Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Дюнкерк с другого берега

Джо Райт рассказал о темных временах войны и героизме Черчилля
0
Фото: UPI
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прошлом году активно обсуждалась коллизия, когда российские кинематографисты сделали сразу две картины про космос: «Время первых» и «Салют-7». Но англичане пошли дальше: с разницей в несколько месяцев появились два больших проекта про один и тот же эпизод Второй мировой — операцию «Динамо», когда были спасены более 300 тыс. солдат войск союзников, заблокированных на французском побережье у городка Дюнкерк.

Давно живущий в Лос-Анджелесе уроженец Лондона Кристофер Нолан снял фильм, который так и называется — «Дюнкерк». Прославившийся экранизациями британской классики и нашей «Анны Карениной» англичанин Джо Райт — «Темные времена»: та же операция «Динамо», но увиденная с другого берега Ла-Манша, из кабинета премьер-министра на Даунинг-стрит. «Дюнкерк» появился на российских экранах прошлым летом, «Темные времена» в США стартовали в конце декабря и теперь выходят в наш прокат. 

Война в «Дюнкерке» — это война в небе, на земле и на море — в буквальном соответствии со знаменитой речью Черчилля, произнесенной 4 июня 1940 года, уже после завершения операции. То, чего нет в фильме Кристофера Нолана и о чем рассказывает Джо Райт, — это еще одна война: в правительственных кабинетах, в парламенте, в королевском дворце. Война за то, чья сторона возобладает — сторонников мира любой ценой или тех, кто не готов мириться с господством Гитлера.

Черчилль мириться не хотел. Сейчас, в исторической ретроспективе, понятно, до какой степени он был прав. Но тогда правота эта совсем не казалась очевидной. Действительно, что разумнее: спасти свою семью (в данном случае свой народ), заключив перемирие с соседом-бандитом, или идти на него войной, зная, что останешься с сильным врагом один на один? Однозначного ответа нет, особенно когда твою решимость поначалу никто не поддерживает, кроме самого близкого человека — жены (блистательная роль Кристин Скотт Томас).

Европа склоняется под натиском Гитлера, США придерживаются нейтралитета — в фильме есть блистательная сцена телефонного разговора британского премьера и американского президента про то, что купленные уже Англией самолеты Америка отдать ей не сможет, но готова подогнать к канадской границе, а оттуда англичане пусть сами их вывозят на лошадях. Про Сталина в «Темных временах» не упоминается вовсе, но каждый, знакомый с историей ХХ века, понимает: рассчитывать на поддержку советского лидера Черчилль в тот момент вряд ли мог.

Темные времена по Джо Райту — это не только мрачный период войн и испытаний. Это момент, когда человек будто оказывается запертым в темноте собственной черепной коробки, ни через одну из дверей не пробивается спасительный свет, а выход всё равно надо искать. Фильм — о поиске этого выхода.

Но все тончайшие режиссерские ходы, лишь изредка сбивающиеся на фирменной голливудский пафос (когда в поисках ответа Черчилль символично спускается в подземелье, а именно — в лондонскую подземку, чтобы понять и прочувствовать настрой простых граждан), вся виртуозная работа камеры, весь этот тревожный монохром, весь замечательный подбор исполнителей не сработали бы без одного главного «аттракциона»: Гари Олдмана в роли Уинстона Черчилля. Это не просто роль на преодоление, а полное изменение своих психофизических параметров.

Стараниями гримера Кацухиро Цудзи Олдман каждый день, тратя на это по четыре-пять часов, превращался в Черчилля. Тем, кто, предположим, никогда не видел актера, будет трудно поверить, что в реальной жизни он совсем не полный человек, да и лепка лица иная. Олдман научился выглядеть, как Черчилль, двигаться, как Черчилль, и говорить, как Черчилль (к сожалению, в дублированной версии этого не оценить) — ведь именно ораторский дар премьера в конечном итоге и определил, по какому пути пойдет страна.

Это роль шекспировского масштаба, таких немного выпадает на актерскую биографию, хотя Олдману давно и прочно везет. Многие считают, что в этом году повезет по-крупному и он обретет наконец свой «Оскар». «Золотой глобус» и несколько важных профессиональных наград за эту роль Олдман уже получил.

 

Прямой эфир