Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров указал на сознательное нанесение ущерба США странам с помощью авиасанкций
Мир
Страны ЕС одобрили план по использованию доходов от замороженных активов РФ
Армия
Группировка войск «Север» продолжила продвижение в Харьковской области
Мир
В словацкой больнице рассказали о состоянии пережившего покушение Фицо
Политика
В ГД назвали саммит в Швейцарии способом Киева привлечь к себе внимание Запада
Армия
Средства ПВО сбили еще три украинских беспилотника над Белгородской областью
Экономика
Цивилев заявил о плане разработать стратегию развития энергетики до 2100 года
Наука и техника
Исследователи предупредили об ускорении таяния «ледника Судного дня»
Политика
В Совфеде допустили открытие Финляндией границы с РФ под давлением жителей
Мир
Песков сообщил об осведомленности РФ в вопросе военной программы США в космосе
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Интернет и технологии
Мишустин заявил о переходе большинства компаний РФ на отечественное ПО к концу года
Политика
Медведев отметил недействительность итогов конференции по Украине в Швейцарии
Мир
В Кремле заявили о бесчеловечных обстрелах со стороны ВСУ приграничных районов
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
WP узнала о финансировании ЕС насилия в отношении мигрантов в Африке

Перестроить самих себя

Эксперт Николай Калмыков — о том, как цифровизация сделает госслужащих эффективнее
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Масштаб государственных амбиций по переходу к цифровой экономике предполагает не только внедрение новых технологий в ключевых отраслях. Любое начинание — тем более такое большое и значимое — должно опираться на правильные кадры. А значит, чиновникам и всем причастным к реализации этих амбиций придется перестроить не только техническую начинку и алгоритмы работы, но и в значительной мере — самих себя.

По мере перехода на «цифру» сотни рутинных процедур будут автоматизированы. В обозримом будущем мы забудем о служащем, который отвечает за перекладывание документов, разносит корреспонденцию или готовит типовые бумаги. Уже сейчас есть полуавтоматические системы подготовки юридических документов для бизнеса и граждан. Пока речь идет о машинном обучении — алгоритм накапливает информацию о правильно или неправильно реализованной процедуре и на большом объеме данных предлагает оптимальные решения. Это еще не искусственный интеллект, но уже значительный шаг в его сторону.

«Цифра» на госслужбе обещает нам внушительную экономию. Только в ближайшие пару лет до 20% процедур можно оптимизировать за счет новых технологий. А это миллиарды сбереженных рублей в среднесрочной перспективе.

Но механическое сокращение «ручных» операций и полученная таким образом экономия — далеко не главное в цифровизации. На самом деле это мощный и разноплановый инструмент для повышения эффективности работы буквально по всем возможным направлениям.

В ходе масштабного опроса о развитии госслужбы, проведенного в 2016–2017 годах, эксперты называли меры, которые, по их мнению, обладают максимальным потенциалом с точки зрения повышения эффективности государственных гражданских служащих. Все эти меры, на мой взгляд, в той или иной степени могут быть реализованы через цифровизацию госслужбы и экономики в целом.

Например, 26% участников отмечали необходимость ускорения процессов планирования, принятия и администрирования решений. Еще 18% указали, что нужно четче разделять стратегические и тактические задачи. Обе этих проблемы идеально решаются в цифровой среде. Уже сейчас есть немало программных решений, которые позволяют планировать и контролировать выполнение задач намного быстрее и четче. Цепочки процессов можно автоматизировано отслеживать через IT-инфраструктуру, одновременно делая их прозрачнее, выявляя сбои и устраняя их причины.

Самым популярным ответом у экспертов было совершенствование системы карьерного роста госслужащих — 57% опрошенных указали этот вариант как возможную меру для повышения эффективности работы чиновников. Это вполне логично: хорошо представляя, как и за что его могут повысить, сотрудник лучше мотивируется и правильно расставляет приоритеты в своей работе. А чтобы карьерный рост происходил по внятным и понятным критериям, не опираясь на личные предпочтения и кулуарные договоренности, нужна системная цифровая основа. Механизмы кадрового продвижения уже совершенствуются в рамках развития портала «Госслужба». И по мере его развития становится всё меньше недоуменных вопросов о том, за что и почему кого-то назначили на ту или иную должность.

Еще одно направление для повышения эффективности — совершенствование механизмов, обеспечивающих открытость работы госслужащих. Этот вариант в ходе опроса называли 39% экспертов. Здесь логика тоже понятна: чем больше внешних наблюдателей и чем шире пространство для независимого мониторинга процессов, тем качественнее служащему придется работать под таким всеобъемлющим надзором. И снова «цифра» открывает широкие возможности и упрощает процесс. Ведь принцип открытости данных можно применить не только к статистике, но и к информации о работе конкретных подразделений и руководителей. Вряд ли они смогут игнорировать тот факт, что их деятельность находится под наблюдением пристального общественного ока.

Все эти меры необходимо реализовывать, опираясь на принцип личной ответственности, которую следует сделать неотъемлемой часть нашей новой цифровой экономики. И конечно же, такую ответственность могут (и должны) нести конкретные люди, а не машины. Именно человеку придется принимать финальные решения и отвечать за результат их реализации, даже если их воплощает в жизнь программа.

Экспертное сообщество, кстати, с этим согласно. В ходе того же опроса 45% участников в качестве важного приоритета указали именно развитие системы персональной ответственности. Но регламенты и правила по этому направлению необходимо определить уже сейчас. Иначе через некоторое время мы рискуем получить цифровые «перегибы», когда на ошибку компьютера придется жаловаться компьютеру и наказать за нее тоже сможет только компьютер.

Автор — директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир