Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Спорт
Боец Никулин назвал Сурова более «голодным» перед турниром, чем Скобенко
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Президент Чехии заявил об исчерпании ресурсов у Европы для поддержки Украины
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Пресс-релизы
Лидеры отечественного бизнеса обсудили инвестиционный климат в РФ
Общество
Бузова заявила, что ее не испугал шторм в день открытия ММКФ

Маленький приз

Политолог Дмитрий Орлов — о том, какие политические очки оппозиция может заработать на теме пенсионной реформы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Среди организаторов прошедших в минувшие выходные митингов против пенсионной реформы — все партии парламентской оппозиции и известные профсоюзы. Организаторами выступали даже те, кто некоторое время назад призывал повышать пенсионный возраст, например Алексей Навальный. Впрочем, ему это вряд ли сильно навредит. Население в целом не очень интересуется, кто и когда занимал ту или иную позицию. Массовая память, в том числе «политическая», у граждан любой страны довольно коротка.

Несмотря на сопоставимые (а иногда и просто идентичные) требования, организаторы акций выступали в основном отдельно друг от друга. Хотя сама по себе проблема пенсионной реформы достаточно значима, чтобы вокруг нее можно было выстроить общенациональную политическую кампанию. Такую, в которую включились бы все основные игроки — и профсоюзы, и политические партии, и общественные организации.

Но вместо этого мы видим, как каждая из сил реализует свою стратегию. Каждый игрок рассчитывает получить небольшой, но свой собственный приз.

В большинстве случаев «выигрыш» — это более благоприятный к тому или иному игроку настрой общественного мнения или некоторое улучшение результата на выборах.

Профсоюзные организации, особенно ФНПР, на фоне пенсионной реформы могут перезагрузить свой имидж и показать себя более активными борцами за права трудящихся. Конфедерация труда уже настроилась проявить себя максимально решительно — ее требования намного более радикальны, чем у ФНПР. Однако, несмотря на высокий градус требований и решительную тональность, вряд ли профсоюзы станут разрушать сложившиеся партнерства. Так, ФНПР традиционно взаимодействует с социально ориентированным крылом «Единой России», а Конфедерация труда — с «эсерами».

Интересы партий тем более понятны и прозрачны. На волне недовольства пенсионной реформой политики рассчитывают получить общий рост поддержки и уровня доверия, а также более внушительные результаты на грядущих региональных выборах.

Если бы вокруг пенсионной темы сложилась национальная коалиция, ее главным выгодоприобретателем, конечно, стала бы КПРФ. Она легко бы оттеснила на задний план и профсоюзы, и коллег по оппозиции.

Но и в одиночку коммунисты тоже могут добиться некоторых бонусов. Допускаю, что в отдельных регионах нынешней осенью КПРФ получит убедительные результаты. Но эти показатели, скорее всего, будут ситуативными: на карте России не появятся новые «красные» регионы и тем более новый протестный «пояс».

Конечно, как и любая непопулярная реформа, повышение пенсионного возраста осложнит избирательные кампании для всех провластных губернаторов и кандидатов на другие выборные должности. Они вполне могут получить на несколько процентов меньше, чем ожидали. Но не думаю, что повышение пенсионного возраста будет иметь настолько сильное электоральное значение, чтобы кардинально изменить ситуацию в политическом поле. Сегодня власть намного сильнее, энергичнее и решительнее, а ее поддержка среди населения существенно выше, чем в период той же монетизации льгот. А оппозиция тем временем ощутимо слабее.

У населения — это немаловажно — мы не видим такого масштаба недовольства, который мог бы иметь ощутимые политические последствия. Основные игроки тоже не демонстрируют решимости экстремально подогревать протест, чтобы использовать его в своих целях. Имеющееся недовольство и протест было бы очень непросто перевести в стремление сменить власть и поменять политический ландшафт, скажем, через проведение внеочередных парламентских выборов. И даже если представить себе такую ситуацию — все равно, даже все вместе взятые, оппозиционные силы не смогут набрать больше, чем «Единая Россия».

События такого масштаба, как досрочные выборы в парламент и последующая перемена политического ландшафта, могли бы стать тем большим общим призом, ради которого стоило бы создавать коалицию и затевать общенациональную кампанию против пенсионной реформы. Но такой сценарий в нынешних условиях невозможен. Этим главным образом и объясняется то, что коалиция против пенсионной реформы не складывается, а каждый игрок следует своей стратегии и готов довольствоваться своим собственным скромным призом. Большего в этой ситуации просто не выиграть.

Автор — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир