Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Кабмин Украины выделил более $390 млн на закупку БПЛА
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Мир
Суд ООН не стал принимать меры против ФРГ из-за поставок Израилю
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
Украина вышла из соглашения по здравоохранению в рамках СНГ
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Общество
В Херсонской области задержали участницу украинского нацбатальона
Происшествия
Средства ПВО уничтожили еще один украинский БПЛА над Белгородской областью
Мир
Суд оштрафовал Трампа на $9 тыс. за неуважение к суду
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Мир
Конгрессмен Биггс призвал не давать больше денег Украине
Происшествия
Несколько пожаров возникло в частном секторе Улан-Удэ из-за ветра
Мир
Политолог объяснил снос памятников на Украине желанием переписать историю
Мир
Власти Дании отменили авиашоу Danish Air Show из соображений экономии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На горе Латок в Пакистане успешно завершилась операция по спасению российского альпиниста Александра Гукова. Он оказался на неделю заблокирован на высоте 6200 м. Другой участник экспедиции — Сергей Глазунов — погиб, сорвавшись со стены вместе со снаряжением. На спасение альпиниста, застрявшего в горах, экстренно собрали миллион рублей. Вертолеты несколько раз возвращались ни с чем из-за погодных условий. Как проводилась уникальная операция по вызволению российского альпиниста из снежного плена — в материале портала iz.ru.

Вперед к прежним вершинам

О своих планах покорить вершину Латок-1 Александр Гуков объявил еще в конце мая. Он запустил краундфандинговую кампанию для съемок фильма о восхождении на пик горы, к которому за 40 лет не смог приблизиться ни один скалолаз. Единственными, кому это почти удалось, были американцы в 1978 году — до заветной цели они не дошли каких-то полторы сотни метров. За пару месяцев российским альпинистам удалось собрать половину необходимой суммы — 100 тыс. рублей. Изначально в команду помимо 40-летнего Гукова входили еще два человека: 26-летний Сергей Глазунов и его брат Евгений. Все трое — величины российского альпинизма, обладатели многочисленных спортивных наград.

Братья Глазуновы — чемпионы России, мастера спорта, Александр Гуков — кандидат в мастера спорта, двукратный обладатель титула чемпион России и чемпион мира 2014 года. За месяц до старта экспедиции стало известно, что Евгений Глазунов не сможет принять участие по семейным обстоятельствам. Год назад Гуков вместе с еще двумя альпинистами уже предпринимали попытку восхождения на вершину. Однако из-за погоды его напарники получили обморожение пальцев и было принято решение вернуться.

Место, в котором Гуков оказался заблокированным без еды и экипировки

Фото: facebook.com/Anna Piunova

Восхождение на Латок-1 началось 10 июля и по плану должно было продлиться почти месяц. Штурмовать вершину, которая находится на высоте 7145 м, начали через пять дней после старта. Оставив большую часть тяжелых вещей в базовом лагере, альпинисты отправились в путь — на северный гребень горы. Достичь вершины таким маршрутом не удавалось еще ни одному человеку. С собой помимо снаряжения у них был трекер, через который можно подать сигнал бедствия. На высоте 6775 м альпинисты приняли решение спускаться. Погода резко изменилась: поднялся сильный ветер, начался дождь со снегом.

Вечером 25 июля через трекер пришел сигнал SOS, а следом два сообщения: «Мне нужна помощь» и «Меня нужно эвакуировать. Серега улетел. Я вишу на стене без снаряги». Выяснилось, что Сергей Глазунов погиб, сорвавшись со скалы вместе со снаряжением. А Гуков оказался заблокированным без еды и экипировки. На крошечном уступе ему удалось разбить палатку, из-за непрекращающихся лавин ее занесло снегом. Всё, что было у него с собой из провизии, — половина шоколадного батончика. После нескольких дней устройство, поддерживающее связь, разрядилось.

Завис на уступе

Узнав о случившемся, знакомые Александра из Федерации альпинизма России начали организовывать эвакуацию. Координировала операцию член федерации, главный редактор портала Mountain.ru Анна Пиунова. Она подробно рассказывала в своем Facebook о ее ходе, а 30 июля написала долгожданное «Спасли!!!». В спасательной операции принимали участие два вертолета с четырьмя пилотами на борту. За неделю вертолеты около 10 раз вылетали на поиски альпиниста. Чтобы спасти российского альпиниста в горах Пакистана, была проделана колоссальная работа при участии российского посольства в Пакистане и МИД России.

«Приходилось получать очень много разрешений. Это же Пакистан: там на каждый чих нужна бумажка. Любой момент я могла обсудить с первым секретарем посольства Вадимом Зайцевым. Когда мне казалось, что пилоты не вылетают, что они тянут время и ждут, пока он там помрет, он звонил куда-то и всё начинало крутиться. Эти два ведомства помогли больше всего», — рассказала Пиунова.

По ее словам, для подстраховки было решено послать в район поисков российских пилотов. Но получить разрешение на полет в воздушном пространстве Пакистана в такой короткий срок — задача практически невыполнимая. Усилиями российских дипломатов справку удалось выбить за один день.

Команда пакистанских летчиков, которая спасла жизнь Александру Гукову

Фото: facebook.com/Anna Piunova

«МИД подключился, и всё сделали за один день. Парням визы сделали в течение дня. Пилоты в итоге не принимали участие в спасательной операции, но этот шаг подстегнул пакистанцев: они поменяли пилотов и дали самого лучшего специалиста, который есть в стране», — добавила член Федерации альпинизма России.

В первый раз вертолет вылетел еще до получения сигнала SOS. За передвижениями альпинистов следили из базового лагеря. Там заметили, что спортсмены слишком надолго пропали из виду.

«Надо было делать облет. Помогла Федерация альпинизма России, они сделали официальный запрос в посольство, там отреагировали мгновенно. Нам выбили вертолет в условиях парламентских выборов в стране, когда все были заняты. Вертолеты в стране только военные, и они все были задействованы», — продолжила рассказ Пиунова.

Во время того облета оба альпиниста еще были живы, но уже через два часа пришел сигнал бедствия. Получить разрешение на второй полет тем же вертолетом уже не удалось, даже несмотря на то что погодные условия были как раз подходящими для осуществления спасательной операции.

«Я сообщила Саше, что прилетят завтра, он был настроен оптимистично. Но когда они прилетели, погодное окно уже захлопнулось. Возможности подлететь не было. Сейчас я понимаю, что если бы они тогда полетели, то не смогли бы его эвакуировать, потому что у них не было опыта работы с лонглайном [длинный трос внешней подвески. — Прим. iz.ru]. Даже если бы он прилетел, скорее всего, он бы не смог снять Сашу», — поясняет она.

В последующие дни погода испортилась и возможность подлететь к альпинисту исчезла. Вскоре возникла еще одна проблема: страховая сумма почти исчерпалась, а вертолетная компания отказывалась работать без депозита. Меньше чем за сутки на сайте Mountain.ru собрали более миллиона рублей, чтобы продолжить операцию.

Спасение Александра Гукова

Фото: facebook.com/Anna Piunova

«Два дня стояла непогода, и у нас уже не было с Сашей связи. Но он слышал их и понимал, что о нем не забыли. Все плохие факторы в сумме сыграли нам на руку: и то, что мы не знали точных координат, и то, что палатку накрыло снегом. Всё это помогло для спасения. Он всё сделал правильно — так, как мы ему написали в последней SMS. Оператор трекера Iridium тоже помог по максимуму отключить все сервисы, чтобы доставить ему сообщения на уже разряженное оборудование. Мы смогли уместить эту инструкцию в эти 160 знаков и еще сказать, что вертолеты будут летать и мы его не бросим. Такого уровня операции проводятся очень редко», — отметила Пиунова.

После операции

Гукова в тяжелом состоянии доставили в госпиталь в городе Скарду. Он получил обморожение ног, легкое ранение в области груди, врачи диагностировали сильное обезвоживание и истощение организма. Прогнозы врачей достаточно оптимистичные: медики говорят, что до ампутации конечностей не дойдет.

Еще по дороге в госпиталь Гуков обратился со словами благодарности к тем, кто помог его спасти, а также к народу Пакистана за смелость и готовность помочь.

Александр Гуков

facebook.com/Anna Piunova

«Всем привет! Спасибо, что помогли! Мне снилось по ночам, что я уже дома. Я думал, что я уже дома, но понимал, что я слишком далеко. Я надеялся, что обо мне не забудут. Сегодня погода прояснилась. Спасибо вам, спасибо вашим спасателям, что они спасли меня!» — заявил скалолаз.

Решение о поиске тела Сергея Глазунова уже принято: все работы прекращены до того момента, пока не сойдет снег. Об этом написал брат погибшего Евгений.

«В настоящий момент самое правильное: прекратить всякие поиски и полеты, пока стена не очистится от снега, экономить и рационально расходовать страховой лимит. Средства направить на восстановление Гукова и помощь маме и Нине. Дождаться, пока Гуков сможет рассказать, как всё произошло, и рассчитать траекторию полета теоретически. Через 3–5 дней хорошей погоды с помощью дрона найти тело и определить его местоположение. Потом принимаем решение, снимать тело или оставить», — написал Евгений Глазунов.

Спасение поднимающихся

Самая масштабная спасательная операция в истории альпинизма проводилась на южной стороне Эвереста. В апреле 2015 года во время землетрясения 210 туристов оказались заблокированными выше ледопада Кхумбу на высотах 6000 и 6500 м. Трагедия произошла из-за обрушения серака (ледяной пик на передней кромке ледника. — Прим. iz.ru) и схода лавины, вызванных сейсмическими толчками. Работали три вертолета спасателей, за шесть часов им удалось эвакуировать всех спортсменов-экстремалов.

Соло Кхумбу, Непал

Фото: Global Look Press/P. Tu Sherpa/M. Bogati

Еще одна уникальная спасательная операция с высоты 6300 м состоялась в Пакистане в 2005 году. В беде оказался известный на весь мир своими сольными восхождениями словенский альпинист Томаш Хумара. Он застрял на Рупальской стене горы Нанга Парбат в Западных Гималаях.

Словенец выбрал самый сложный маршрут для восхождения на восьмитысячник. Он решился на восхождение в сложных погодных условиях, но на расстоянии 1825 м от вершины он вынужден был остановиться из-за лавин. Альпинист выкопал себе снежную пещеру, чтобы переждать непогоду. К тому моменту у него промокла вся одежда и спальник. По сути, он был обречен, ибо находился на почти вертикальной стене. Из-за внимания к разворачивающейся в прямом эфире трагедии (Хумар писал посты в соцсети) в прессе начали раздаваться призывы к его спасению.

7 августа к спасательной операции подключились вооруженные силы Пакистана. Им был дан приказ попытаться спасти экстремала, невзирая на риск потерять технику и пилотов. В опасной близости от горы вертолет завис в воздухе, и Хумара удалось подцепить на стальной трос. У пилота было всего десять минут, чтобы спустить болтающегося на веревке альпиниста к отметке в 3000 м — Хумар мог просто замерзнуть. С огромным риском для пилотов словенец был спасен.

 

Прямой эфир