Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным

Гангста и рэп: фильм «Золото Рейна» показал нестандартный путь к успеху

Фатих Акин экранизировал криминальную биографию звезды немецкой эстрады
0
Фото: Артхаус
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Рэп, деньги, два ствола. Турецкий мэтр Фатих Акин, собрав за свою почти 30-летнюю карьеру награды крупнейших кинофестивалей, бросил вызов Гаю Ричи и снял хулиганский, совершенно не фестивальный фильм, который, кажется, призван взбесить всех: европейцев, иммигрантов, музыкантов, да и поклонников самого Акина. Впрочем, на все обвинения режиссер может ответить, что сюжет не придуман. В основе ленты — автобиография немецкого хип-хоп продюсера и исполнителя Xatar, в молодости совершившего ограбление и отсидевшего в тюрьме.

Выйду на улицу

Действие начинается в сирийской тюрьме, куда бросают юношу Гивара. На допросе у него пытаются выведать местонахождение золота, он же утверждает, что ничего не знает, и драгоценный металл у него — только в зубной коронке. Разумеется, надзиратели тут же выдирают ее: не щадя чувств зрителя, Акин демонстрирует эту стоматологическую операцию и вызывает острое сострадание к своему герою (как выясняется, тот не вполне его заслуживает).

Затем жизнь юноши показывается с самого рождения. Папа Гивара — курдский композитор, которому пришлось вместе с женой, флейтисткой оркестра, бежать от исламистов из Ирана. Наш герой появился на свет в горном убежище во время обстрела, посидел вместе с родителями в плену. Но в итоге оказался в Германии — в иммигрантском гетто. И хотя семья наконец обрела материальное благополучие и мальчику даже наняли педагога по фортепиано, подросшему Гивару надоело быть чушпаном и захотелось стать пацаном. В итоге он связался с уличными бандами и начал толкать наркоту.

Фатих Акин обходится без морализаторства, являя нам персонажей как таковых, не защищая и не осуждая их. «Не мы такие, жизнь такая», — мог бы сказать Гивар. Собственно, нечто подобное он и произносит в самом конце, уже будучи рэп-звездой и отвечая на неприятные вопросы дочери, которую в школе стали дразнить одноклассники.

Насколько убедили девочку объяснения папы — загадка. Вот и зритель на протяжении всех двух часов не может определиться в своем отношении к Гивару. Пожалуй, он не вызывает особой симпатии, хотя в витальности и неуемной энергии ему не откажешь. Раскаялся ли он в грехах молодости? Стал ли иным? Едва ли. Пацаны не извиняются. Но, по крайней мере, полностью переключился на чтение рэпа — менее социально опасное занятие, чем продажа дури и грабежи. И, как выясняется, более прибыльное. Так что хотя бы в таком виде мораль в фильме присутствует.

От Вагнера до Тарантино

При чем же здесь шедевр Вагнера, подаривший имя картине Акина? Ответ — в сцене, где только что приехавшие в Германию беженцы идут в оперный театр. Во время звучания увертюры отец поясняет Гивару, что сюжет произведения рассказывает о золоте, которое стерегут русалки на дне Рейна. Годы спустя кульминацией криминальной карьеры парня станет как раз похищение большого груза золота. И лишь когда эти сокровища окажутся в реке, как и у Вагнера, гармония и любовь вернутся в мир.

Правда, в опере похититель Альберих воспринимает сокровища лишь как способ обрести могущество. Но для Акина Гивар — скорее Зигфрид, не знающий страха и легкомысленно отправляющийся в опасное путешествие, чем уязвленный властолюбец Альберих.

Столь же хаотичным, несерьезным и дерзким, как главный герой, кажется сам фильм. Начинающийся как драма про ближневосточные конфликты, он мутирует в криминальный триллер, местами пуская стрелы сатиры в адрес Европы, где за внешним благополучием скрывается масса проблем. Есть здесь и откровенно комедийные эпизоды в духе Тарантино. Когда Гивар и его товарищ берут у мафии экспериментальный наркотик — жидкость, при высыхании превращающуюся в чистый кокаин — и загружают бутылками полный фургон, машина, естественно, попадает в ДТП. И повествование обретает черты «Криминального чтива» или «Джентльменов». Вот только не поднимается до их уровня драйва и юмора.

Исповедь иммигрантов

В итоге же получается, что обманутыми себя почувствуют не только многочисленные подельники Гивара, но и зрители. Ни посмеяться вволю, ни полюбоваться приключениями обаятельных авантюристов (поскольку не очень-то они обаятельны), ни, наконец, узнать получше о творческом становлении Xatar лента не позволяет. Рэп наш герой начинает всерьез читать уже в самом конце — и сразу у него всё складывается как по маслу. Понять, каким образом запись новичка, начитанная в тюремной камере и посланная на волю по почте, моментально смогла выстрелить на всю страну, решительно невозможно. Да и вообще таких моментов в сюжете, когда хочется воскликнуть: «Да ну!» — множество. И пусть ключевые факты подтверждаются статьями о Xatar в прессе, это тот случай, когда правда жизни не равна правде художественной.

Но, видимо, сын турецких иммигрантов Акин в последнюю очередь стремился здесь потакать публике, будь то массовый зритель (хотя кассовые сборы в Германии оказались весьма приличными) или фестивальные снобы. Судьба курдского беженца Гивара Хаджаби, вопреки всему покорившего Европу, для режиссера — отражение собственной истории. Практически исповедь. Недаром в начале ленты фигурирует посвящение умершему в 2021-м отцу Фатиха. Снимать эстетически безупречное кино про enfant terrible мэтру, вероятно, показалось просто нечестным. В конце концов, гангста-рэп — он не про красоту, а про выживание.

К слову, в российском прокате главного героя озвучил рэпер Леван Горозия, известный как L’One. Сын грузинского иммигранта, выросший в Якутии и в ранней юности отправившийся покорять своей читкой Москву. Что ж, перед нами тот редкий случай, когда у всех героев истории хэппи-энд случился не только в кино, но и в жизни.

Прямой эфир