Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин распорядился учредить медаль «Всемирный фестиваль молодежи 2024 года»
Мир
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
Мир
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Мир
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
Общество
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мир
Во Франции заявили об унижении Макрона Си Цзиньпином на встрече в Париже
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В США начали расследование обстоятельств поездки арестованного в РФ военного
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Общество
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Мир
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Мир
Генсек ООН Гутерриш направит Путину письмо в связи с инаугурацией
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

«Писали о нас плохо, хотя успех был фантастический»

Народная артистка Наталия Касаткина — о семейном дуэте, музыке Артемьева, слезе Стравинского и путешествиях с «Кармен-сюитой»
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве проходит ежегодный летний фестиваль Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. В программе — классические и современные постановки, принесшие коллективу заслуженное признание. Разговор обозревателя «Известий» с народной артисткой Наталией Касаткиной начался с вопроса о новой работе.

— Появилась информация, что вы готовите балет «Щелкунчик-2»...

— Балет будет называться «Щелкунчик и принцесса Пирлипат». У Гофмана есть эта история. В нашем первом «Щелкунчике» она тоже есть, но разыгрывается как небольшая сцена, а тут будет серьезно, на два акта.

Музыку пишет замечательный Эдуард Артемьев. Мне кажется, мы с ним нашли общий язык. В его музыке есть темы Чайковского, причем не только из «Щелкунчика» — из Пятой симфонии, других произведений, но это авторская транскрипция. Много забавного. Есть и завораживающие эпизоды. Например, финал первого акта — это какой-то космос…

— Музыка уже готова?

— Не вся, но многое. Мы с Артемьевым договорились, что сначала попробуем освоить музыку, которая есть, а потом, если чего-то будет не хватать, обратимся к нему.

— Михаил Шемякин в Мариинском театре тоже ставил историю Щелкунчика и принцессы Пирлипат. С вашим балетом она каким-то образом перекликается?

— Нет. Балет Шемякина — это балет художника. Его многие ругали, а мне понравился. В начале прошлого века во время Дягилевских сезонов художники вышли на первый план. Рерих, Бенуа и другие были главными в спектакле. Я вспомнила Рериха в связи с «Весной священной», там было много неподвижных моментов, когда Нижинский давал зрителям возможность слушать музыку и разглядывать костюмы. Шемякин возобновил эту традицию. Мне кажется, что хорошо.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ
Наталия КАСАТКИНА: "Министр культуры Фурцева просила: "Ну наденьте на Еву юбочку..."
У знаменитой балерины и хореографа Наталии Касаткиной - юбилей. Только что со своим мужем и постоянным партнером Владимиром Василевым она побывала на гастролях в США, где были показаны поставленные ими балеты "Ромео и Джульетта" и "Щелкунчик". - "Сотворение мира" - это его шестьдесят первая постановка на разных сценах мира, при том что первый спектакль в Ленинграде хотели снять с репертуара. Спецкомиссия нашла в нем, как нам объяснили, "тридцатипроцентный секс"... Министр культуры Фурцева просила: "Ну наденьте на Еву юбочку..." Как можно выучить литературный текст? Сорок, пятьдесят пьес? В классическом балете есть основа - так называемые пять позиций. Это начальная грамота. Великие хореографы потому великие, что поднимались над грамотой

— Кстати, о «Весне». В этом году отмечается 135 лет со дня рождения ее автора, Игоря Стравинского, а вы с Владимиром Василёвым первыми в Советском Союзе поставили этот балет.

— Стравинскому было дорого то, что мы сделали балет на русскую тему, по архивным материалам. Мы с ним виделись в Нью-Йорке, когда Большой театр привез на гастроли «Весну священную», которая прошла замечательно. Он видел спектакль, подписал нам программку, и там слеза капнула на то, что он написал.

— В 2013 году, когда в Большом театре праздновали 100-летие «Весны священной», все ожидали, что в программу будет включен и ваш балет.

— Он был включен. Нас пригласили, затем неожиданно приглашение отменили и позвали Уэйна Макгрегора (британский хореограф. — «Известия»). А тот в итоге отказался. Почему нас отменили, я не знаю. Мы должны были выступить своим коллективом — с декорациями, артистами. Спектакль был отрепетирован. Он у нас идет до сих пор.

