Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Власти Аргентины потребовали от Испании извинений за оскорбление президента
Армия
Система ПВО сбила еще шесть украинских беспилотников над Белгородской областью
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Спорт
Тренер из Нидерландов Арне Слот возглавил футбольный клуб «Ливерпуль»
Мир
Молдавский депутат заявила о возможной гибели страны из-за евроинтеграции
Мир
Небензя назвал условия для мирного урегулирования украинского конфликта
Общество
Суд в Москве оштрафовал окрасившего волосы в желто-голубые цвета мужчину
Мир
Похороны Раиси пройдут 23 мая в его родном городе Мешхеде
Общество
В Курской области из-за заморозков ввели режим ЧС
Политика
Путин освободил Александру Левицкую от должности своего советника
Мир
Пушков высмеял убеждения Польши о «русских шпионах»
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Общество
МЧС предупредило москвичей о грозе и сильном ветре 21 мая
Мир
Посол Ирана заявил об отсутствии подтвержденных версий крушения вертолета Раиси
Авто
Продажи Tank 700 начнутся в России в середине осени
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Виновные в гибели 20 человек на золотом прииске в Красноярском крае могут выйти на свободу уже через несколько месяцев, рассказали «Известиям» юристы. 5 февраля суд приговорил директора артели «Сисим» Максима Ковалькова и двух его подчиненных к срокам от трех с небольшим до четырех лет в колонии-поселении, но почти всё это время они уже провели в СИЗО. Трагедия произошла в октябре 2019 года, старатели погибли при прорыве незаконно построенной дамбы. Почему за гибель двух десятков человек фигуранты получили не максимально возможные сроки и как контролируются условия труда при добыче золота — в материале «Известий».

Из-за чего погибли 20 золотоискателей

Суд вынес приговор виновным в гибели 20 человек при прорыве дамбы в Красноярском крае. Трагедия случилась в октябре 2019 года на одном из участков золотодобывающей артели «Сисим» — вода прорвала незаконно построенную дамбу и смыла два общежития со старателями. 5 февраля 2024 года генеральный директор артели Максим Ковальков, начальник участка Андрей Еганов и горный мастер Евгений Александров получили соответственно четыре, три с половиной, три года и три месяца лишения свободы.

Всех троих фигурантов дела суд признал виновными в нарушении правил безопасности при ведении горных работ, что повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 216 УК РФ). Прокуратура доказала в суде, что они разрабатывали месторождение россыпного золота с нарушением проекта и требований безопасности.

Но уже скоро они смогут выйти на свободу, рассказали опрошенные «Известиями» юристы. Дело в том, что на момент вынесения приговора они провели в СИЗО полтора года. Суд отправил их отбывать наказание в колонию-поселение, а в этом случае, согласно ст. 72 УК РФ, день в СИЗО считается за два.

Генеральный директор золотодобывающей артели «Сисим» Максим Ковальков, обвиняемый по делу о гибели людей при прорыве дамб в районе поселка Щетинкино в Красноярском крае, во время рассмотрения ходатайства о его аресте, в Железнодорожном районном суде. 2019 год

Генеральный директор золотодобывающей артели «Сисим» Максим Ковальков, обвиняемый по делу о гибели людей при прорыве дамбы в районе поселка Щетинкино в Красноярском крае, во время рассмотрения ходатайства о его аресте в Железнодорожном районном суде. 2019 год

Фото: ТАСС/Андрей Мармышев

— С учетом этого положения статьи они уже отсидели три года, — пояснил «Известиям» юрист Евгений Розенберг. — Александров сможет выйти на свободу уже через три месяца, Еганов — через полгода, а Ковальков — через год.

При этом у всех осужденных уже появилось и право на УДО.

— Но надо понимать, что на суде первой инстанции история может не закончиться, приговор можно считать мягким, и не факт, что он устоит в апелляции. Прокуратура может его оспорить, — объяснил Евгений Розенберг.

