Джош Бролин нашел себя в «Деле храбрых»
В российский прокат выходит «Дело храбрых» Джозефа Косински — основанная на реальных событиях драма о пожарных с мощным актерским составом. Помимо Джоша Бролина («Старикам тут не место») и поющего кантри Джеффа Бриджеса («Большой Лебовски»), в фильме можно также увидеть в небольшой роли прекрасную Энди МакДауэлл («День сурка»), редко появляющуюся на большом экране в последние годы. Фильм уже собрал прекрасную критику в Америке — лучшую в карьере режиссера.
Бывший наркоман, ныне законопослушный семьянин и глава городской пожарной станции в Аризоне Эрик Марш (Бролин) хочет организовать собственную команду спецов для борьбы с лесными пожарами. Огонь с каждым годом всё ближе подбирается к заповедным лесам вокруг города, и если случится катастрофа, помощи будет ждать неоткуда. В это время к команде прибивается проблемный новобранец Брендан Макдоннах (Майлз Теллер из «Одержимости»). Годы наркотической зависимости и тюремный срок лишили парня надежды на нормальную работу, но Марш дает ему второй шанс.
В основе фильма — реальные события, произошедшие с пожарной командой «Сорвиголовы Гранитной горы» в 2013 году. Лаконичный синопсис («фильм о героях-пожарных») и имя постановщика Джозефа Косински, известного по фантастическим эпикам «Трон: Наследие» и «Обливион», настраивает на визуально изобретательное, но не особо глубокомысленное зрелище. Картины огненной стихии здесь действительно есть, и весьма впечатляющие (кадры пожаров, волной накрывающих лесные массивы, будто вырезаны из фэнтези про демонов и магов), но все-таки остаются на втором плане. На деле мы имеем дело с неторопливой разговорной драмой про парней, для которых ежедневный героизм стал рутиной.
Жанр картин, подобных «Делу храбрых», можно определить как «фильм-памятник». Главный смысл такого кино — воздать должное героям, зафиксировать для вечности их деяния и донести информацию о них до максимально широкой аудитории. Кроме того, как и каменные изваяния, эти фильмы часто скупы на детали и неотличимы друг от друга. Рамки канонизированных биографий (на страже которых стоят родственники или ярые поклонники) серьезно сковывают руки сценаристам. Но «Дело храбрых» оказывается гораздо смелее многих предшественников.
Во-первых, персонажей здесь нельзя назвать однозначно положительными (особенно героя Джоша Бролина), хотя, стоит признать, метания их и не лишены некоторой картинной позы. Помимо прочего, Майлз Теллер, перекрасившийся для фильма в блондина, даже добавляет своему персонажу немного самоиронии, обычно противопоказанной житийным жизнеописаниям. Во-вторых, и это главное, в основе фильма лежит мощная, искупающая едва ли не все огрехи метафора, которая многое объясняет не только про пожарных и людей других опасных профессий, но и вообще про настоящих мужчин.
Из картины мы узнаем: чтобы победить возгорание в природе, нужно лишить огонь пищи. То есть просчитать траекторию движения и разжечь свой собственный пожар, отправив его навстречу. Ровно так же поступают люди с трудной судьбой, выбирая себе работу пожарного. Если судьба ставит тебя на край, лишая выбора и надежды, клин нужно вышибить клином. И так сегодняшний изгой завтра может стать примером для всей страны.