Сейчас в рамках «Больших гастролей» мы были в Крыму, показывали там на творческой встрече запись — кусочек с премьеры, где Юра Владимиров — Пастух, а я — Бесноватая. Это фантастика, как Юра танцевал, как выкладывался — невероятно. Потом показали студентам и преподавателям Крымского университета культуры, искусств и туризма полностью спектакль, но уже в исполнении нашего коллектива. Столько вопросов было… Какой-то кубинец там оказался, говорит: «Это же абсолютно современная хореография, почему вы его не показываете?». А мы его показываем в «Новой опере», но редко, потому что необходим большой состав оркестра.

Нас ругали ужасно после «Весны священной», не давали ставить шесть лет. Андрей Павлович Петров видел в Министерстве культуры книжечку, где было написано: «Спектакли Василёва и Касаткиной не рекомендовать для постановки». Мы были «модернисты» и «сексуально озабоченные», не понимаю, почему. Нам говорили: «Наденьте на Адама и Еву костюмы, они не должны быть голыми». У нас есть фотографии, где Миша Барышников и Ира Колпакова в костюмчиках, иначе не пропустили бы спектакль. Такое было время.

— Адам и Ева — персонажи «Сотворения мира» Андрея Петрова. Вы ведь должны были поставить этот балет в Большом театре, но не поставили. Что это за история?

— Обыкновенная история, этого надо было ожидать. Начали мы королевским составом: Екатерина Максимова — Ева, Владимир Васильев — Адам, Юрий Владимиров — Черт, Борис Акимов — Создатель, Нина Сорокина — Чертовка. А потом нам запретили ставить. Объяснили, что мы, может быть, сами того не желая, пропагандируем божественное происхождение человека. Позже Катя Максимова снялась в фильме-балете «Адам и Ева» с нашим солистом Станиславом Исаевым, это — практически полная киноверсия «Сотворения мира».

— Но в Кировском (Мариинском) театре балет шел?

— Шел, и очень долго. Михаил Барышников по-настоящему стал знаменитым после этого балета, и за ним стали особенно следить, как бы он не удрал. В ЦК КПСС ходила такая фраза — «Падение молодого Барышникова началось с «Сотворения мира».

— Об этой истории сейчас вспоминают в связи с переносом спектакля «Нуреев» в Большом театре. Как вы относитесь к этой ситуации?

— Я не видела то, что они сделали. Должна увидеть, тогда и скажу, как к этому отношусь.

— Идея балета, посвященного танцовщику, вас привлекает как хореографа?

— Конечно, привлекает, если это посвящено его творчеству.

— В этом году еще один юбилей. «Кармен-сюите», созданной композитором Родионом Щедриным и хореографом Альберто Алонсо для Майи Плисецкой, — 50 лет. А вы танцевали в первом составе.

— Это величайший балет. Сейчас, когда не стало Майи, мне трудно его смотреть. Там было что-то, вложенное именно в нас. Альберто каждому говорил: «Твоя роль — главная». Моя роль была — Бык, он же Рок, вторая ипостась Кармен. Хосе — тоже главный: без него не будет Кармен. Тореадор — главный. И так далее, вплоть до кордебалета, все — главные. Мы чувствовали себя очень значительными, поэтому и получилась Майя такой. Впрочем, она и без нас такой получилась бы, потому что гениальна, но вместе с нами, с этой командой...

В таком составе мы путешествовали по миру 10 лет. Помню, Альберто приехал на спектакль в Милан, в «Ла Скала», и в зрительный зал не пошел. Я спрашиваю: «Почему ты не смотришь, у тебя будет такой успех!» — «Нет-нет, не пойду. Я не видел успеха, я читал только ужасную прессу».

Писали о нас плохо, хотя успех был везде фантастический. Во Франции ругали Щедрина за то, что испортил Бизе, где-то ругали вообще всё. Тогда в Милане мы силой вытащили Альберто на поклоны. Акустика в «Ла Скала» представляете какая, и там просто стон стоял — такой был восторг невероятный. Я говорю ему: «Ну и плюнь на эту прессу, разорви и сожги».