Как следует из материалов дела, на протяжении как минимум двух лет артель сбрасывала оставшуюся после промывки золота грязную воду в реку Малая Сейба. Об этом свидетельствовали, в частности, результаты аэрофотосъемки. В октябре 2019-го на прииске ожидалась проверка — надзорные органы должны были оценить соблюдение природоохранного законодательства, — и руководство артели попыталось скрыть загрязнение.

Кроме Ковалькова в колонию отправятся начальник участка Андрей Еганов и горный мастер Евгений Александров. Как установило следствие, за месяц до прихода проверяющих Ковальков отдал Еганову и Александрову «незаконное указание» нарастить имевшиеся в карьере дамбы, увеличив их высоту. Это, по его мнению, должно было помочь удержать воду, сброс которой в реку временно прекратили, пояснили в прокуратуре Красноярского края.

Из-за проведенных работ уровень воды в одном из водохранилищ повысился до критичного. В результате ровно через месяц после отданного Ковальковым приказа — 19 октября 2019 года — дамбу прорвало. Волна высотой с трехэтажный дом обрушилась на вахтовый поселок глубокой ночью, когда около 80 старателей спали в бытовках.

«Волна размером с трехэтажный дом…»

Один из рабочих рассказал «Известиям», что видел трагедию своими глазами и «это было страшно». По его словам, многие рабочие не успели ни одеться, ни выбраться наружу, ни даже понять, что происходит. Два общежития, в которых жили старатели, раздробило на части, людей смело камнепадом.

— Рабочие бросились спасать своих коллег. Кто-то полез за товарищем в холодный поток, и сам стал жертвой стихии. Кого-то вытащили в самый последний момент, — рассказал очевидец.

Горный мастер золотодобывающей артели «Сисим» Евгений Александров, обвиняемый по делу о гибели людей при прорыве дамбы в районе поселка Щетинкино в Красноярском крае, во время рассмотрения ходатайства о его аресте, в Железнодорожном районном суде. 2019 год

Горный мастер золотодобывающей артели «Сисим» Евгений Александров, обвиняемый по делу о гибели людей при прорыве дамбы в районе поселка Щетинкино в Красноярском крае, во время рассмотрения ходатайства о его аресте в Железнодорожном районном суде. 2019 год

Фото: ТАСС/Андрей Мармышев

«От удара стихии поселок полностью разрушился, а общежития разорвало на части», —

Начальник участка золотодобывающей артели «Сисим» Андрей Еганов после заседания Железнодорожного суда, на котором был продлен срок ареста трем фигурантам уголовного дела о прорыве дамб, повлекшем гибель людей. 2019 год

Начальник участка золотодобывающей артели «Сисим» Андрей Еганов после заседания Железнодорожного суда, на котором был продлен срок ареста трем фигурантам уголовного дела о прорыве дамбы, повлекшем гибель людей. 2019 год

Фото: ТАСС/Андрей Мармышев

говорится в материалах дела. Золотодобытчиков, пропавших в результате затопления, спасатели искали несколько суток, к поискам подключили авиацию.

На место трагедии тогда приехал губернатор Красноярского края Александр Усс, он лично контролировал ход спасательных работ. В регионе был объявлен траур.

Нарушение правил безопасности сразу стало для следствия одной из приоритетных версий трагедии, впоследствии она осталась единственной. Как отметил в ходе прения сторон гособвинитель, «Ковальков, Еганов, Александров самонадеянно полагали, что смогут справиться с удержанием большого объема воды за возведенными ими дамбами».

Губернатор Красноярского края Александр Усс на месте прорыва дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

Губернатор Красноярского края Александр Усс на месте прорыва дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

Фото: ТАСС

— Они полностью проигнорировали требования безопасности и разработанный проект по добыче рассыпного золота, — сказал он.

Проведенная в ходе следствия экспертиза установила, что причиной разрушения дамбы стала потеря устойчивости «при водонасыщении фильтрационным потоком воды». Однако, по мнению прокурора, причина разрушения не имеет большого значения, поскольку дамб в карьере «вообще не должно было быть, проект их не предусматривал».

