Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Президент Палестины назвал величайшей катастрофой вторжение ЦАХАЛ в Рафах
Мир
Илон Маск в Китае встретился с премьер-министром страны Ли Цян
Авто
Omoda представила кроссовер C7, который появится в РФ
Мир
Министр нацбезопасности Израиля Бен-Гвир выписался из больницы после ДТП
Мир
В Британии МВД будет задерживать и высылать мигрантов с 29 апреля
Мир
Варшава указала на необходимость Киеву проявить инициативу по возврату призывников
Общество
В МЧС нашли протечки земляной насыпи в Абатском районе Тюменской области
Экономика
Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь с 1 мая
Происшествия
Восемь человек пострадали при атаке 10 дронов ВСУ в Белгородской области
Мир
Двое украинских уклонистов утонули в реке Тиса при попытке попасть в Румынию
Мир
Жители города Южное на Украине выступили против смены его названия
Армия
Песков заверил в победе России в спецоперации на Украине
Политика
Матвиенко указала на открытый и независимый курс внешней политики РФ
Происшествия
В Ростовской области 17-летняя девушка погибла в результате расстрела автомобиля
Армия
ВС РФ поразили склады с авиатехникой и боеприпасами на трех аэродромах Украины
Мир
Захарова указала на неприкосновенность замороженных Западом активов РФ
Происшествия
Бродячие собаки напали на 13-летнюю девочку в селе в Бурятии

Врагу нас не запугать

Вице-президент международной ассоциации ветеранов антитеррора «Альфа» Валерий Канакин — об особенностях теракта в «Крокус Сити»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Наша страна на протяжении многих лет ведет борьбу с опасным и коварным врагом, который подло нападает на слабых и безоружных, взрослых и детей. Мы помним страшные теракты, когда наших людей убивали в собственных домах, в больницах и школах. Всё это мы никогда не забудем и их смерти никогда не простим.

Варварское преступление, которое произошло 22 марта в «Крокусе», потрясло всю страну. Для нас нет чужого горя, и сегодня мы едины как никогда.

Рассуждая о произошедшем в тот день, хочу отметить: никогда прежде мне не доводилось встречаться с таким проявлением жестокости, в котором будто не просматривается смысла. Террорист всегда идет на убийства ради идеи, у него всегда есть требования и конечная цель, и террорист всегда готов умирать. Здесь я такого не вижу. И это наводит на мысль о том, что это — спланированное заказное убийство. Заказная расправа и кровавая бойня, призванная запугать нас и разделить. И мы этого не допустим.

Террористическая атака, в результате которой, по сегодняшним данным, погибло свыше 130 человек, была, несомненно, спланирована заранее. Террористы были хорошо ознакомлены с планировкой здания концертного зала. Сам день нападения подобран также неспроста — главная соединительная магистраль города и удаленность здания от центра открывают неплохие возможности для отхода. У них были координаторы, которые управляли процессом и снабжали оружием. Высока вероятность, что эти координаторы получали задачи из-за океана. Полагаю, объект заказчики подбирали долго. Конечно, в этом контексте не могу не напомнить о предостережении наших западных «партнеров» о возможных атаках.

Вся линейка предоставленного террористам оружия была подобрана таким образом, чтобы закамуфлировать реального заказчика и «отвести глаза» от него. Такое оружие не в ходу у военных — оно скорее охотничье. То, что я видел, — это охотничий карабин калибра 7,62 нарезной и полуавтомат. Охотничье оружие убивает наверняка. Если гладкоствольный карабин стреляет картечью, то убивает сразу несколько человек. Если из боевого автомата можно попасть и оставить человека раненым, то здесь такого варианта нет. Сразу — смерть.

Использование такого оружия, видимо, было хитростью. Задача — показать, что это ИГИЛ (экстремистская организация, запрещена в РФ), которая в настоящее время сильных позиций в России не имеет. Хочу подчеркнуть: даже в период нашей сирийской кампании активных вылазок против нас игиловцы не предпринимали.

С профессиональной точки зрения могу сказать, что это не типичный почерк ваххабита. На такое массовое «мероприятие» они не приходят по четыре человека. Тем более располагая таким скудным вооружением. Всё это просто немыслимо! Будь это «те самые» террористы, которых мы знаем немало, они бы заблокировали помещение, перекрыли входы и выходы, произвели минирование, взяли людей в заложники и выдвигали бы требования. Но этого не произошло.

Отдельно хочу напомнить о случаях самоподрыва террористов, которые происходили в первой половине 2000-х. Подготовка одного такого смертника — длительный и весьма тяжелый процесс, который включает в себя прежде всего психологическую обработку. Есть так называемый психолог, который постоянно разговаривает с человеком, воздействует на его сознание и постепенно делает внушения. У таких «психологов» есть ключи к каждому потенциальному смертнику. Позже начинается обработка человека психотропными веществами, затем в работу снова вступает «психолог», который проводит еще несколько «сеансов», в ходе которых называет специальные слова, — в них заложены негативные установки. По завершении человек готов идти на смерть.

Им внушают, что эта смерть принесет вечную жизнь. Террористы совершают преступления, будучи полными решимости «попасть в рай». Это крайне сложная и изощренная система подготовки практически не дает сбоев. Разработана она много лет назад не без участия заокеанских инструкторов, консультировавших еще «Аль-Каиду» (экстремистская организация, запрещена в РФ).

В нынешнем случае могу сказать, что нападавшие могли быть в состоянии наркотического опьянения, но на них точно не отрабатывалась полноценная схема вербовки. К моменту нападения они были еще под воздействием веществ, однако шок от массовых расстрелов людей, видимо, сократил срок их действия и эффективность. Думаю, этим и продиктовано то, что террористы оставили много патронов внутри здания и вообще достаточно быстро бежали — они не выдержали психологически.

Это говорит о том, что они были наняты кем-то, но не для того, чтобы умереть на месте, а для совершения преступления, которое создаст панику и поднимет общественный резонанс. Будь они завербованы исламистами, они довели бы свое черное дело до конца — точно бы расстреляли весь имеющийся арсенал и не бежали бы так поспешно.

Я горжусь работой правоохранительных органов и спецслужб, моих коллег и учеников. Со временем будет больше деталей, и мы сможем сделать более четкие выводы.

Также хочу выразить мои глубокие соболезнования всем родственникам погибших, а пострадавшим пожелать скорейшего выздоровления.

Врагу не удастся нас запугать!

Автор — вице-президент международной ассоциации ветеранов антитеррора «Альфа», экс-начальник управления «А» ЦСН ФСБ, участник операций по освобождению заложников в театральном центре на Дубровке и в школе № 1 Беслана, Герой России, генерал-майор

Прямой эфир