Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Франции опроверг отправку войск на Украину
Мир
Активисты попытались облить красной жидкостью австрийского министра
Авто
Представлен обновленный Aurus Senat
Политика
Путин поблагодарил правительство за совместную работу
Мир
Число погибших из-за наводнений в Бразилии возросло до 83
Мир
Верхняя палата парламента Белоруссии одобрила законопроект о приостановке ДОВСЕ
Авто
Haval начнет продавать в РФ гибридные автомобили
Мир
Египет призвал Израиль проявить сдержанность и избежать эскалации в Газе
Общество
СК РФ предъявил журналистке Кеворковой обвинение в оправдании терроризма
Недвижимость
Число квартир бизнес-класса в продаже в Москве выросло на 30% за год
Мир
СМИ узнали об отсутствии денег у Италии на повышение военных расходов
Мир
В Молдавии призвали не оплачивать штрафы за ношение георгиевской ленты
Мир
Си Цзиньпин призвал Францию и ЕС создать условия для мирных переговоров по Украине
Мир
Нидерланды продлили военное присутствие в Литве на два года для сдерживания РФ
Происшествия
В иркутском городе Вихоревка огонь уничтожил около 25 дачных домов
Мир
ХАМАС заявило о готовности защищать палестинцев в случае операции Израиля в Рафахе
Общество
Ветеран ВОВ Харитон Гринблат рассказал о начале войны в Одессе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит фильм «Форма воды» — один из главных фестивальных хитов. Осенью он получил главный приз Венецианского фестиваля, а в январе автор картины Гильермо дель Торо удостоился премии «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. Корреспондент «Известий» встретился с триумфатором и расспросил его о секретах творчества.

— Ваш фильм вышел в США только в ограниченный прокат из-за эротической составляющей. Он шел не во всех кинотеатрах и только вечерними сеансами. Это как-то отразилось на сборах?

— Отразилось, конечно. Причем в положительном смысле — оказалось, что меньшее количество сеансов, но при полных залах гораздо лучше, чем когда сеансов много, но приходит на них всего пять-шесть человек.

— Сюжет о любви красавицы и чудовища, положенный в основу фильма, используется творцами с незапамятных времен. Почему вы все-таки выбрали эту тему?

Между популярными легендами о красавице и чудовище и моей историей существует огромная разница. Во всех легендах чудовище в конце превращается в человека, которого можно не просто любить, но и жить с ним вместе. В обычном человеческом смысле — вместе завтракать, воспитывать детей, ходить в гости. Мое же чудовище остается чудовищем. Влюбиться в него можно. Но жить вместе с ним на земле среди людей нельзя.

Гильермо дель Торо и команда фильма «Форма воды» с наградами «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» 

Фото: REUTERS/Monica Almeida

— Монстр у вас не владеет человеческим языком в принципе, а девушка — немая из-за травмы, полученной в детстве. Это была очень смелая идея — сделать главных героев неспособными к членораздельной речи.

— Конечно! В этом для меня заключалось самое важное — показать любовь через мимику, взгляды, касания, а не через банальное «ах, я тебя люблю». Я думаю, мир стал слишком циничен, люди стесняются показывать любовь. Над влюбленными смеются. А на самом деле в мире нет ничего важнее любви.

— В фильме смешано множество тем, мотивов, жанров, стилей, языков. Что из вашего жизненного опыта вы вложили в эту пеструю ткань?

— Практически всё. Этот фильм — автобиография. Такой же автобиографией был и «Лабиринт Фавна», и «Хребет Дьявола». Поэтому эти фильмы и удались, я считаю.

— И все-таки, что конкретно из вашей жизни вошло в «Форму воды»?

— Ну, во-первых, я — эмигрант. Я приехал из Мексики в США уже взрослым человеком. То есть я был, есть и буду чужим. Странным. Как монстр. Во-вторых, я мексиканец. Осознание неизбежности смерти и спокойное принятие ее у нас в крови. Смерть — главная героиня нашей культурной традиции и далеко не всегда отрицательная. Для всех остальных людей смерть — это страшное горе, конец всему. А мы даже не мыслим такими понятиями.

— Вы очень начитанный и образованный человек, хорошо знаете мировую литературу. Поэтому вы не только режиссер своих фильмов, но и сценарист, и художник, и гример, и костюмер?

— Это вряд ли как-то связано со знанием мировой литературы. Просто я прошел кинематографическую школу от и до. Знаю все стили —  от документального кино и до мюзикла. Хорошо разбираюсь в технике. А начинал я гримером. Был ассистентом у знаменитого художника по гриму Дика Смита («Таксист», «Экзорцист», «Крестный отец»). Находясь на съемках, всё время наблюдал за работой операторов, осветителей. Отмечал их удачи и ошибки. Думал, что бы я сделал иначе. Потом учился три года на курсах сценаристов. И всё время снимал что-нибудь для других по заказу.