Алонсо очень многое в нас вложил. Когда он начал ставить, еще не было партитуры Щедрина, он ставил под Бизе, и если ему не хватало музыки, просто делал паузу. У меня был выход, а потом пауза. И так по всем ролям. Щедрин сидел на репетициях. Следил за нами и сразу вписывал в партитуру все нюансы. Поэтому такой живой и необыкновенный получился спектакль.

— Александр Годунов, с которым Майя Плисецкая снялась в фильме «Кармен-сюита», был лучшим Хосе, на ваш взгляд?

— Они все были разные. Первым Хосе был Коля Фадеечев. Казалось бы, чистейший классический танцовщик. В Лондоне его называли «коммунист-аристократ» или что-то в этом роде. Но у него получилась эта роль, казалось бы, характерная. А у Годунова было что-то свое, необыкновенное. В нашей «Весне священной» он, кстати, станцевал Пастуха, свою последнюю роль в Большом театре. Это тоже было событие. А я свою роль Бесноватой тогда отдала Милочке, его любимой женщине (балерина Большого театра Людмила Власова. — «Известия»).

— «Кармен-сюита» привлекала многих хореографов. Вы видели что-то из этих постановок?

—Я старалась не смотреть.

— Версию Макса Эка Плисецкая называла ослепительной.

— Майя Михайловна очень хорошо относилась ко всем версиям. Ей нравилось, что на музыку ее любимого мужа делают спектакли. Но Матс Эк очень талантлив, я думаю, что это здорово было.

— Меня всегда интересовало, как вы с Владимиром Юдичем ставите. В вашем дуэте кто-то ведомый?

— Абсолютно нет. Мы зачастую даже не знаем, кто что сделал. Либретто мы сочиняем вместе, вмешиваемся в работу друг друга, ругаемся. Хореографию я могу, лежа на диване, сочинять, а потом идти в зал и показывать, а он должен обязательно топать, прыгать, пробовать. Но всё равно, когда мы сходимся в зале, всё соединяется. Не всегда мужские танцы ставит Владимир Юдич, бывает, и я, и наоборот. Поддержки — это, конечно, его. Я могу рассказать, какой бы мне хотелось видеть поддержку, но реализация самого приема — как мы шутим, «куда бежать и за что хватать» — конечно, за ним.

— Вы когда-нибудь говорили друг другу: «Нет, мы больше не будем работать вместе»?

— Такого не было, но крик стоял каждый раз. Наш маленький сын Ванечка говорил: «Папа, мама, ну что же вы так кричите? Я бы не стал так кричать». И он вырос спокойным мальчиком, может быть, потому что мы так орали. Просто не могли друг до друга докричаться. После выяснялось, что говорили об одном и том же, но по-разному.

— У вас сейчас практически семейное предприятие: вы — хореографы, сын Иван Василёв — директор. Какие плюсы и минусы есть у такого содружества?

— Не вижу минусов. Разве что один. Иван получил образование как режиссер кино. У него есть несколько самостоятельных фильмов, есть фильмы, в которых он был вторым режиссером. И мне жалко, что он это потерял. Но Сергей Герасимов, у которого он учился, научил своих студентов подходу к экономике. Поэтому, когда он пришел спасать нас, что нужно было — в какие-то годы судьба театра находилась под угрозой, — ему это удалось.

— Сложно задавать такой вопрос, но жизнь есть жизнь. Что будет с театром после вас? Обычно авторские театры после ухода создателей, прекращают существование.

— Не всегда. Конечно, самое простое в балетном театре — давать с утра до ночи «Лебединое озеро» и «Щелкунчика»… Но, думаю, этого не произойдет, особенно если будет построено здание и наш театр будет функционировать как настоящий Центр балета, о котором мы говорили и над созданием которого работаем. Кстати, у нас очень талантливая внучка, Катя Василёва. Сейчас она главный режиссер Челябинского театра оперы и балета. На ее счету почти 20 спектаклей — оперы, мюзиклы, современные вещи. Если бы всё у нас случилось со строительством, это был бы уже авторский театр и балета, и оперы…

Прямой эфир