Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Наценка: правда и вымысел

Торговые сети обвиняют в том, что наценки на их товары достигают 100–200%. В реальности же многие продукты имеют отрицательную «накрутку»
0
Уменьшит ли аппетит ритейлеров госконтроль над ценами — большой вопрос | Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ценообразование на товары в торговых сетях, впрочем, как и в любых других магазинах, непонятно обычным потребителям. Именно с этим связаны популярные домыслы вокруг стоимости товаров: «Какую цену захотели, такую и установили». Как же формируется та самая спорная наценка в торговых сетях, с какого «потолка» она берется и что именно оказывает влияние на конечную стоимость, которую потребитель видит в магазинах сети?

Немного статистики

По данным Росстата, за последние 10 лет средняя торговая наценка не превышала 27%. В 2016 году наценка не выходила за пределы 25–26%.

Стоит обратить внимание на последние данные одной из крупнейших торговых сетей по товарам, составляющим основу потребительской корзины. Так, из 24 товарных позиций, которые составляют основу потребительской корзины, 5 продаются с отрицательной наценкой — цена на полке на 30–60% ниже цены закупки. Это сахар, капуста, огурцы, морковь. Еще на ряд товаров наценка составляет от 2 до 11%, в том числе на яйца куриные, лук, вермишель, яблоки. Всего у 4 позиций из 24 наценка находится на уровне 25–35% – это рыба, гречка, говядина, соль.

В целом же ритейл заинтересован в притоке покупателей, которых в связи с экономическим кризисом становится все меньше, а в среднем спросом пользуются достаточно дешевые продукты. В этих условиях сети устанавливают отрицательную наценку на ряд продуктов, чтобы обеспечить приток покупателей. Конечно, есть товары с наценкой 100% и более, например, элитный алкоголь, дорогие сыры и так далее. За счет более дорогих товаров ритейл субсидирует продукты «социальной корзины».

Есть ответ и на претензию, что сети зачастую заставляют поставщиков товаров продавать им продукцию ниже себестоимости. Согласно статистике Института Гайдара, в 2010–2014 годах рентабельность производства товаров составляла 7,5%, а рентабельность продажи продуктов питания — менее 2%. Расчеты Института Гайдара подтверждает публичная отчетность крупнейших торговых сетей, в частности, рентабельность по чистой прибыли.

Показатели достаточно высокие: к примеру, чистая прибыль «Русагро» (лидер в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе) выросла за прошедший год на 34%, до 20,18 млрд руб­лей, а рентабельность по чистой прибыли — с 9 до 34%. «Черкизово» нарастило рентабельность по чистой прибыли с 3,9 до 19,4%, а «Мираторг», ведущий производитель мяса, — с 15 до 22,14%. Все эти компании в основном реализуют продукцию через торговые сети, и ни о каких продажах в убыток, как видно, речи не идет.

Государство бдит

Свежая инициатива КПРФ урегулировать структуру наценки на всех этапах создания стоимости товара — производства, переработки, в опте и в рознице — вызывает у экспертов недоумение.

По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Ломакина-Румянцева, попытки государства ограничить торговые наценки могут иметь негативные последствия для общества: «Законодательное ограничение торговых наценок и неизбежное следствие этого — регулирование ценообразования в целом — все это понятные шаги в прошлое. В плановую экономику, в общество дефицита. Опыт не только нашей страны, но и других стран, которые злоупотребляли популистскими лозунгами, показывает, что итоги таких усилий могут быть только плачевными».

Стоит, кстати, напомнить, что в нашей стране существуют законодательные ограничения в вопросе наценки. Согласно федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», если в течение 30 календарных дней подряд в одном или нескольких регионах цены на социальные товары вырастут более чем на 30%, правительство РФ может стабилизировать ситуацию, установив предельно допустимые цены. Однако такое ограничение не может продолжаться более 90 дней. По убеждению законодателей, этого интервала достаточно для восстановления нормальной конкурентной среды, которая и позволит обеспечить стабилизацию и последующее снижение цен на ранее подорожавшие продукты.

