Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Депутат рады заявил о потере на Украине «справедливости во всем»
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Общество
В Курганской области число подтопленных домов и участков приблизилось к 1 тыс.
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Сальдо рассказал о провальных попытках ВСУ форсировать Днепр на резиновых лодках
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Здоровье
Пластический хирург предупредила о рисках от ринопластики
Общество
Стало известно, как часто для повышения на работе требуется высшее образование
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории

«Алексей Баталов — это ум, благородство, интеллигентность и стойкость»

Деятели культуры — о вкладе народного артиста СССР в мировой кинематограф
0
Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На 89-м году шел из жизни Алексей Баталов. По просьбе «Известий» о легендарном актере вспоминают его коллеги.

Народный артист России, кинорежиссер Владимир Хотиненко:

— Уход Алексея Баталова — невероятная потеря. Царствие Небесное. Молиться надо за него. Светлой души человек был. Когда меня свела судьба с ним, я посчитал, что это чудо. С детства видел его в кино, а тут он живой перед мной стоит. Я пришел во ВГИК, он уже там преподавал. Студенты его любили. Он был архиответственным человеком. В работе еще и принципиальным, а такие люди время от времени попадают в конфликтные ситуации, и он умел отстаивать свои принципы.

У нас были очень хорошие отношение, и это естественно, учитывая мое бесконечное к нему уважение. Кроме того, что он — выдающийся, фантастический актер, Алексей Владимирович был замечательным человеком: чрезвычайно мужественный, добрый, порядочный, очень скромный. Если бы он услышал эти мои слова, отмахнулся бы просто. Но я и при жизни его их говорил.

У нас в семье ходила шутка. Мой папа, когда ревновал маму, горячился и в запале говорил: «Иди к своему Баталову!» Тогда кумиры были как родные, близкие люди. В киосках открытки с их портретами продавались. Кто-то коллекционировал даже. И понятно, что у Алексея Баталова была миллионная армия поклонниц. Как-то, будучи на дне рождения Алексея Владимировича, я рассказал ему эту семейную историю. Он очень смеялся.

К сожалению, с возрастом Алексей Баталов не был востребован кинематографом. Видимо, не было ролей для него. Так часто случается, и не только со звездами. Тут и молодые выпадают из обоймы. Я считаю, что о стариках должны заботиться профсоюзы. Ну а кино — достаточно жестокий мир.

Николай Бурляев, актер, режиссер, президент международного кинофорума «Золотой витязь»:

— Уход Алексея Баталова ― это большая утрата и для нашего кинематографа, и лично для меня. По сотворчеству я навсегда останусь ему благодарен, что он стал первым режиссером, кто разглядел во мне «не мальчика, но мужа» и дал главную роль в своем фильме «Игрок» (1972). Многие считают, что это до сих пор ― одна из лучших экранизаций произведений Достоевского. Этот же фильм очень объединил нас духовно.

Я не так часто виделся с Алексеем Владимировичем в последние годы, но сердечное чувство никогда к нему не терялось. Я искренне рад, что успел отдать дань уважения и благодарности этому большому артисту и человеку: несколько лет назад на кинофоруме «Золотой витязь» Алексей Владимирович получил высшую награду нашего смотра, золотую медаль имени Сергея Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф. А вклад Баталова в наше кино поистине велик и останется на века экранным примером ума, благородства, интеллигентности и стойкости.

Вячеслав Шмыров, киновед, худрук кинофестиваля «Московская премьера»:

— Алексей Владимирович создал экранный образ безусловно положительного героя, и даже в каком-то смысле стал его пленником, но это был сладкий плен. В советское время это не проговаривалось подробно, но очевидно, что за «положительностью» Баталова стоял огромный бэкграунд дореволюционной культуры. Все-таки он вырос во мхатовском доме, даже общался в детстве с Анной Ахматовой.

Сам он многое делал для того, чтобы сохранилась русская классическая литература: ставил ее как режиссер (Алексей Баталов снял фильмы «Шинель», «Три толстяка» и «Игрок». ― «Известия»). По этой причине особенно любил работу на радио, где состоялись многие постановки по Лермонтову, Тургеневу, Чехову. Наконец, он преподавал, и в этом тоже была его миссия соединения разорванной связи различных культурных звеньев ― Баталов соединял поколения…

Когда лет 15 назад московское правительство предложило мне сделать фестиваль, рассчитанный не на профессионалов, а на максимально широкий круг москвичей, я понимал, что во главе него должен стоять человек, который вызывает у большинства безусловное доверие. И мне казалось справедливым, что этим человеком должен быть Алексей Баталов. Мы с ним не были тогда знакомы ― я просто попросил о встрече, и он мне сразу дал согласие стать президентом «Московской премьеры».

В итоге, как мне кажется, он полюбил фестиваль, насколько мог активно участвовал в его работе, был на всех церемониях открытия и закрытия, что, конечно же, в последние годы давалось очень нелегко, и он нередко извинялся, что не сможет прийти на то или иное мероприятие. В последние годы, я знаю, он сильно переживал наступление старости, уход друзей, уход привычного мира, в котором он достаточно гармонично жил. И эта печаль мешала ему участвовать в публичной жизни, и родные иногда заставляли его куда-то выходить, понимая, что связь с людьми и жизнью ― всегда лучшее лекарство. Светлая память!

Владимир Малышев, ректор ВГИКа:

— Алексей Владимирович до последних дней был в строю, в наших списках. Мы с ним знакомы четверть века. Десять лет назад, когда мне предложили стать ректором, я сомневался, и именно он убедил меня принять это предложение. «Володенька, давай, приходи. Мы тебя ждем», — сказал он мне при встрече. Алексей Владимирович был доброжелателен ко всем, совершенно прост в общении, порой по-мальчишески вел себя. Никакого зазнайства. Такие люди есть, но столь порядочным, каким был Алексей Владимирович, надо было родиться. У него это было в крови. Как-то однажды в сердцах он сказал: «Вот я умру, и не будет во ВГИКе учебного театра». Резануло. Он сподвиг и укрепил нас в этом решении.

Во ВГИКе на тот момент было два спортивных зала, из одного мы сделали театральный зал. Еще один показательный случай. Ему до 80-летия оставался месяц. И в папке с документами на подпись вдруг нахожу заявление: «Прошу уволить меня по собственному желанию. Вместо себя руководить кафедрой актерского мастерства прошу назначить Игоря Ясуловича. А.В. Баталов». Очень удивился, неужто обидел чем? Вызвал его на разговор. А он и говорит: «Понимаешь, Володя, здоровье не то. Не могу я часто приходить в институт. Не могу как следует заведовать кафедрой». Для нас было важно, чтобы он просто был во ВГИКе, чтобы приходил, пусть и не каждый день. Но он настаивал: «Не могу просто так зарплату получать. Коли вижу, что не та отдача, не могу так». Уже не знал, как уговорить его остаться, а потом и говорю: «Представьте, до вашего юбилея остался месяц. Если о том, что накануне вас уволили из института, узнает желтая пресса, будет скандал». Он подумал и порвал заявление.

Чтобы не потерять его и удовлетворить все-таки пожелание Алексея Владимировича оставить руководящую должность, мы придумали ему новую — «художественный руководитель факультета». Нам была важна даже его незримая поддержка.

Сергей Безруков, народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского драматического театра:

— Когда уходят такие люди, как Баталов, ощущаешь личную утрату, как будто с их смертью исчезает и часть твоей собственной биографии, ведь наше поколение буквально выросло на его фильмах... Баталов — это история, это эпоха...

Потрясающий артист! Великий! Алексей Владимирович был настоящим человеком во всех смыслах! Как и образы, которые он создал. «Москва слезам не верит», но нынче плачет и Москва...

 

 

Прямой эфир