Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики ВС РФ при поддержке танков и ударных БПЛА захватили опорпункты ВСУ
Мир
По меньшей мере 40 человек задержали в Техасе во время пропалестинского протеста
Общество
У здания «Крокус Сити Холла» проходит панихида по погибшим в теракте
Происшествия
Пять человек задержаны по подозрению в поджоге вертолета на московском аэродроме
Мир
Украинские СМИ уличили Сырского во лжи о «захвате» ВСУ острова на Днепре
Экономика
Правительство освободило несколько категории граждан от комиссий при оплате ЖКУ
Мир
WSJ узнала об оценке НАТО вероятности нападения России на соседей
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Мир
Индонезия может вернуть своим гражданам ранее запрещенное двойное гражданство
Наука и техника
Экипаж китайского космического корабля «Шэньчжоу-17» вернулся на Землю
Происшествия
На Камчатке зафиксировали три подземных толчка
Мир
Заседание суда в Кишиневе по делу Гуцул перенесли на 27 мая
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Общество
Уровень воды в Ишиме у тюменского села Викулово достиг опасной отметки
Общество
Аксенов предупредил о несдетонировавших суббоеприпасах ракет ATACMS
Происшествия
Жителя Приморья задержали за сотрудничество с подконтрольной ГУР Украины структурой
Мир
Число заключенных во Франции достигло рекордного уровня

Мотопробег и бюрократизм

Поэт и переводчик Игорь Караулов — о Хирурге с большой буквы как медийном образе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Слова могут исподволь менять значение. Совсем недавно при слове «хирург» все мы представляли себе усталого человека в зеленом халате и со скальпелем в руке. Но времена изменились. Теперь если сказать «хирург», многие в первую очередь подумают о Хирурге с большой буквы — Александре Залдастанове, лидере мотоциклетного клуба «Ночные волки».

Они теперь повсюду. Реклама «Ночных волков» встречает москвичей на уличных щитах. За приключениями «Ночных волков» пристально следят телевидение, газеты и интернет: как там наши, где там наши? Впору отмечать флажками «взятые» города: Вену, Братиславу, Мюнхен.

Марш «волков» на Берлин, превратившийся в серию набегов на пограничные пункты Евросоюза, неудач и частичных прорывов, стал одним из главных событий 70-летнего юбилея Победы, затмить которое способен лишь предстоящий парад на Красной площади.

В этом мало заслуги российских патриотических байкеров. На их пиар увлеченно работает изрядная часть Европы. Власти Польши, Чехии, Германии называют их пробег «провокацией». У русских это зовется иначе — «проверка на вшивость».

Не прошли эту проверку европейские чиновники, прямо скажем. Радужная картинка разливанных прав и свобод теперь заляпана какой-то сажей. Аннулирование виз, беспричинный полицейский прессинг, отъем паспортов, депортация — вот с чем столкнулись в Польше, Чехии и прежде всего в Германии, по сути, простые российские туристы.

Придраться-то не к чему. Да, люди едут на мотоциклах — но этот вид транспорта в Европе не запрещен, а местами распространен до навязчивости.

Да, едут дяденьки в куртках с заклепками. Но можно ли шокировать этой униформой европейские города, где панк сидит на трансвестите и погоняет старым хиппи-травокуром — не говоря уже о вездесущих женщинах в черном, от которых веет духом джихада?

Да, эти туристы везут с собой копию Знамени Победы — но ведь 70 лет назад его оригинал уже побывал в Берлине и, кажется, нашему континенту это пошло только на пользу.

И вот этих-то безобидных путешественников в Европе боятся. Простые люди во многих местах приветствуют, а власти — боятся до такой степени, что, не церемонясь, рвут и рушат расписные декорации правового государства.

Впрочем, властям во всем мире нравится принцип «лучше перебдеть, чем недобдеть», и новосибирский чиновник, боящийся безобидной «монстрации», мало чем отличается от берлинского начальника, грозящего не пустить русских байкеров в подведомственный ему город (хотя, как я помню, для въезда на своем транспорте в центр Берлина достаточно купить зелененькую наклейку за €10).

С другой стороны — ну, уличили мы европейцев в лицемерии, и что с того? Мы узнали для себя что-то новое? Да на одном только примере украинских событий лицемерие этих господ было нами изучено лучше, чем мушка дрозофила. Кому нужно еще что-то объяснять, тот, увы, ничего уже не поймет.

Гораздо важнее, как мы сами при этом выглядим и есть ли у нас повод нравиться самим себе. Байкер как посол русского мира, байкер как наследник народа-победителя — насколько этот образ удачен?

Тут следует, во-первых, сказать, что грань между мотопробегом в память о великих событиях и пародией на них очень тонка. Что-то от «Киса и Ося были здесь» в этом чувствуется. Где 70 лет назад наши армии сталкивались с армиями вермахта, где сотни тысяч жизней клались за взятие городов, там теперь упитанные мужики на импортных мотоциклах «воюют» с пограничниками и отбиваются от дорожной полиции.

Это их право, их дело, и очень хорошо, что им, как и всяким российским туристам, помогают наши консульские работники. Но злоключения людей, путешествующих в свое удовольствие, наверное, не должны слишком азартно восприниматься обществом. Та война закончилась, а это — не война. Это спорт, отдых, развлечение — что угодно, но только не «перепоказ» нашей Победы.

Во-вторых, есть у меня подозрение, что боятся наших байкеров только глупые враги России. Умные же, наоборот, радуются, что эти люди так рвутся в Европу, и всячески желают им и в самом деле дойти до Берлина.

Это было бы неудивительно, ведь «Ночные волки» показывают Западу русских такими, какими он и сам хотел бы их видеть. Голливуд натужно изобретает таких русских, наподобие Ивана Ванко из «Железного человека-2», а тут они являются во всей своей природной красе: брутальные мужчины с диковатым взглядом, враги всего западного, следующие позавчерашней западной моде.

Это русские, которыми можно пугать. Но это не те русские, которых стоит бояться.

Образ байкера, татуированного амбала на мотоцикле, в западной массовой культуре давно из героического стал комическим. Этот образ идеально вписался в архетип библейского Голиафа — воплощения грубой силы, которое, несмотря на свой грозный и свирепый вид, непременно будет побеждено тщедушным, но сметливым пастушком электрических овец — может быть, даже нетрадиционной ориентации, наподобие Алана Тьюринга, ставшего героем нашумевшего фильма «Игра в имитацию».

Люди, воплощающие образ обреченной силы, оказались в топе информационной повестки и на острие национального духа. Для них самих это большой успех, который, вероятно, приведет Залдастанова-Хирурга в Государственную думу. Но для общества в целом это может стать подменой ориентиров.

За день до того, как российские байкеры въехали в Мюнхен, в этом городе умерла Майя Плисецкая. Это было символичное напоминание. Россия Хирурга способна лишь попусту напугать Европу. Россия Плисецкой способна ее завоевать. «Страна мечтателей, страна ученых» — это ведь именно она взяла Берлин в мае 1945 года.

Комментарии
Прямой эфир