Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2023 году в Москве выросло число роботов, которых стали использовать в сфере сервиса. В их числе роботы-уборщики, электронные администраторы, роботы-фармацевты и многие другие разработки, созданные в целях повышения уровня роботизации в стране — одного из главных направлений развития национального проекта «Цифровая экономика». Отрасль робототехники в прошлом году перешла в фазу роста, чему способствовали расширенные меры господдержки. Какие прогнозы и основные тенденции развития российского рынка сервисных роботов в 2024 году выделили эксперты — рассказывают «Известия».

Каких роботов-помощников производят в Москве

На развитие робототехники и внедрение ее в различные сферы российского общества государство выделило 300 млрд рублей до 2030 года. Об этом в прошлом году сообщил глава Минпромторга России Денис Мантуров. Кроме того, в 2023 году президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поручил до 1 марта 2024 года повысить уровень роботизации в госкорпорациях, а также создать новые рабочие места для сотрудников данного направления.

На сегодняшний день в столице существует большое количество предприятий, занимающихся производством роботизированных сервисных устройств. Одним из них является московская компания «Фора Роботикс», которая в 2023 году выпустила семь роботов для российских социальных предприятий и учреждений. Роботы умеют распознавать голоса и лица, поддерживать разговор, жестикулировать, выступая в роли администратора, консультанта, экскурсовода, промоутера, учителя и другого персонала.

образование
Фото: forarobotics.com

Двух из них поставили в Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича для проведения научно-исследовательских работ. Еще одного электронного помощника установили в Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по городу Череповцу. Устройство знакомит школьников с жестами регулировщика и проводит викторины на знание правил дорожного движения.

Роботы-помощники появились и в московских медучреждениях. В городских клинических больницах № 67 им. Л.А. Ворохобова, № 15 им. О.М. Филатова и научно-исследовательском институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского пациентам и врачам начали помогать робокошки. Устройства с кошачьей электронной мордочкой умеют доставлять еду и медицинские принадлежности, провожать пациентов до лифта или комнаты отдыха, делиться полезными советами о поддержании здоровья. Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова отметила, что робокошки сейчас трудятся в тестовом режиме. В случае успешного прохождения пилотного срока электронных помощников установят и в других лечебных учреждениях города.

В больнице № 67 им. Л.А. Ворохобова в этом году также начала работать в пилотном режиме аптека-робот, которую создали для автоматизации процессов получения, учета и хранения лекарств и медицинских препаратов. Об этом рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в своем Telegram-канале. Робот проверяет срок годности медикаментов и их соответствие товарным накладным, а также самостоятельно формирует заказы для отделений больницы. Такое устройство значительно упрощает работу медиков и позволяет уделять больше времени пациентам.

парк
Фото: sobyanin.ru

С января 2024 года электронных помощников стали использовать для поддержания чистоты в московских парках. Десять беспилотных роботов-уборщиков «Пиксель» участвуют в регулярной уборке прогулочных дорожек в парках «Кузьминки», «Сокольники» и 50-летия Октября. Зимой они практически бесшумно расчищают дорожки от снега, а летом подметают и моют их.

Перспективы российского рынка сервисной робототехники в 2024 году

Государственная поддержка, расширение учебных программ по направлению «мехатроника и робототехника» в российских вузах и увеличение числа талантливых разработчиков в данной отрасли способствовали переходу российского рынка робототехники к активному росту. Основатель и СЕО компании Mirey Robotics, эксперт по робототехнике Андрей Наташкин рассказал, что популярность роботизированных решений на госпредприятиях, в бизнесе и социальной сфере отражается на рынке труда неоднозначно.

— С одной стороны, простой ручной труд постепенно заменяется сервисными роботами. Это официанты, бармены, курьеры, грузчики, дворники. Например, в Москве открылись полностью автономные супермаркеты. С другой стороны, в нашей стране реализуется курс технологического суверенитета, который предполагает выработку собственных автоматизированных линий в разрезе различных направлений промышленности, медицины и сельскохозяйственной отрасли, — прокомментировал ситуацию эксперт.

компании
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Основатель и продюсер компании «Роббо» Павел Фролов считает, что следующая стадия развития российского рынка робототехники — это серийное производство электронных помощников для массовой поставки устройств в компании.

— Для этого требуются квалифицированные специалисты и крупные инвестиции, а также поддержка разработчиков со стороны крупного бизнеса и государства, — пояснил он.

По мнению предпринимателя, по сравнению с опытом других стран, где сервисные роботы выполняют большую часть задач персонала сферы услуг, роботизация в России пока остается на низком уровне, поскольку на 10 тыс. рабочих мест приходится порядка 12 роботов.

Другие эксперты прогнозируют, что направление сервисной робототехники будет активно развиваться в ближайшие годы благодаря действующим государственным программам, где эта область занимает одно из приоритетных направлений. По мнению доцента кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Елены Баракиной, это подтверждает активная реализация проекта «Умный город», конечной целью которого является повышение эффективности городской инфраструктуры. В рамках него осуществляются разработка и запуск роботов-уборщиков, поддерживающих чистоту городов.

медицина
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Представители практически всех профессий будут вынуждены приобретать цифровые навыки и компетенции, большинство работодателей и государство активно помогают в этом. Кроме этого, многие эксперты говорят о дефиците рабочей силы в РФ — возможно, использование электронных администраторов, консультантов, экскурсоводов и роботов-уборщиков и т.д. может снизить его, а также повысить производительность труда, которая является важным фактором развития экономики страны, — уточнила эксперт.

Руководитель научной группы «Нейросимвольная интеграция» института AIRI, ведущий научный сотрудник ФИЦ ИУ РАН Александр Панов считает, что сейчас на рынке робототехники в целом распространены решения, ориентированные на контакт с людьми, — автоповодыри, сервисные роботы, роботизированные складские тележки. Они менее громоздки с точки зрения аппаратной реализации, но при этом способны улучшать бизнес и городскую среду при минимальных затратах.

Многофункциональные роботы появляются в школах, поликлиниках, торговых центрах, кафе и парках, помогая работникам сферы услуг выполнять свои задачи. Данная тенденция будет только расти, порождая необходимость обучения «живых» кадров новым навыкам работы с электронными технологиями.

Стоит ли опасаться массовых увольнений работникам сферы услуг

По мере того как автоматизация и робототехника становятся всё более привычными процессами, растет обеспокоенность тех сотрудников, чей труд могут заменить умные машины.

книжный
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Некоторые должности, такие как кассир или кладовщик, в дальнейшем могут быть полностью замещены автоматизированными системами, что влечет за собой сокращение рабочих мест и переобучение сотрудников, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. Однако подобные кадровые перестановки не будут носить массовый характер.

— С развитием цифровых технологий специалистам необходимо регулярно проходить обучение, знакомиться с применением новых технологий в работе. Многие сотрудники устаревших профессий смогут стать операторами или техническими специалистами по обслуживанию и программированию сервисных роботов, — рассказал эксперт.

По мнению Андрея Наташкина, в текущих условиях страх цифровой безработицы сильно преувеличен.

— Компания «Яндекс» начала развивать направление беспилотных такси в 2017 году. Прошло семь лет, и что мы видим — идет этап апробации и тестирования. Таксисты не исчезли с улиц Москвы. А в регионах этот проект даже не запускался. На внедрение серьезных решений, способных изменить структуру рынка, нужно время, — отметил он.

официант
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Главные преимущества сервисных роботов — точное и качественное обслуживание и помощь пользователям в сокращении человеческих ошибок и эксплуатационных расходов, пояснил заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев. Тем не менее, прогнозирует эксперт, массового оттока людей из сферы услуг в ближайшее время наблюдаться не будет, поскольку роботы все-таки могут выполнять не весь функционал, а кроме того, за самими роботами кто-то должен присматривать. Скорее, появится необходимость переобучения персонала на использование современных робототехнических технологий.

Таким образом, внедрение новых технологий, с одной стороны, может создавать угрозу профессиям, не требующим квалификации или специализированного образования, а с другой стороны — способствует возникновению новых рабочих мест для обслуживания различных электронных устройств. А такие рабочие места подразумевают более высокую оплату труда и перспективы для карьерного роста.

Прямой эфир