12 августа 1912 года был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Поэтому 12 августа принято считать датой создания военной авиации России. В 1916 году было создано Управление Российского Военного воздушного флота (Увофлот), а Николай II установил для него годовой праздник 20 июля, во имя святого пророка Илии. Это был единственный из всех святых, который вознесся на небо в огненной колеснице.
После революции 1917 года Императорский Воздушный флот стал Рабоче-Крестьянским Красным Воздушным флотом, а такое понятие, как Военно-воздушные силы, было введено заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе в 1924 году. Он же назначил и «день годового праздника для ВВС — 14 июля».
С 1924 года советские летчики праздновали День своих ВВС 14 июля почти 10 лет. Но в начале 1930-х Сталин объявил, что «у нас раньше не было авиационной промышленности. Она есть у нас теперь», а Совнарком определил 18 августа как День праздника Воздушного флота СССР, а день ВВС был забыт. И только под занавес ХХ века президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором 12 августа был определено как День российских ВВС.
Летчики стали первыми Героями Советского Союза, они первыми летали через Северный полюс в Америку. Все мальчишки мечтали о славе Чкалова и рекордах Громова. Наши ВВС в борьбе с немецкими люфтваффе завоевали господство в воздухе и закончили Великую Отечественную войну в небе над Берлином.
После Победы военные летчики первыми освоили реактивную тягу, преодолели звуковой барьер, испытали ядерное оружие. Продолжая славные традиции фронтовиков, мое поколение штурмовало космос и защищало мирный труд советского народа в годы холодной войны. Мы ходили на поиски авианосцев США, дежурили в воздухе у берегов Америки, сбивали нарушителей воздушных границ. На нашу долю пришелся трагический развал Советского Союза и его Вооруженных сил, нам пришлось создавать ВВС новой России.
Завтра ВВС отмечают свой праздник в составе Воздушно-космических сил, которые были сформированы два года назад. Уже через месяц после своего создания этот новый вид Вооруженных сил получил первое боевое крещение в Сирии.
Дальняя авиация ВВС в первом массированном авиационном ударе применила высокоточные дальнобойные крылатые ракеты. Военно-транспортная авиации проделала титаническую работу по переброске в Сирию оружия, грузов и личного состава. Отважно выполняют свои задачи летчики фронтовой и армейской авиации.
За последние годы увеличился конкурс в учебные заведения ВВС. Молодежь потянулась в Воронежскую академию имени Жуковского и Гагарина, в Краснодарское училище летчиков и Челябинское училище штурманов.
Руководящий состав ВВС исполняет свои служебные обязанности в сложной обстановке и с высоким напряжением, однако работают творчески, по-новому. И на парадах, и в бою.
Сейчас наши ВВС готовятся принять на вооружение машины пятого поколения, у промышленности в заделе находятся новые образцы, ведется разработка боевой авиации шестого поколения. И если раньше мы отставали по авиационным двигателям, навигации и высокоточному оружию, то теперь разрыв сокращается.
Тут надо отметить высокую точность бомбометания, что не позволяет вражеским силам обвинять наши ВВС в бомбежках мирного населения, по рынков и госпиталей. А такого надежного управления у нас не было ни в Афганистане, ни в других вооруженных конфликтах.
В заключение скажу, что важнейшим выражением военной мощи любого государства является господство в воздухе. И если раньше у России было только два союзника — армия и флот, то теперь о себе громко заявил и ее третий союзник — Воздушно-космические силы.
Автор — главком ВВС России (1992–1998), замминистра обороны СССР (1991), заслуженный военный летчик СССР (1984), Герой России (1997)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции