Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Мир
В Польше заявили о неподготовленности армии к военному конфликту
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Интернет и технологии
В Кремле заявили о принимаемых РКН мерах по блокированию VPN-сервисов
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
В Харькове сообщили о лишении города собственной генерации электричества
Мир
Патрушев указал на боязнь прозападных стран признать правоту РФ по Украине
Происшествия
В Симферополе загорелись три железнодорожные цистерны
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Айсберг драматургии

Актриса Наталья Варлей — о творческом и жизненном пророчестве Александра Вампилова
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

19 августа драматургу Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет. Я познакомилась с ним в последний год его жизни. В апреле 1972 года в Театре им. К.С. Станиславского, в труппу которого я пришла по окончании Щукинского училища, вывесили распределение ролей в спектакле «Прощание в июне» по пьесе Александра Валентиновича. На главную мужскую роль — студента Колесова — был назначен Эммануил Виторган. Я получила главную женскую роль — профессорской дочки Тани.

Постановку должен был осуществить Александр Товстоногов, сын Георгия Товстоногова, главного режиссера ленинградского БДТ. Сам Александр Георгиевич на тот момент уже успел прославиться мюзиклом «Три мушкетера» в московском ТЮЗе. А вот имя Вампилова, молодого иркутского драматурга, выпускника Высших литературных курсов при Литинституте имени Горького, было в Москве еще почти никому не известно. Хотя в Иркутске он много печатался в журналах и газетах под псевдонимом А. Санин, а к 1972 году практически все его произведения были опубликованы в журналах «Ангара» и «Сибирь».

На читку пьесы «Прощание в июне» Вампилов специально прилетел из Иркутска в Москву и сам читал ее, заметно волнуясь — все-таки столичный театр! Не могу сказать, что все пришли в восторг — некоторым произведение даже показалось поверхностным и надуманным... Но начались репетиции, и стало понятно, что драматургия Вампилова — айсберг. И чем дальше, тем глубже и сложнее раскрывалось нам то, что заложено автором.

Не люблю сравнения, но легкость пера и глубина мысли были у Саши сродни пушкинским. «Саша» — это не из фамильярности. Все его так называли — он сам просил. Да и был он человеком молодым, внешне похожим на красивого кудрявого японца. Спокойный, интеллигентный, скромный, даже застенчивый...

Репетировать «Прощание» мы начали в Москве, а выпускали на гастролях в Красноярске. Вампилов прилетел на красноярскую премьеру. Не помню, как я играла — настолько волновалась. Но хорошо помню, что у меня было непреодолимое желание скрыть, что я еще не пришла в форму после рождения сына. Костюмы нам не успели сшить, поэтому на мне была какая-то жуткая замшевая юбка, которая меня никак не красила. Я ходила по сцене слегка бочком, как краб, полагая, что таким образом «немножко спрячу свои недостатки».

За эту замечательную походку мне досталось на худсовете. И один уважаемый артист предложил «артистку Варлей поменять на другую исполнительницу». Но присутствовавший на обсуждении Вампилов попросил слова и сказал, что Таню он писал именно такой и «артистка Варлей всё очень верно поняла и почувствовала и движется в правильном направлении. А остальное придет в процессе репетиций и веры в себя... А вот Виторган хоть и хороший артист, но слишком взрослый для роли студента...»

В результате меня он отстоял, а на роль Колесова был назначен Василий Бочкарев. Красноярская премьера состоялась 20 июня. А 22-го был мой день рождения. В тесном гостиничном номере собрались участники и создатели спектакля. Пришел и Саша Вампилов. Веселились, пели, играли на гитаре, говорили тосты. В какой-то момент Юра Гребенщиков (он замечательно играл в спектакле роль Гомыры) начал гадать по руке всем желающим. Взял руку Вампилова и... опустил. Все притихли. А Саша произнес: «Ну что же ты замолчал? Да, я знаю, что линия жизни у меня обрывается...»

Нам стало не по себе. Но не настолько, чтобы прервать праздник. Слова Саши многим показались глупой шуткой. А они, как выяснилось, были пророческими. 19 августа Александру Вампилову исполнялось 35 лет. Мы уже сочинили текст поздравительной телеграммы. Но не успели отправить. Вечером 17 августа из Иркутска пришло сообщение о Сашиной гибели...

Они с братом возвращались с рыбалки на Байкале. В районе Листвянки недалеко от берега их лодка натолкнулась на топляк и перевернулась. Брат выплыл, а Саша не сумел — теплая одежда намокла и потянула его ко дну. Наверняка можно было его спасти, если бы он позвал на помощь — на берегу были люди. Но он постеснялся кричать. И в этом был он весь...

Биографы Александра Вампилова пишут, что при жизни ему не довелось увидеть свои пьесы на сцене. Это не совсем так. Московская премьера «Прощания в июне» действительно состоялась уже осенью, после его гибели. Но Саша увидел спектакль в Красноярске и дал добро. Пьеса очень долго была в репертуаре театра и шла с большим успехом.

Позже пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота», «Старший сын», «Провинциальные анекдоты» были поставлены в Москве: в Театре имени Ермоловой, во МХАТе, в «Современнике»... Они завоевали зрительскую любовь по всей стране и за рубежом. Да, Вампилову не удалось увидеть эти постановки. Не увидел он и фильмы, снятые на основе его произведений.

Думаю, он порадовался бы прекрасным актерским работам Евгения Леонова, Коли Караченцова, Наташи Егоровой, Светланы Крючковой и Михаила Боярского в замечательном телевизионном фильме Виталия Мельникова «Старший сын». А впрочем, история не терпит сослагательного наклонения. Никто не может знать, что понравилось бы Саше Вампилову из постановок его произведений — он был человеком сложным и взыскательным. В одном можно не сомневаться — его будут ставить снова и снова, потому что написанное им актуально и сегодня.

Автор — актриса

Прямой эфир