенсии» должны позаботиться сами. И нельзя сказать, что этого не происходит.

К примеру, по словам официального представителя ВС ДНР Даниила Безсонова, «в ходе работы комиссии РАВ штаба группировки «Север» в подразделениях 24-й бригады (ВСУ. — iz.ru) выявлено отсутствие 52 единиц автоматов Калашникова». Чаще всего оружие и боеприпасы в мирной жизни служат только для одной цели: самый популярный в последние годы «ветеранский бизнес» на Украине — отбирать у фермеров урожай. Самые образованные используют рейдерские схемы, но чаще всего «ветераны» под предлогом охраны на время суда блокируют поле и вывозят по итогам большую часть урожая. Но даже если оружие вывозится из зон боевых действий не для рэкета, то для продажи — контроль над расходным материалом очень формальный, и в итоге гранаты стали основным фигурантом криминальных сводок. Причем ее стоимость на черном рынке весьма невелика: порядка 150 гривен (около 360 рублей). В одной только контролируемой Киевом части Донецкой области за январь – июль изъяли 453 гранаты и 14 противотанковых гранатометов.

Церемония прощания с бойцами ВСУ, погибшими в ходе военного конфликта на юго-востоке Украины

Фото: Global Look Press/Sergii Kharchenko

Отдельная проблема украинской армии — самоубийства уволившихся или ушедших в ротацию бойцов. Согласно информации, озвученной народным депутатом Александром Третьяковым в конце апреля, не менее тысячи солдат и офицеров ВСУ и Национальной гвардии покончили с собой. Точного количества не знает никто, такая статистика официально как бы не ведется. Но понятен вывод: найти себя в мирной жизни и сохранить рассудок удается не всем.

Спасибо безвизовому режиму

Но самое главное — это открывшиеся возможности. Одним из главных предвыборных обещаний Петра Порошенко было введение безвизового режима с Европейским союзом. Прошлым летом киевским властям удалось договориться, и Украина его получила, фактически создав отток рабочей силы из страны. Почти сразу выяснилось, что нелегально трудиться на европейских рынках значительно выгоднее, чем воевать на передовой. А массовый исход рабочей силы взвинтил расценки и на украинском рынке труда.

При этом, чтобы повысить оклады военным, в бюджете страны денег нет. Соответствующее обещание премьер-министра прозвучало еще весной, еще до летнего кризиса неплатежей. По словам украинских экономистов, сегодняшняя дыра в бюджете — порядка 60 млрд гривен. Откуда в таких условиях правительство собирается брать 4,5 млрд гривен дополнительно — непонятно совершенно. При этом в информационном поле все чаще звучит информация о том, что военного бунта власти сейчас боятся даже больше, чем социального.

 

Прямой эфир