Кадр из фильма «Форма воды»

Фото: Двадцатый Век Фокс СНГ

А книги? Ну да, конечно, это важно. Кино — это ведь синтез всех искусств. Но живопись здесь на первом месте. Вот, например, Гоген. У него всё имеет значение — не только содержание, композиция и перспектива. Но и какие кисти использовались, из чего сделаны краски, как накладывался мазок, какое было освещение...

— В вашей фильмографии более сотни работ. Если предположить, что вы начали снимать в 17 лет, а сейчас вам 53, то получается, что вы делали по три фильма каждый год.

— Математика тут не подходит. Некоторые фильмы снимались за неделю. А некоторые — десятилетиями. Готовить «Форму воды» я начал еще в детстве. А непосредственно процесс производства занял три года.

— То есть идею фильма вы придумали еще ребенком?

— Да. В Гвадалахаре, где мы жили, был свой телевизионный канал, по которому постоянно крутили американские фильмы ужасов. В воскресенье с утра моя семья отправлялась в церковь, а после мне разрешалось целый день смотреть фильмы. Так что я знал в лицо всех монстров, когда-либо созданных в Голливуде. И я их всё время рисовал в своих школьных тетрадях, блокнотах — везде. И старался усовершенствовать. Придумывал своих монстров. Подводное чудище из фильма «Тварь из Черной лагуны» мне особенно запало в душу. Думаю, что с тех пор эта идея поселилась во мне и не давала покоя вплоть до 2015 года, когда я наконец решился делать фильм.

— А самый первый свой фильм помните?

 

— Конечно, помню. Мне помог его сделать отец — речь в нем шла о картофелине, которая решила захватить власть в мире.

— То есть вы тяготели к анимации?

— Нет, анимация, на мой взгляд, скучна. Как ни оживляй рисунки, они всё равно не дадут ощущения живого дышащего тела. Мне нужно, чтобы монстры жили и взаимодействовали с людьми на одной волне. Этого невозможно добиться рисованной анимацией.

— То есть живые актеры плюс спецэффекты?

— Да. Спецэффекты для меня — самое важное и интересное. Я ведь даже когда-то давно, лет 20 назад, создал в Мексике свою студию спецэффектов и там сделал свой первый фильм.

— Можете рассказать, как вы делали монстра для «Формы воды»?

— Вы хотите, чтобы маг раскрыл свои секреты? Нет уж. Могу только сказать, что я его делал не в одиночку. Мне помогали ребята из студии Mr. X в Торонто.

Кадр из фильма «Форма воды»

Фото: Global Look Press/ZUMA/Fox Searchlight Pictures

— Сейчас многие американские режиссеры стараются снимать в странах, где предлагаются налоговые поблажки для кинематографистов, в Канаде в том числе. Вы тоже поехали снимать в Торонто, чтобы сэкономить бюджет?

— Нет. Если захочу сэкономить, я всегда могу поехать в Мексику — люди там очень бедные, работают за гроши, я бы им хоть помог заработать на кусок хлеба. Здесь же дело было в другом. Деннис (создатель студии Mr. X программист Деннис Берарди. — «Известия») уверен, что работа со спецэффектами ему удается на 100% только тогда, когда он с самого начала участвует в съемках. Поэтому он говорит режиссерам: «Хотите, чтобы я вам помог делать пост-продакшн, — приезжайте и снимайте с самого начала здесь, в Торонто, на моих глазах». И он прав. Поэтому мы и поехали в Торонто.

Это, кстати, он придумал нашему монстру имя Чарли. Он вообще считает Чарли своим детищем. Но на самом деле в Чарли не так уж много компьютера. Он живой. Единственное, что мы никак не могли осуществить без компьютера, — это заставить жабры на его груди двигаться при дыхании. Актер в костюме (исполнитель роли монстра Даг Джонс. — «Известия») физически не мог этого сделать. Так что мы провели в Торонто три года. Теперь у меня там тоже дом.

— Но вы по-прежнему живете в основном в Лос-Анджелесе? Говорят, ваш дом — настоящий музей монстров. В прошлом году Музей современного искусства Лос-Анджелеса (LACMA) даже организовывал туда экскурсии.

— Да, я дал им такое разрешение, потому что я всё равно был тогда в Торонто. Но теперь я решил больше не пускать сюда посетителей. Я здесь прячусь — я монстр, и мне полагается моя собственная пещера. Мне здесь хорошо, я здесь думаю, рисую, читаю, пишу. Это был первый дом, который я купил в Лос-Анджелесе 15 лет назад. Он был дешевым. В этом районе проживают в основном иммигранты. Здесь редко услышишь английскую речь — все говорят по-испански. Когда семья разрослась и я стал зарабатывать больше, то купил соседний дом и соединил их в одно владение. А затем, когда я стал зарабатывать очень много, все стали убеждать меня, что это непрестижно оставаться в таком районе.

