Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Международные соревнования «Гран-при «Небесная грация» проходят в Минске
Общество
ФСБ пресекла деятельность канала незаконной миграции в Ленобласти
Политика
Песков сообщил о подготовке визита Путина в Северную Корею
Мир
Индия примет участие в программах исследовательского реактора МБИР
Авто
Белорусские власти могут пересесть на автомобили Aurus
Происшествия
ВСУ выпустили 25 реактивных снарядов по селу в Белгородской области
Мир
Путин заявил, что легитимность Зеленского закончилась
Политика
Политолог допустил объявление импичмента президенту Грузии
Мир
Минобороны КНР предостерегло власти Тайваня от «игры с огнем»
Мир
Шольц назвал неприемлемой вечеринку с нацистскими лозунгами
Общество
Суд оставил в СИЗО экс-командующего 58-й армией ВС РФ генерала Попова
Авто
Массовый седан Hyundai Celesta стал доступнее в РФ
Мир
Международный суд ООН обязал Израиль прекратить военное наступление в Рафахе
Мир
Орбан сообщил о нежелании Венгрии участвовать в акциях НАТО вне страны
Общество
Панде Катюше из Московского зоопарка исполнилось девять месяцев
Общество
Выставку-форум «Россия» на ВДНХ посетил 14-миллионный гость
Мир
Милей назвал премьера Испании лжецом и трусом в ответ на отзыв посла

Новая эра индийской нефтепереработки

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин — о том, что саудиты платят любые деньги за возможность следовать за «Роснефтью»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На индийском рынке нефтепереработки появится новый мощный игрок — компания Nayara Energy Limited. Именно так, похоже, в скором времени будет называться актив, 49% в котором уже более полугода назад приобрела российская «Роснефть». Слово Nayara, происходящее от Naya (новый) и Era (эпоха), судя по всему, выражает видение компанией новой эры в энергетическом секторе, открывшейся перед ней благодаря поддержке новых акционеров — «Роснефти», Trafigura и UCP. И надо признать: быстрые и исключительно рациональные действия неудачливого конкурента «Роснефти» — Saudi Aramco — подтверждают такую оценку.

В августе прошлого года международный консорциум с участием европейского трейдера Trafigura и инвестгруппы UCP, как отмечала Financial Times, преодолел все препятствия, связанные с индийскими регуляторами и кредиторами, и завершил сделку, которая стала крупнейшей на сегодня прямой иностранной инвестицией в Индию. Добавим: а также крупнейшей в истории прямой зарубежной инвестицией российской компании.

«Роснефть» победила в ожесточенной конкурентной борьбе с пятью нефтегазовыми компаниями, среди которых были традиционно поставляющая сырье на Вадинарский НПЗ (главный актив EOL) National Iranian Oil Co и крупнейшая непубличная нефтяная компания мира по объемам добычи и величине запасов — Saudi Aramco.

Бороться было за что: Вадинарский НПЗ — второй по величине в Индии, входит в десятку наиболее современных в технологическом плане в мире и обладает собственным глубоководным нефтеналивным портом. НПЗ ориентирован на переработку тяжелой и сверхтяжелой нефти (и этим идеально подходит для венесуэльской нефти, с которой работает «Роснефть»). Хотя мощности завода загружены почти полностью, его специалистами разработан высокорентабельный проект увеличения производства на 20% — на 4 млн т в год. Долгосрочный же план развития предусматривает удвоение выпуска нефтепродуктов и строительство нефтехимического комплекса.

По оценке аналитиков Morgan Stanley, высокие технологические качества обеспечивают Вадинару в полтора раза более высокую маржу переработки, чем в Сингапуре (выше 10 долл/барр против 6,6). Аналитики «Уралсиба» оценивают вклад покупки EOL в чистую прибыль «Роснефти» с 2018 года на уровне полумиллиарда долларов.

В целом же EOL обеспечивает доступ к 20% наиболее перспективного в мире нефтепродуктового рынка Индии. Индийская экономика выросла за 2013–2017 годы более чем в 1,4 раза и, по прогнозу МВФ, увеличится к 2023 году еще более чем в полтора раза, причем темп ее роста будет неуклонно увеличиваться с 7,4% в 2018 году до 8,2% в 2023 году. Это максимальный показатель среди всех крупных стран.

Спрос на нефть растет сейчас примерно на 10% в год, а благодаря качественному увеличению доли среднего класса и, соответственно, изменению модели потребительского поведения в ближайшие 10–15 лет автопарк страны вырастет еще вчетверо: с нынешних 43 млн машин до 187 млн в 2030 году. Предполагается, что индийский автопарк достигнет 10% мирового, а спрос на нефть превысит этот уровень. Потребление нефтепродуктов только автомобильным хозяйством Индии вырастет более чем в четыре раза.

Один из ведущих мировых трейдеров — Trafigura пять лет назад, понимая перспективы Индии, уже пытался войти на ее рынок, крайне перспективный как сам по себе, так и с точки зрения доступа на азиатские рынки в целом, — но неудачно. Теперь с помощью Trafigura «Роснефть» будет укреплять позиции своего трейдингового подразделения.

Характерно, что, потерпев поражение в битве за Вадинар и убедившись в невозможности реванша, Saudi Aramco подписала с консорциумом индийских государственных нефтепереработчиков меморандум о взаимопонимании по поводу строительства крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего и нефтехимического проекта в Индии. Объем переработки (1,2 млн баррелей сырой нефти в день) значительно выше аналогичных показателей на Вадинарском НПЗ, однако ориентировочная стоимость (которая обычно увеличивается по ходу строительства даже в западных странах) — $44 млрд. Это вчетверо выше суммы сделки по приобретению EOL ($10,9 млрд) без учета $2 млрд, в которые был оценен глубоководный порт при Вадинарском НПЗ, сопоставимый по своим масштабам с Новороссийским портом. Однако надо учесть, что в эту сумму входит не только нефтеперерабатывающий комплекс, но и стремительно расширяющаяся сеть АЗС. За время ведения переговоров о покупке их число выросло с менее 2 тыс. до 3,5 тыс., с момента приобретения EOL новыми акционерами оно увеличилось еще на 25%, достигнув 4,5 тыс., а в ближайшие годы их число намечено довести до 6 тыс.

При этом «Роснефть» и международный консорциум приобрели успешно работающее и только что модернизированное предприятие, в то время как саудовский проект в Индии, как и всякий новый объект, после постройки предстоит еще долго «выводить на проектную мощность».

Таким образом, Saudi Aramco (а поскольку отношения государства с госкомпаниями в Саудовской Аравии носят отчетливо более тесный характер, чем в России, Норвегии или Италии, можно говорить и о Саудовской Аравии как таковой) своими действиями вслед за международными аналитиками подтверждает правильность стратегии «Роснефти», выражая намерение войти на индийский рынок, правда, на значительно худших условиях, со значительно большими затратами и значительно позже.

Автор — директор Института проблем глобализации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир