Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В КСИР сообщили об установлении точного местоположения вертолета Раиси
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Происшествия
На востоке Москвы разгорелся пожар на площади 1,2 тыс. кв. м
Мир
Премьер-министр Финляндии Орпо допустил частичное открытие границы с РФ
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Мир
В МИД Ирана сообщили о выходившем на связь имаме с борта президентского вертолета
Происшествия
Cadillac насмерть сбил пенсионерку в центре Москвы
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Армия
Рядовой Акулов смог защитить подбитый танк от атак FPV-дронов ВСУ
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из трех десятков ролей народного артиста Бориса Щербакова 99% — положительные герои. Тем интереснее будет увидеть авторитета и «держателя общака» в его исполнении. 1 мая начиная с 9:00 на телеканале РЕН ТВ состоится долгожданная премьера сериала «Зло», снятого по одноименному роману Эдуарда Хруцкого. Произведение рассказывает о том, как началось сращивание партийно-советских и правоохранительных структур с теневым капиталом и уголовниками. Сейчас это явление называется коррупцией и организованной преступностью. Генеральными продюсерами многосерийного фильма выступили Владимир Тюлин, Алексей Пиманов и Ольга Погодина. О том, как даются образы на сопротивление, Борис Щербаков рассказал в интервью «Известиям».

«Стоп, Борь. Борь, окстись!»

— Алексей Пиманов рассказывал, что его в детективе по роману Эдуарда Хруцкого захватила ни на что не похожая атмосфера. А удалось ли ее воссоздать на съемочной площадке?

— Всё на площадке зависело от режиссера Алексея Борисовича Мурадова. Он мастер создавать не похожую ни на что атмосферу. А мы, так сказать, орудие его труда, старались слушать и исполнять задачи, пожелания.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— Прежде вы не работали с Алексеем Пимановым?

Работал. Это были картины «Крым» и «Овечка Долли была злая и рано умерла». Алексей очень дотошный, внимательный, какой-то очень трогательный. Представьте, делает замечания артисту, как бы извиняясь немножко. Очень деликатный.

— Где проходили съемки?

Мои сцены снимали в Белоруссии, под Минском. Небольшая деревенька, очень симпатичная. Нашли дом хороший, удобный для съемок. Я играл в сериале держателя общака. Поэтому очень волновался, как это получится. Для меня это действительно необычная ситуация. Потому что, когда смотришь детективы, держатели общака — это какие-то такие бандюганы, что страшно становится. И вдруг выбор пал на меня. Я сначала очень удивился. Но Леша Мурадов сказал: «Спокойно, не волнуйся. Все будет хорошо».

Удивительный режиссер и обаятельнейший человек. Это у меня третья работа с ним. Первая картина — «Катя», вторая — «Жуков», и третья — «Зло». Я очень благодарен Алексею за то, что он пробует меня с разных сторон. Когда я вспоминаю о нем, всегда улыбаюсь. Если бы Мурадов предложил сыграть телефонную книгу, я бы согласился.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

Держатель общака и Борис Щербаков — не монтируется.

— И правильно. Это очевидно. Но этого и добивался режиссер.

— Что вам помогало в создании образа?

— Скорее кто. Режиссер. Если я куда-то не в ту сторону начинал двигаться, он говорил: «Стоп, Борь. Борь, окстись».

— Вы когда-то снимались в картине «Воры в законе». В советском кино представители криминальной элиты выглядели интеллигентно: Смоктуновский в «Гении», Говорухин в «Ассе». Теперь вы в «Зле».

Я вообще, по сути, очень интеллигентный человек. Поэтому недолго работали над этой ролью. Сразу нашли образ. Мне так кажется.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— Случалось ли вам пересекаться с криминальными элементами?

— К счастью, не доводилось.

— Вы интересовались, как устроен воровской мир?

— А зачем? Если бы я играл серьезных бандитов... а держатель общака больше говорит, чем действует.

— Действие сериала «Зло» разворачивается в 80-е. В кино — мода на ретро. Как вы относитесь к ностальгии наших людей по СССР?

Это очевидно. Потому что, с их точки зрения, да и с моей тоже, тогда было лучше. Все мы были моложе. Нам казалось, что у нас всё еще впереди. И поэтому было замечательно. И с высоты нынешних лет, конечно, кажется, что там было лучше. При Брежневе, конечно, еды не хватало, чего-то еще не было. Везде дефицит. Но всё равно вспоминается это всё с какой-то полуулыбкой и ностальгией.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— А какое воспоминание из 80-х греет вам сердце?

— Воспоминание? Я много работал, в отличие от нынешнего времени. Люблю работать. Я не успевал отсняться в одной картине, уже начинал другую. Делал это с удовольствием. Я был молодым, помоложе во всяком случае (улыбается). Мне казалось, что действительно всё впереди. А сейчас думаешь: «Ай, как хорошо было тогда». Думаю, что я не одинок в этом плане.