Я не мыслю такими категориями. Я остаюсь мексиканцем и люблю своих соплеменников. Но жена считала, что нашим дочерям не следует ходить в районную школу. Короче, мне пришлось перевезти семью в хороший дом в хорошем районе с хорошей школой. Но поскольку я все-таки был уже не бедный человек, то решил не продавать старый дом. Соответственно не было никакой необходимости разбирать и выбрасывать старые вещи. Поэтому всё, что я когда-либо делал в жизни, спокойно хранится здесь.

Статуя Ангела смерти из фильма Гильермо дель Торо «Хеллбой – 2» на выставке «Дома с монстрами» в Художественной галерее Онтарио в Торонто

Фото: Global Look Press/dpa/Manuela Imre

Тысячи дисков и кассет с фильмами, которые я смотрел или снимал. Все компьютерные игры, все комиксы. Наверное, тысяч 10–12. Не считал точно. Сотни книг по истории живописи — я постоянно их перечитываю и рассматриваю репродукции картин. И все мои детские тетради с рисунками монстров, которые мама хранила эти годы у себя, она тоже привезла сюда. Ну и поскольку места было всё еще достаточно, я не выбрасывал макеты и костюмы всех моих монстров со съемочных площадок, а тоже свозил их сюда. Фавн, Чарли, все привидения, призраки, куклы — они живут здесь со мной. Они выглядят страшновато. Но в душе это несчастные, страдающие, одинокие и добрые существа.

— Не такие уж добрые. Призрак в «Маме» уводит с собой в небытие младшую сестренку. Фавн допустил смерть невинной девочки Офелии. Да и герой «Формы воды» тоже не совсем плюшевый медвежонок.

— Люди убивают подло. Чудища — нет. Когда убивают люди — это зло. Они и есть настоящие монстры, палачи и убийцы. А когда убивают чудища — они всё равно остаются добрыми. За смертью следует вечность. И между белым днем и темной ночью, между бытием и небытием существует еще великое множество прекрасных и загадочных состояний.

— У вас три компании. Одна из них — Cha Cha Cha Films — создана вами вместе с Альфонсо Куароном и Алехандро Гонсалесом Иньярриту — такими же, как и вы, успешными мексиканскими режиссерами. Вас так и называют: три друга. Как вы встретились?

— С Куароном мы познакомились лет 30 назад, когда работали вместе на сериале в Мексике. А с Иньярриту — не помню.

Альфонсо Куарон и Гильермо дель Торо

Фото: Global Look Press/AdMedia/Birdie Thompson

— Иньярриту рассказывал, что однажды вы позвонили в дверь его дома в шесть часов утра, пошли прямиком к его холодильнику, съели всё, что там было, легли спать в его гостиной и проспали три дня. С тех пор вы с ним друзья.

— О, да-да. Только я не просто спал эти три дня, а еще помог ему сделать фильм. Он тогда был большим боссом на мексиканском телевидении. И думал, что он самый великий. Никто не самый великий. Идея в том, чтобы понять, в чем именно ты большой мастер, и помогать научиться другим. Я помог разным людям — сделал дюжину фильмов, ничего не требуя взамен. Я обучил многих начинающих режиссеров. Так что теперь все эти люди мои должники.

— На будущее у вас запланировано 19 фильмов. Это же огромная работа. 

— Запланировано — еще не значит осуществится. Я не начинаю делать фильм, пока не почувствую, что готов за него умереть. Я просто жду, когда это чувство во мне проснется. Это — любовь. Я должен дать фильму свою ДНК. Наша этническая и культурная ДНК имеет ценность. Если ты мексиканец — будь им. Если ты русский — будь им тоже.

— Кстати, о русских. На роли советских разведчиков в «Форме воды» вы взяли американских актеров. Почему не русских?

— А что общего между советскими разведчиками 1962 года, которые участвуют в фильме, и современными русскими актерами?

— Ничего, кроме языка.

— Вот и я так подумал. Внешне американский актер от русского ничем не отличается. А язык всё равно в каждой стране будет дублироваться прокатчиками. Не думаю, что фильм потерял что-то из-за того, что советских разведчиков играют американские актеры. А вот русский фольклор для меня имел очень большое значение. Поэтому я пригласил русских актеров на роли музыкантов (Евгений Акимов, Сергей Никонов, Алексей Панкратов. — «Известия»). Песня «Очи черные» — это сокровище, где, собственно, и прячется ваша русская ДНК.

 

Прямой эфир