Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

В Музее имени Пушкина отметили дни рождения Пушкина и Любимова

Архивные записи воскресили заочный диалог двух гениев
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Юбилейные торжества, посвященные 100-летию со дня рождения великого режиссера Юрия Любимова, открылись музыкально-поэтическим вечером в Государственном музее имени Пушкина.

Старт юбилейного марафона совпал с 218-м днем рождения поэта, и таким образом имена двух художников счастливо соединились.

Так сложилась моя жизнь, что весь мой путь связан с дорогим именем его, — рассказывал Любимов с экрана. — Чем больше я ставил Пушкина, тем больше влюблялся в него. Хотя часто, помню, за границей, упоминая Пушкина, слышал в ответ: «Это который? Либреттист?» Что крайне обидно было слышать…

В 1979 году Любимов поставил «Бориса Годунова» Мусоргского в театре «Ла Скала». На задник режиссер поместил увеличенную в несколько раз репродукцию иконы Владимирской Богоматери, с которой, по легенде, народные посланцы пришли упрашивать Бориса Годунова занять престол. Осветили ее так, что выходило, будто Богоматерь грозно смотрит в сторону Бориса.

Позже Любимов повторил постановку «Бориса Годунова» уже в драматическом театре — на Таганке. Актеры были одеты в костюмы разных времен и народов, в действие то и дело вмешивались певчие, на манер античного хора.

«Наш дорогой Александр Сергеевич» — так называл поэта Любимов. Казалось бы, так не скажешь о классике — так говорят о близком друге, о родственнике. Пушкин, Шекспир, Мольер, Брехт были для Любимова своими. В Театре на Таганке висели их портреты, отмечали их дни рождения.

— Пушкин погиб в 37 лет, — сетовал Любимов. — Но успел объять все жанры, написал по заказу императора историю пугачевского бунта, да он нам язык создал, господа хорошие!

Самое страшное для спектакля, считал Любимов, это хрестоматийное прочтение пьесы. Но в своих новаторских приемах он всегда исходил из оригинального текста, пытался пробиться к нему через шаблонность. В «Пире во время чумы» (спектакль 1989 года) действие происходило на площади, как в «Годунове». В конце участники пирушки сидели с посмертными масками. В центре стояло пустое кресло, на котором умирали Моцарт, Дон Жуан, Дон Карлос. А в постановке «Пиковой дамы» режиссер вдохновлялся посещением казино.

— Чтобы поставить по-настоящему, нужно увидеть, — утверждал Любимов. — Человек из казино выходит белый, полушатаясь — он проиграл такие суммы, что теперь не знает, как быть. Я тоже играл: зашел с полными карманами — образумился только на третьем автомате… В казино мне даже показывали балкон, откуда бросались проигравшие. Они там оперы камерные ставят иногда. Представляю себе картину: идет опера, и тут человек бросается — такой эффект!

В знаменитом спектакле «Евгений Онегин» Любимов использовал театр теней. Вся история была показана глазами Татьяны. А письмо к Онегину появлялось в виде проекции написанного рукой Пушкина текста.

Любовь к творчеству Пушкина Любимов пронес через всю жизнь. И особенно ценил его юмор. Потому что, по словам Любимова, человек без юмора — «всё равно что холодильник с гвоздями».

В искрометном юморе поэта и режиссера, а также в общем для них умении рассказывать о сложном просто и доступно зрители смогли убедиться сами. Публика услышала записи стихов в исполнении Любимова, увидела (увы, тоже не вживую) отрывки из спектаклей и опер по произведениям гения русской поэзии в постановке основателя Таганки. А на экране мелькали фотографии программок и афиш многочисленных пушкинских спектаклей Любимова — наглядное свидетельство многолетней дружбы и плодотворного сотрудничества поэта и режиссера, пусть и заочного.

 

Прямой эфир