Имитация реальности «Над глубиной»
В российский прокат вышел драматический триллер австралийского режиссера Джералда Рашионато «Над глубиной: хроника выживания», снятый в популярном жанре псевдодокументалистики. Хорроры про акул уже давно стали традиционным летним жанром. В прошлом году зрители наблюдали за борьбой серфингистки и акулы в красочной «Отмели», а этим летом уже успели посмотреть великобританский фильм «Синяя бездна» на ту же тему. Но именно «Над глубиной: хроника выживания» может стать примером инновационного подхода к теме — авторы отошли от традиционного сюжета про акулу-людоеда и заново открыли зрителю жанр мокьюментари.
Псевдодокументалистику создатели хорроров полюбили с легкой руки режиссера культового фильма «Ведьма из Блэр». Во-первых, подобный формат позволяет снимать фильмы за очень небольшие деньги, во-вторых, нагнать страха легче, когда детали на экране размыты. В последнее время повальное увлечение режиссеров этим приемом привело к появлению огромного количества откровенно слабых картин, и это в итоге дискредитировало жанр.
Но Рашионато внедрил в ткань фильма реальную проблематику, что придало истории правдивость и драматизм. Дело в том, что для Австралии нападения акул на любителей водного туризма и серферов — ежедневная реальность, а не щекочущие нервы фантазии. Сюжет фильма Рашионато вполне мог развиваться в настоящей жизни.
Трое молодых друзей приезжают к родственникам в Сидней и отправляются на аттракцион — погружение в клетке к акулам. Джефф, главный затейник компании, снимает всё на камеру, чтобы потом смонтировать ролик для реалити-шоу и стать его участником.
Троица в надежной клетке опускается под воду, а вокруг кружат собравшиеся на приманку акулы. В момент, когда клетку начинают поднимать на поверхность, судно опрокидывает огромная волна и туристы оказываются в кишащей морскими хищниками воде — без помощи и надежды на спасение. Однако у Джеффа и его друзей хватает мужества начать борьбу за выживание и продолжать снимать всё на камеру…
Далее фильм действительно превращается в хронику, впечатляющую своей натуралистичностью, причем акцент сделан не на акульих челюстях, а на взаимоотношениях героев. В экстремальных условиях раскрывается характер каждого персонажа, и становится понятно, что приключения — не для каждого, а относиться к предупреждениям на плакатах служб спасения следует серьезно.
Благодаря сильной драматургии следить за мучениями попавших в ловушку туристов интересно и без явного насилия — субъективная камера позволяет на себе прочувствовать нарастающее отчаяние героев и всю гамму их эмоций. И заодно задуматься — стоит ли вообще пускаться на поиски приключений, не имея достаточной физической и психологической подготовки, ведь паника может оказаться губительнее самых опасных акул-людоедов.