Как позднее выяснило следствие, все шесть дамб возвели самовольно, без проекта и в нарушение заключения экспертов о том, что грунт этой местности не позволяет строить такие сооружения.

Максим Ковальков и Андрей Еганов вину не признали и просили их оправдать. Горный мастер Евгений Александров вину признал и просил суд назначить ему условное наказание.

Срок по неосторожности

Все осужденные будут отбывать наказание в колонии-поселении, это самый легкий из возможных режимов, рассказал «Известиям» управляющий партнер Criminal Defense Firm Алексей Новиков. Максимально возможное наказание по ч. 3 ст. 216 УК РФ не может превышать семи лет.

— Столь небольшой (в сравнении с количеством жертв) срок связан с тем, что причинение смерти людям произошло неумышленно, фигуранты явно не желали наступления подобных последствий, — пояснил он.

Но, как рассказали «Известиям» на условиях анонимности бывшие сотрудники артели, на прииске и раньше были проблемы с техникой безопасности. Например, работников заставляли без специальной защиты заходить в реку, в которой лежали провода высоковольтного электродвигателя — их используют для промывки золота. Работники должны были доставать из реки палки, чтобы их не засасывало в насос во время его работы.

На месте прорыва дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

На месте прорыва дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

Фото: РИА Новости/МЧС РФ

Еще один бывший старатель, который работал на одном из участков горнодобывающей компании «Сисим», рассказал «Известиям», что проблемы на предприятии длились много лет. В частности, он пожаловался на удержание 10% от заработной платы, невыплату премиальных надбавок за перевыполнение плана, а также требование подписать заявление на увольнение без даты при приеме на работу.

— Условия труда зависели от начальника участка, — пояснил он. — Если он не заботится о благополучии старателей, то на участок привозили продукты низкого качества, самую дешевую одежду. Иногда приходилось донашивать поношенные вещи, оставшиеся от предыдущих работников.

Трудности надзора

Подобные чрезвычайные события можно предотвратить усилением проверок и возмещением владельцами месторождений реального ущерба природе, считает член Общественного совета министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Сергей Михайлюта.

— Когда суммы штрафов достигают сотен миллионов рублей, компании начинают пристально следить за своей безопасностью, — рассказал «Известиям» эксперт.

Он добавил, что после событий на Сейбе в России была введена методика расчета ущерба природе — водной среде, атмосфере и почве, ужесточается законодательство в сфере работы с отходами.

Автомобили скорой помощи и полиции в рабочем поселке старателей, затопленном в результате прорыва дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

Автомобили скорой помощи и полиции в рабочем поселке старателей, затопленном в результате прорыва дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

Фото: РИА Новости/Вадим Кофман

— Я вижу, что надзорные органы заметно слаженнее работают в этой сфере, но им еще есть куда расти, — полагает Сергей Михайлюта.

Сейчас в России золотодобычей занимаются порядка 650 организаций, из них 500 специализируются на россыпном золоте, рассказал «Известиям» председатель Союза старателей России Виктор Таракановский. Он считает, что проверки золотых месторождений затруднены из-за их отдаленного расположения.

— Кроме того, у одной артели может быть несколько участков, и общее их число — более двух с половиной тысяч. Чтобы охватить их все, необходимо много проверяющих, — пояснил он.

Рабочий поселок старателей, затопленный в результате прорыва технологической дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

Рабочий поселок старателей, затопленный в результате прорыва технологической дамбы на реке Сейба в районе поселка Щетинкино в Курагинском районе. 2019 год

Фото: РИА Новости/Вадим Кофман

Еще одна сложность — участки проверяются не весь год, а только в течение сезона золотодобычи. В зависимости от региона он может составлять от 60 до 120 дней. Эксперт отметил, что для обследования большинства участков нужен вертолет, стоимость работы которого достигает 200 тыс. рублей в час, и проверяющим зачастую не выделяются такие средства.

Комментируя трагедию на Сейбе, Виктор Таракановский отметил, что поселок старателей располагался ниже дамбы. Это серьезное нарушение, по его мнению, и стало одной из причин аварии с многочисленными жертвами.

Прямой эфир