Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Эксперты оценили кампании победивших губернаторов

Факторами успеха стали новый тип политической коммуникации и обращение к образу будущего
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новый политический язык и «зеленая папка» Владимира Путина стали главными приметами трансформации подходов к управлению регионами, которая обеспечила успех врио губернаторов, победивших на выборах 10 сентября. Эта трансформация включает в себя как новый политический язык, так и новый подход к агитации и формированию избирательных программ, являющихся также программами развития регионов. Такие выводы содержатся в совместном докладе кремлевского think tank ЭИСИ (Экспертный институт социальных исследований) и научно-исследовательского центра «Особое мнение».

В тексте доклада, с которым ознакомились «Известия», отмечается, что большая часть победивших на выборах губернаторов были новичками: только 5 из 16 управляли регионами в течение предыдущей легислатуры, включая Евгения Савченко, который руководит Белгородской областью с 1993 года. При этом из 11 новых кандидатов большая часть — 7 человек — оказались «спринтерами», их назначение на пост врио состоялось зимой-весной 2017 года.

«Несмотря на различия в возрасте и предшествующих биографиях, избранные главы оказались представителями одного политического поколения, командой людей, разделяющих общие подходы и картину миру», — говорится в тексте доклада.

В качестве ключевых черт «нового политического языка» авторы исследования выделили возросшую роль диалога во взаимодействии с гражданским обществом, в том числе с НКО, применение современных коммуникационных и управленческих технологий, запрос на перемены и развитие. Краеугольным камнем программ победивших врио, по мысли авторов доклада, стало всестороннее повышение качества жизни — для молодого поколения, для пенсионеров, для жителей сельской местности, а также качество здравоохранения, образования, социальной поддержки и развитие человеческого капитала. По мнению авторов доклада, поддержанные президентом врио глав регионов победили на выборах благодаря тому, что «предложили конкурентный и востребованный образ будущего и пути его достижения».

В докладе подробно анализируются элементы нового типа политической коммуникации, который был предложен губернаторами-«технократами». В частности, говоря об их политическом языке, эксперты отметили «склонность к порождению мемов». В качестве примеров приводится фраза, сказанная главой Марий Эл Александром Евстифеевым в День космонавтики («Из космического у нас только долги»), обещание главы Калининградской области Антона Алиханова сделать из столицы региона «конфетку мирового масштаба» и другие яркие, широко цитировавшиеся выражения. Однако главным, по мнению авторов доклада, стала не столько яркость выражений, сколько идея вовлечения в совместную деятельность, общественного консенсуса. В слоганах многих врио присутствовали слова «диалог» и «вместе». Открытость и готовность к диалогу подчеркивались на уровне технологических решений: кандидаты власти широко практиковали внедрение электронных управленческих сервисов (Ярославская и Кировская области, Карелия) и работу с социальными сетями (Калининградская область).

Похожие черты прослеживались, по мнению авторов доклада, и в агитационном лексиконе: подчеркивалась устремленность в будущее, делался упор на «презентацию образа будущего» для региона. Этому тренду соответствовали все компании, в том числе и политического старожила Евгения Савченко (слоган — «Через перемены к новому качеству жизни»). Авторы доклада также отмечают, что от времени пребывания губернаторов в должности не зависел выбор агитационно-пропагандистских форматов. «Новые губернаторы оказались частью одного политического поколения», — констатируют они.

Авторы исследования также подробно разбирают феномен «зеленой папки» (подшивка жалоб и обращений, полученных Владимиром Путиным в ходе «прямой линии» 15 июня), которая стала обязательным атрибутом встреч главы государства с назначенными врио. Президент с июня по сентябрь посетил 12 регионов и встретился с фаворитами избирательных кампаний, еще с четырьмя он встречался за пределами регионов. «Зеленая папка» не фигурировала только в двух случаях — в Удмуртии (туда глава государства приехал вскоре после эфира и встретился с жителями барака, дозвонившимися на «прямую линию») и в ходе встречи с врио главы Пермского края Максимом Решетниковым (папка не упоминалась в разговоре, но лежала на столе).

«Новый формат общения с главами регионов стал приметой возвращения президента от преимущественно международной повестки к вопросам «на земле». А в кампании губернаторов «зеленая папка» стала лакмусовой бумажкой, ярко демонстрировавшей способность кандидатов от партии власти в сжатые сроки решать ключевые проблемы», — констатируют авторы доклада.

Директор исследовательского центра «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева, комментируя содержание доклада для «Известий», отметила, что разные по своему политическому генезису губернаторы оказались представителями одного политического поколения не по возрасту, а по способности «идти в ногу с политическим временем».

— При назначении временно исполняющих обязанности ключевым критерием, очевидно, стала их способность соответствовать современным политическим реалиям, быть динамичными, эффективными, демонстрировать стратегическое видение ситуации, — пояснила она. — Исходя из этого назначались новые главы регионов или принималось решение о том, что тот или иной губернатор пойдет на новый срок. В этом отношении, например, Савченко может дать фору многим молодым руководителям. Именно эта способность предложить новое видение будущего развития региона и стала фактором успеха поддержанных президентом врио на выборах.

Екатерина Курбангалеева также отметила, что кампании всех кандидатов от оппозиции, занявших вторые места (в 7 регионах они набрали более 15% голосов), строились по принципу «от противного» — на призыве не поддерживать кандидата ЕР, а не на собственной политической программе.

— Их программы аморфны, в основном состоят из популистских лозунгов и обещаний, — сказала она. — Выделяются на этом фоне только программы кандидатов от КПРФ Ольги Алимовой (Саратовская область) и Ольги Ефимовой (Новгородская область). Это говорит о том, что такой политический язык не востребован у избирателей, оппозиции имеет смысл подумать об этом накануне следующих выборов.

Член совета директоров ЭИСИ Глеб Кузнецов сказал «Известиям», что доклад готовился как своего рода «дорожная карта» для следующих новых управленцев в регионах.

— Первое поколение губернаторов новой формации проторило дорогу, сформулировало новый политический язык, — отметил он. — Логично было бы, чтобы следующие поколения губернаторов использовали этот положительный опыт — как себя вести с Москвой, как продвигать свои идеи.

Прямой эфир