Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Задержанный замминистра обороны Иванов днем присутствовал на заседании коллегии
Общество
Шлейф пепла вулкана Шивелуч на Камчатке протянулся на 92 км
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

Платоновский фестиваль открылся мировой премьерой

Постановка оперы Глеба Седельникова стала центральным событием смотра
0
Фото: пресс-служба Платоновского фестиваля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

VII Платоновский фестиваль стартовал сразу с кульминации. Вечер открытия был посвящен мировой премьере оперы Глеба Седельникова «Родина электричества», подготовленной под руководством худрука фестиваля Михаила Бычкова. А на следующий день в Воронеже выступили труппа Театра имени Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Царь Эдип» и пианисты Антон Батагов и Полина Осетинская с программой «Гравитация».

«Родина электричества» была не только самым ожидаемым событием фестиваля, но и главной «темной лошадкой». Первая и пока единственная опера по произведениям Андрея Платонова была написана в 1979 году и никогда раньше целиком не ставилась. Помимо одноименного рассказа 1927 года композитор (он же и автор либретто) использовал и еще одно произведение тех же лет — «Лампочку Ильича». Именно из «Лампочки» взяты фабула (создание электростанции на селе) и основные действующие лица — Фрол Дерьменко и его артель.

Впрочем, к эстетике главного воронежского писателя опера имеет весьма слабое отношение. Бытовое, полное повседневного трагизма повествование Платонова Седельников превращает в патетический революционный миф, скромным пастельным штрихам предпочитает броские жесты. Наполнив либретто трескучими революционными лозунгами и героикой раннесоветских фильмов, Седельников балансирует между наивной искренностью и иронией. В эпоху позднего застоя, когда опера была сочинена, вряд ли кто-то мог воспринимать без ухмылки строки типа «Электричество потухло, а мы и впредь будем жить неугасимо». Но сегодня всё это уже читается как стилевая игра, чистая эстетика, лишенная политического подтекста и эмоциональной окраски.

Именно с этой позиции Михаил Бычков подошел к визуальному воплощению. На занавес проецируются супрематические фигуры в духе Малевича и Поповой, а для субтитров, помогающих разобрать, что поют артисты, используется рубленый шрифт плакатов Родченко. Из искусства 1920-х позаимствовано и колористическое решение постановки: простые цвета, никаких оттенков. Участники артели — в революционно-красных тулупах, все остальные персонажи — в сером, огромная лампочка Ильича, естественно, желтая.

Красиво? Безусловно. Впечатляет? Пожалуй. Переворачивает душу? Нет. То же самое справедливо и для самой оперы. Хотя в ней есть по-настоящему сильные моменты, где подлинный трагизм пробивается сквозь мастерскую, но весьма вторичную музыкальную «вязь». Например, квинтет детей, поющих «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Добавив диссонансов в простую песенку и многократно повторив последнюю фразу, Седельников заставляет вспомнить Мусоргского с его хоровым воплем народа: «Хлеба голодным!».

Параллель с «Борисом Годуновым» очевидна и в начале оперы, когда из глубины декорации выходят оборванные, в лохмотьях, крестьяне и молят о прекращении засухи. А сгорбленная старушка, вступающая в диалог с могучим Фролом, — чем не Юродивый? Но все эти мотивы так и не получают развития, утопая в революционной героике, финальном прославлении труда и светлого коммунистического будущего.

После яркой, рассчитанной на внешний эффект и жестко привязанной к определенной эпохе постановки Михаила Бычкова спектакль Римаса Туминаса «Царь Эдип» воспринимается как нечто противоположное, «совсем из другой оперы». Это вневременное, минималистичное по постановочному решению и эмоционально насыщенное повествование о вечном. Бессмертную трагедию Софокла худрук Вахтанговского театра поставил еще прошлым летом в Греции, задействовав местные актерские силы, а затем привез в Москву.

В Воронеж приехал всё тот же интернациональный состав, что был на премьере и затем в столице: Эдип — Виктор Добронравов, Иокаста — Людмила Максакова, Тиресий — Евгений Князев, Креонт — Эльдар Трамов, хор фиванских старейшин — одиннадцать греческих актеров. Именно трактовка хора — главная находка Туминаса. Хористы не просто синхронно декламируют на родном языке строки Софокла, но разделяются на группы, то напевают, то выкрикивают какие-то фразы с южным темпераментом. И во всем этом — невероятная органика.

Если «Родина электричества» Бычкова и «Царь Эдип» Туминаса — два разных мира, две планеты, то «Гравитация» Батагова и Осетинской — космос между ними. В двухчасовой программе из произведений Перселла, Дебюсси, Лэнга, Равеля, Гласса и самого Батагова нет ни ярких эмоций, ни трагических мотивов, ни пафоса. Разве что можно усмотреть его в финальном «Болеро», но и там исполнителям важнее не движение к кульминации на fortissimo, а буддистское спокойствие и бесконечная повторяемость одной и той же формулы, как мантры.

Пианисту (одному или, как в данном случае, с партнершей) удается создать ощущение растворения времени. Отсутствие привычной «событийной» опоры в музыке как будто лишает пространство вокруг зрителя гравитации. И концерт (традиционно проходящий в полной темноте) превращается в вольное парение, медитацию, успокаивающую растревоженную душу посетителя Платоновского фестиваля.

 

Прямой эфир