«У меня принцип: я никогда не отказывался от работы»

— В каком фильме вы бы не согласились сниматься?

— В случае, если читаю сценарий и ничего не понимаю. Вот тогда я говорю: извините, я занят. А вообще, такое очень-очень редко бывает. У меня принцип: я никогда не отказывался от работы. Либо я действительно очень занят, либо я лукавлю и говорю, что — извините.

Понимаете, я очень люблю свою работу. А если ты отказался, то расписался в своей профнепригодности. Не нравится — сделай так, чтобы тебе понравилось. Если, конечно, хоть что-то есть в сценарии.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— А если РЕН ТВ еще позовет в какой-нибудь сериал сниматься, откликнетесь?

— С удовольствием, я очень люблю РЕН ТВ. Смотрю практически все программы.

— Есть любимые ведущие?

Игорь Прокопенко мой любимый ведущий. С огромным удовольствием смотрю его и «Военную тайну». Смотрю Анну Чапман. «Загадки человечества с Олегом Шишкиным» — это безумно интересно.

— Сейчас в кино запрос на молодежь, на кумиров подростков. А часто ли вам предлагают роли? Каких персонажей?

Мне вообще не очень часто предлагают роли. Лет пять тому назад предлагали генералов, полковников и так далее. А сейчас, с точки зрения продюсеров, наверное, я постарел и для генералов. Поэтому предлагают каких-то дедушек. Ну что же, прекрасно.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— Кого из молодых артистов вы бы выделили?

— Никиту Ефремова.

— У него родословная богатая.

Да, родословная богатая. А постарше, конечно, Володя Машков. Замечательный артист и человек потрясающий. Да нет, много артистов хороших, молодых. И я рад, что растет такая смена.

— Любознательность для артистов — дополнительный плюс. А у молодежи зачастую поверхностный подход к созданию образа. Вы видите это у коллег?

— Да сколько угодно. Наверное, когда я был молодым, тоже не очень углублялся. Думал, что всё и так хорошо, а моя лучшая роль ещё впереди. Поэтому и молодёжь не очень глубоко уходит в материал.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— А если отмотать назад, вы бы иначе подходили к этому вопросу?

— Вы знаете, мне ни за один свой фильм не стыдно. Абсолютно. Все, что я делал, — делал серьезно, отдавал кусочек своей души.

— Вы любите детективы?

— Жанр детектива один из самых популярных. Я по себе сужу и по супруге Татьяне. Она с удовольствием смотрит детективы. Мотает на ус. Может, напишет что.

«Подошел к Константину Хабенскому и сказал, что хотел бы работать в МХТ»

— Ваша супруга из актрис переквалифицировалась в писатели. Вы разделяете ее увлечение?

Таня уже выпустила пятую книгу. Самая известная — про Кшесинскую, «Матильда. Любовь и танец». Недавно вышла книга «Две Ольги Чеховы. Две судьбы». Это про Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову, народную артистку СССР, супругу Антона Павловича, и про Ольгу Константиновну Книппер-Чехову, жену племянника Михаила Чехова, любимую актрису Гитлера. Татьяна написала настоящую чеховиану в двух томах. Работала лет пять. Рассказала о семье Чехова начиная с деда. Написала про увлечения писателя, про роман с Ликой Мизиновой. Есть там и о том, как Чехов в публичный дом ходил, куда его впервые привел старший брат Александр. В общем, всю биографию до смерти, ничего не приукрашивая.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

Многие чеховеды пишут о том, как умирал писатель, но не исследуют, почему именно так. Таня написала про это. Когда Чехов понял, что умирает, позвал лечащего врача. Попросил бокал шампанского и лег на кровать, отвернувшись к стене. Так и умер. А ведь он не просто отвернулся. Чехов — доктор. Он прекрасно знал, что, когда больной чахоткой умирает, у него идет пена изо рта. И он не хотел напугать Ольгу Леонардовну.

— Что вас раздражает в современном кино?

Сейчас в кино меня раздражает излишняя откровенность. Потом, артисты совершенно забывают про речь. Они думают, если у них микрофон, значит, могут под нос себе бубнить. Почему-то и школа звукооператоров стала пожиже.

Вот я недавно спектакль смотрел. У артистов уже даже гарнитура есть, а я сидел на четвертом ряду и все спрашивал у жены, что они говорят.

— А вы можете представить, чтобы в ваше время на сцену Художественного театра вышел артист с гарнитурой?

— В мое время — нет. А уже позже появилось. У Олега Павловича Табакова было «ухо», в которое ему подсказывали. Ну, его можно понять. Он был уже в возрасте. Потом, его мысли были не только о тексте. Слишком много у него было дел: Олег Павлович руководил МХТ, «Табакеркой», а еще строительство новой сцены для театра и так далее. Для Табакова это было нормально. Завалов в работе у него не было.

— Вы 21 год назад ушли из МХТ имени Чехова. Почему за это время ни в какую другую труппу не влились? Разочаровались в репертуарном театре?

— Да нет, почему? Вы знаете, на юбилее Школы-студии МХАТ я подошел к Константину Хабенскому (худрук МХТ имени Чехова. — «Известия») и сказал ему, что хотел бы работать. Он удивился: «Вы серьезно?» — «Да». — «Хорошо. Мы подумаем». Ну вот думают до сих пор.

Так это прекрасно! Может, они ищут роль под вас?

— О-о-о, это слишком. Слишком большие надежды. Там люди занимаются своим делом, своими планами, которые менять вряд ли будут. Ну, посмотрим.

— Будут иметь в виду.

— Надеюсь.

— Я бы была счастлива прийти в МХТ на Щербакова.

— Спасибо.

— А как часто вы ходите в театр?

В последнее время не очень часто. Там потеряна культура речи, практически совсем. Если на сцену выходят Женя Киндинов, Станислав Любшин, Нина Гуляева, их слышно. А молодежь вообще не слышно. Текст проговаривают быстро, будто торопятся домой уйти поскорее.

А еще пошла мода приглашать в спектакли со стороны. Вроде артист где-то роль сыграл, и вот он уже на сцене МХТ, а потом и в труппе. А то, что школа у него, может, абсолютно не мхатовская, режиссеры не видят.

Вот мы очень часто думаем, что зритель — дурак, он ничего не поймет. Он все понимает, все видит! И гораздо больше, чем мы думаем об этом.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— Может, в Школе-студии что-то утрачено?

— Да нет, там хорошие педагоги. Честно говоря, я думал, что меня пригласят преподавать. Но нет.

— А вы бы пошли?

— Пошел бы, конечно. Но никто не приглашает, а навязываться не хочу. Ничего не проси, никому не верь и никого не бойся. Кстати, кредо тех людей, одного из которых я играл в сериале «Зло».

«Гафт был очень щедр на похвалы, сейчас этого не хватает»

— Как вы относитесь к тому, что артисты берутся рассуждать о политике?

— Очень плохо отношусь. Они ничего не понимают. Сейчас один мой знакомый лезет в политику, я даже не разговариваю с ним на эту тему. Бессмысленно.

В вашем послужном списке три сотни ролей.

— Две. Куда вы так замахнулись?

— Я нашла информацию, что у вас 276 ролей. Представляете, за вас посчитали.

276? Не знал.

— А каков процент отрицательных героев из этого списка?

Отрицательных? Ну один процент, наверное, есть.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— Ваши коллеги говорят, что отрицательных героев интереснее играть, чем положительных. Согласны?

— Ну конечно. Они выписаны лучше. Там больший диапазон для игры, для фантазии. В советском кинематографе у положительного героя были определенные рамки. И от них никуда. Не дай бог положительного героя увидеть где-то пьющего водку.

В «Криминальном квартете» (режиссер Александр Муратов, 1989 год. — «Известия»), в котором я снимался вместе с Николаем Караченцовым, Владимиром Стекловым и Владимиром Ереминым, милиционеров впервые показали нормальными людьми, которые и выпивают, и ходят не только в форме. Я считаю, что именно «Криминальный квартет» — это предтеча всех «Ментов». Там тоже показаны обычные люди, но они были уже после нас.

— После выхода картины вы ощутили особую любовь правоохранительных органов к себе?

— Я всегда их любил. Мне до сих пор люди приблизительно моего возраста говорят, что им нравится «Криминальный квартет». А еще благодарят за «Случай в квадрате 36-80». Но почему-то «10 лет без права переписки» Владимира Наумова никто не вспоминает. А там одна из лучших моих ролей.

Борис Щербаков
Фото: РЕН ТВ

— Вы смотрите свои фильмы?

— Не люблю смотреть фильмы с собой. Бывает, ночью попадаю на них. У нас любят самое интересное поздно показывать. Как-то включил, идет «10 лет без права переписки». Думал, полчаса посмотрю и спать, и не смог оторваться. А после фильма — звонок. Валентин Иосифович Гафт. «Борька, я посмотрел. Хорошая работа, какой хороший фильм. Я тебя поздравляю». Гафт был очень щедр на похвалы, сейчас этого не хватает. «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви прекрасные моменты», — пел Окуджава.

А вам часто говорят комплименты?

— Валентин Иосифович говорил. Иногда коллеги отмечают. Да и я сам с удовольствием это делаю. Если нравится, надо говорить. Людям будет приятно.

Прямой эфир