Откуда что берется

Стоит понимать, что основная составляющая наценки, которую назначает торговая сеть, — это прямые затраты на организацию торговли плюс прибыль торговой организации. Сюда входят логистика, аренда и содержание помещений для магазинов, обеспечение сохранности товара, зарплата сотрудникам, электроэнергия и другие коммунальные расходы торговой точки. Издержки на обслуживание процесса доставки товара на полки. Себестоимость торговли составляет до 90% фактической наценки.

Также наценка зависит от формата магазина. Например, в супермаркетах цены будут выше, чем в дискаунтерах, где товары по определению самые дешевые, поскольку супермаркет — это не только расширенный ассортимент, но и лучшие места, и сервис более высокого уровня.

Сети часто используют различные акции для привлечения внимания потребителей, тогда цены могут совпадать со стоимостью товаров от производителей. Основную же маржу формируют крупные и дорогие товары.

Играет роль также локация производителя: естественно, что местные поставщики обойдутся сети дешевле, чем закупки китайской и турецкой, к примеру, продукции. У поставщика, закупающего товар из Китая, наценка составляет десятки процентов, так как цена включает расходы на транспортировку, растаможку, аренду складов, кроме уже перечисленных затрат. А учитывая, что ряд товаров, присутствующих в российских торговых сетях, импортный (например, бананы — самый продаваемый в России фрукт), всех этих расходов компаниям не избежать никак.

Представитель X5 Retail Group ранее заявлял «Из­вес­тиям», что под торговой наценкой обычно понимают разницу между закупочной ценой и стоимостью товара на полке. «За счет этой наценки покрываются затраты торговли на логистику, аренду, эксплуатацию и строительство магазинов, оплату персонала, компенсацию потерь и т.д. — то есть себестоимость организации торговли. Чистая прибыль торговли после всех расходов и налогов составляет в среднем около 2%», — заявил представитель сети.

Стоит напомнить, что еще в 2013 го­ду к группе в этой сфере возникали претензии у прокуратуры, тогда X5 подробно разъяснила, как именно формируются наценки. Наиболее высокая наценка устанавливается на товары, потребитель которых минимально чувствителен к цене, например элитный алкоголь, дорогие сыры, экзотические фрукты и т.д. Наценка же на товары-драйверы, привлекающие трафик покупателей (так называемые key value indicators, по которым потребитель формирует впечатление о магазине в целом), и на все социально значимые товары, как правило, минимальна.

«На товары социальной группы сети устанавливают минимальные торговые наценки, в ряде случаев нулевые. Например, наценка на гречку, подсолнечное масло, молоко питьевое, сахарный песок, кур, пшено, яблоки в разных регионах составляет от 0 до 5%», — заявили в другом федеральном ритейлере «Дикси». Вообще же у федеральных торговых сетей в условиях снижения доходов населения стратегия нацелена не на маржинальность, а на увеличение трафика и органический рост.

Надо пояснить, что наценки и цены на полке — это разные понятия. В понятие торговой наценки включена не только прибыль торговли, но и все затраты на ее организацию: перевозку, хранение, работу магазинов, оплату труда, налоги. Для покупателя же важно то, что происходит в магазинах. Продуктовая инфляция — самая низкая за последние несколько лет. Кроме того, в стране наблюдается дефляция на целый ряд товаров: сейчас они в магазинах дешевле, чем год назад.

И это действительно так. По официальным данным Росстата, по большинству социальных продуктов прибыль торговли не превышает 7%. И прибыль ритейлера от продажи этих товаров зачастую в 1–1,5 раза ниже его собственных затрат на организацию их доставки, хранения и продажи в магазине.

«Торговая наценка регулируется исключительно покупательским спросом, а также маркетинговой стратегией торговой сети и поставщика, заинтересованного в максимальных продажах его продукции», — поясняет руководитель группы по работе со СМИ группы «Дикси» Екатерина Буруянэ.

Выходит, что наценку в ритейле и в самом деле регулирует покупатель, он делает это ногами. Поэтому сети соревнуются друг с другом за наиболее низкие цены. Ритейлу выгодно обеспечивать максимально низкую стоимость товаров и выигрывать конкуренцию за внимание покупателя. Осталось сказать, что сетевая торговля — это буфер между производителем, который повышает цены по объективным причинам, и покупателем, который не готов это повышение принять. От того, насколько успешно торговля сработает таким буфером, зависит то, насколько полным будет холодильник россиянина.

Прямой эфир