Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Украинский маневр S7

Заместитель главного редактора «Известий» Иван Чеберко — о попытке восстановить российско-украинскую ракетную кооперацию
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В минувшую пятницу «Южмаш», украинский производитель ракет, сообщил о возобновлении производства носителей «Зенит» по заказу S7 Sea Launch Limited — структуры S7 Group Владислава Филёва, которая главным образом известна как материнская фирма второй по объему перевозок российской авиакомпании. Заказано 12 ракет.

В прошлом году S7 Group приобрела права на плавучий космодром Sea Launch. Он создавался именно для запусков ракет «Зенит», производство которых фактически прекратилось в 2013 году (тогда у «Южмаша» закончились средства на комплектующие). Теперь днепропетровское предприятие в лице S7 нашло, по сути дела, инвестора, что, судя по тексту пресс-релиза, случилось весьма кстати.

«Подписанием этого контракта сделан большой шаг в преодолении глубокого кризиса, в котором пребывал «Южмаш» начиная с 2013 года и который стал следствием обвального сокращения объемов производства», — говорится в официальном сообщении украинской компании. И далее: «Настойчивая трехлетняя работа специалистов предприятия по загрузке производства дала плоды. Сегодня портфель заказов «Южмаша» на ближайшие годы превышает $350 млн».

Исторически «Южмаш» сосуществует с днепропетровским КБ «Южное» — крупнейшим ракетным конструкторским бюро на территории бывшего СССР. В нем, по данным за 2016 год, трудились 5 тыс. (!) человек. В 2016 году поднимался вопрос об объединении КБ и «Южмаша», решение пока не принято.

КБ «Южное» — это известнейший разработчик грозного ракетного оружия — до сих пор стоящих на вооружении комплексов Р-36М, например, именуемых «Воевода» или «Сатана» по классификации НАТО. Разумеется, КБ «Южное» занимается военной тематикой и сегодня. Периодически появляется информация о разработке в «Южном» ракетной системы «Гром», которая по характеристикам близка к российскому «Искандеру» и способна относить заряд на 450 км. 12 апреля этого года генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярёв на пресс-конференции сообщил, что «Гром» находится на стадии «окончательной доводки ракеты».

Испытания новых образцов днепропетровской ракетной техники отражаются в украинской прессе заголовками типа: «Как украинские «Ольха» и «Гром» пробьют «ракетный щит» Путина». Это потому, что украинские журналисты, так же как и мы с вами, способны предположить, где и против кого может быть применено новое ракетное оружие. Тем более что баллистические ракеты уже были применены украинскими войсками в ходе конфликта в Донбассе.

В этом контексте у многих возникает логичный вопрос: нормально ли для российской компании в нынешних условиях финансировать днепропетровскую ракетную промышленность? Можно сформулировать несколько по-другому: хотят ли российские авиапассажиры, чтобы деньги, которые они платят перевозчику, шли на укрепление украинского оборонпрома? Речь ведь идет об очень больших суммах — 12 носителей «Зенит» стоят не меньше $700 млн.

Все эти вопросы, разумеется, нужно задать прежде всего представителям S7, которые пока что отказываются как-либо вообще комментировать ситуацию.

А в «Роскосмосе» случившееся прокомментировали оперативно и довольно понятно. Исполнительный директор госкорпорации по коммуникациям Игорь Буренков заявил «Известиям»: «Мы с сожалением видим, что процессы, которые начались в 2014 году, ни к чему хорошему не привели. Украинцы сами прекрасно понимают, что сейчас у них нет условий для производства этих ракет. А у «Роскосмоса» нет никаких обязательств по поставке двигателей на Украину».

На основе этого комментария, особенно его последнего предложения, можно допустить, что «Зениты» «Южмашу» сделать не удастся — «Роскосмос» не поставит комплектацию, и собирать украинцам ракеты будет не из чего. «Зенит» на 75% состоит из российских деталей и агрегатов, в том числе из РФ поставляли маршевые двигатели, замену которым найти практически невозможно.

Владиславу Филёву всё это, скорее всего, известно, поэтому он мог посоветоваться с «Роскосмосом» перед тем, как подписывать контракт с украинской компанией. Владелец S7 наверняка догадывается, что в условиях торговой войны и всё ухудшающихся отношений с Украиной восстановить межгосударственную кооперацию в части ракетостроения будет довольно затруднительно. И тем не менее соглашение заключено, и даже если ракет не будет, последствия всё равно наступят. Их нельзя назвать обнадеживающими. S7 Group сегодня — это российский флагман частного сектора в космической отрасли. Много уже сказано, и много говорится о необходимости развития частного космического бизнеса в России. Кое-что в этом направлении делается — вот частной компании продали тот же плавучий космодром Sea Launch, например. Хотя у теории о необходимости развития и поддержки частного космоса есть как сторонники, так и противники. И подобного рода контракт S7 Group с «Южмашем» — это едва ли не козырной туз на руки тем, кто хотел бы притормозить российский частный космический бизнес. Понимает ли это владелец S7, избегающий давать интервью в последнее время? Обязательно нужно расспросить его об этом.

Автор — заместитель главного редактора «Известий»

 

Прямой эфир