Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из самых скандальных фильмов прошлого Каннского кинофестиваля — «Май декабрь» — вышел в официальный российский прокат. Произошло это накануне вручения «Оскара», на который картина номинирована за лучший сценарий. Режиссер Тодд Хейнс — живая легенда американского независимого кино, и релиз фильма в РФ — важное культурное событие. При этом лента поднимает такое количество больных тем, что дискуссии о ней полыхают по всему миру с момента фестивальной премьеры. «Известия» объясняют, почему «Май декабрь» на большом экране нельзя пропускать.

Молодая да ранний

«Май декабрь» — это устойчивый фразеологизм. Означает отношения между партнерами, у которых очень большая разница в возрасте. И фильм отталкивается как раз от такой истории, которая действительно наделала в свое время много шума. В 1997 году замужнюю американскую школьную учительницу Мэри Кей Летурно обвинили в изнасиловании: у нее была связь с 13-летним учеником. Летурно, которой тогда было 35 лет, посадили в тюрьму на несколько месяцев, она вышла оттуда и продолжила роман с мальчиком. Ее снова посадили — теперь уже на несколько лет. Отсидев срок, она вышла замуж за выросшего за это время мальчика, они прожили вместе 14 лет и развелись незадолго до ее смерти.

Тодд Хейнс для своего фильма поменял имена героев, немного сдвинул время действия и сосредоточился вовсе не на самом романе взрослой женщины и подростка. Мы застаем героев, Грэйси и Джо, в момент, когда у них уже взрослые дети. Мы входим в их дом вместе с телезвездой Элизабет: о запретной любви в Голливуде решили снять кино, у Элизабет главная роль, и она хочет собрать материал о своей героине. Грэйси и рада, что наконец-то о ней расскажут красиво и правдиво, и немного напугана, потому что правда со стороны может оказаться не очень приятной.

Кадр из фильма «Май декабрь»

Кадр из фильма «Май декабрь»

Фото: Artmainstream

Итак, перед нами треугольник, разыгранный прежде всего двумя великолепными актрисами Натали Портман и Джулианной Мур, а также несколько менее известным Чарльзом Мелтоном. Последний, кстати, для этой роли набрал почти 20 кг и перевоплотился в молчаливого крепыша из семьи корейских иммигрантов, за что немедленно получил престижную номинацию на «Золотой глобус». Атмосфера в доме Грэйси становится с каждой минутой всё более электризованной. Элизабет молода, красива и успешна, она та, кем Грэйси никогда не была. Грэйси ревнует ее к своему молодому и сексапильному мужу, которого очень боится потерять, пусть даже скрывает это, в том числе от себя самой. Но Грэйси и тянется к Элизабет, она хочет исповеди и оправдания, ведь ее семейное счастье не так безоблачно, как может показаться, и боль от старых ран по-прежнему мучает ее. Эти женщины — двойники, соперницы и союзницы одновременно, и Хейнс начинает фильм как мыльную мелодраму, но постепенно превращает ее в эротический триллер, который может закончиться плохо для всех участников этой странной игры.

Кадр из фильма «Май декабрь»

Кадр из фильма «Май декабрь»

Фото: Artmainstream

Центральная фигура этой истории — Элизабет. Собственно, сценарий Сами Берча и Алекса Механика изначально оценила именно Натали Портман. Это она продюсер картины, она пришла с текстом к Тодду Хейнсу, а тот уже позвал свою любимую актрису Джулианну Мур играть Грэйси. И как для Грэйси роль замужней совратительницы несовершеннолетних — возможность выйти на новый уровень актерской карьеры, так для Портман «Май декабрь» своего рода бенефис, со времен «Черного лебедя» у нее не было такого мощного образа, хотя сложа руки она с тех пор не сидела и снималась у лучших режиссеров нашего времени — от Терренса Малика и Кейси Аффлека до Пабло Ларраина и Тайки Вайтити.

Маленькие женщины

Выбор режиссера, конечно, был здесь принципиален. Тема запретной страсти всегда интересовала Тодда Хейнса, наиболее яркие примеры — «Вдали от рая» с той же Джулианной Мур или недавняя «Кэрол» с Кейт Бланшетт и Нуми Рапас. Хейнс любит сложные образы женщин на грани нервного срыва, обожает снимать одно за другим покрывала с их самых интимных тайн. Разбирает их уязвимости, демонстрирует их смелость в экстремальных обстоятельствах, готовность рисковать и менять свою жизнь, бросать вызов обществу. Мини-сериал Хейнса «Милдред Пирс» как раз о такой женщине, стал первым в истории сериалом, целиком показанным в программе крупного международного кинофестиваля — тогда им стал Венецианский МКФ.

Кадр из фильма «Май декабрь»

Кадр из фильма «Май декабрь»

Фото: Artmainstream

Хейнса интересует шоу-бизнес, у него гениальные картины «Бархатная золотая жила» про изнанку глэм-рока и «Меня здесь нет» — экспериментальный портрет Боба Дилана, которого играют сразу несколько актеров и одна актриса. Три года назад он даже осмелился на документальный фильм про группу The Velvet Underground и дал «Известиям» большое интервью про него на Каннском кинофестивале.

И в картине «Май декабрь» эта тема тоже очень важна. Элизабет принадлежит совсем другому миру, чем те, к кому она приехала «в гости», чтобы использовать их как материал для своей работы. Об этом мире от нее самой мы узнаем слишком мало, но догадываемся, что ему присущи порочность, самолюбование и некоторый паразитизм по отношению к тем, для кого он и существует, то есть простым людям.

Кадр из фильма «Май декабрь»

Кадр из фильма «Май декабрь»

Фото: Artmainstream

И это ведет нас к еще одной важной теме — классовым различиям, диктующим характер межличностных отношений. Это особенно отчетливо было выражено в суперхите Хейнса «Кэрол», где «золушка» из супермаркета, связавшись с «королевой» в мехах и дорогих автомобилях, была обречена быть ведомой, быть игрушкой, быть, наконец, жертвой. Мир роскоши и славы у Хейнса манит, завораживает, но полон смертельных опасностей для «чужаков». Классовый порог здесь как будто не существует, но потом обнаруживает себя во всей своей саркастической беспощадности. Элизабет, с точки зрения обывателя, цинично использует «простолюдинов», которые нужны ей для реализации карьерных амбиций. Но ее классу не свойственно осуждать такое поведение, потому что на Олимпе другие законы и цель оправдывает любые средства. Ведь важно снять большое кино про страсть, а сколько судеб пойдет под откос, не так важно, да это и не дело Элизабет, ведь она «всего лишь» актриса. Катализатор ли она грандиозного кризиса или всего лишь его очевидец, никто точно сказать не мог бы.

Чеховские мотивы

Но есть и еще одна важная и неожиданная категория, которая делает «Май декабрь» особенно важным кинопроизведением. Это — пошлость. Хейнс, непревзойденный мастер стиля, специально открывает фильм заявочным планом как в дешевом сериале дневного эфира для домохозяек. Вот план с домом, вот туда входит женщина, далее — интерьер, заезжая актриса знакомится с семьей, пожилая женщина прихорашивается перед звездой, муж, слегка насупившись, разглядывает красавицу, и начинаются «отношения». Один из самых музыкальных режиссеров современности внедряет в сюжет пошлейшую музыкальную тему, тоже словно из дневного эфира. И играет с нами в кошки-мышки — вот блестящие актрисы разыгрывают сложнейший сюжет, в котором нет очевидных ответов ни на один вопрос, вот они импровизируют, создавая мотив двойничества, подражая друг другу и невольно пародируя друг друга.

Кадр из фильма «Май декабрь»

Кадр из фильма «Май декабрь»

Фото: Artmainstream

Но при всем этом — Элизабет устраивает совершенно дурацкую «творческую встречу», где «откровенничает» о том, что, дескать, «так же, как все, как все, как все, я по земле хожу-хожу». Мимоходом соблазняет мужчин, которым лестно даже прикоснуться к телезвезде. Проводит интервью с теми, кто может рассказать новые детали о Грэйси. И всё для того, чтобы снять пошлейший фильм обо всем этом: Хейнс дает нам заглянуть на съемочную площадку, чтобы понять, какая дрянь из всего этого получится на выходе.

Пошлость — всегда рядом, от нее невозможно застраховаться, но ее можно заметить, если обладать чуткостью. И вот как бы вульгарная Грэйси замечает истинное положение вещей, превращается в трагическую фигуру. Ее муж между пошлостью и молчанием чаще выбирает последнее, но слишком часто не выдерживает и становится смешон. Тот благополучный пригород, где живет скандально известная пара, постоянно как бы бликует под пристальным взглядом Тодда Хейнса, то обнажая проявления пошлости (вроде отвратительных пирогов, которые постоянно печет и продает Грэйси), то побеждая ее обнажением неочевидных деталей, демонстрацией скелетов в шкафу, поступками, на которые всё же решаются иногда герои. Авторы и смеются над героями, и сострадают им. Пожалуй, если бы Чехов посмотрел «Май декабрь», он обнаружил бы в его создателях верных и внимательных почитателей своего творчества.

Кадр из фильма «Май декабрь»

Кадр из фильма «Май декабрь»

Фото: Artmainstream

Реалистическому гуманизму сегодня приходится туго. Он не очень в моде, его представления о человеке могут коробить широкую публику, он требует серьезной внутренней работы во время просмотра. Хейнс в своем фильме доказывает, что тем не менее это искусство живо. И, что важнее, эта идея остается со зрителем и после выхода из зрительного зала. Картина — провокация, и гуманистическое наследие западной цивилизации — тоже провокация, которая сегодня может стоить своему адепту очень дорого. Счастье, что такие фильмы появляются на большом экране. При этом российскому зрителю повезло: в большей части стран картина вышла эксклюзивно на Netflix, а у нас, пусть и позже, в кино, так как права на прокат были куплены до стримингового гиганта. Зрителей у этой драмы вряд ли будет много: почти нет рекламы, а кто-то не выдержал и посмотрел онлайн. Но тем драгоценнее каждый купленный билет на Тодда Хейнса, фильмы которого с каждым годом становятся всё глубже и мудрее.

Прямой эфир