Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Мариуполе развернули 100-метровый флаг России к двухлетию освобождения города
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Дели температура воздуха приблизилась к +48 градусам
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
В СБ ООН почтили минутой молчания память погибших при крушении вертолета Раиси
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пожелавший остаться неизвестным коллектив авторов фотоальбома о советской архитектуре отслеживает наиболее яркие и оригинальные ее проявления, начиная с первого десятилетия Советского государства, когда произошел переход от модерна к авангарду, и заканчивая перестройкой, когда все настойчивее заявлял о себе брутализм. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели, специально для «Известий».

Коллектив авторов

«Невероятная архитектура СССР. Культовые здания республик Советского Союза»

М. : Бомбора, 2023. — 192 с.

В определении конкретных архитектурных стилей авторы и редакторы не слишком придерживаются научной строгости и часто позволяют себе приблизительные вольности, как и те смелые советские архитекторы, ставшие героями книги. В сопроводительных текстам к тем или иным фотографиям среди терминов «сталинский ампир», «конструктивизм», «советский модернизм» нередко встречаются пометки «эклектизм» или вовсе «стиль не определен». Например, самое нестандартное строение в Тбилиси, известное как «Министерство автомобильных дорог», по мнению авторов, «трудно отнести к какому-либо стилю». Его создателю Георгию Чахаве в 1970-е годы посчастливилось быть министром дорожного строительства, поэтому он удачно совмещал в одном лице функции и заказчика, и главного архитектора, вдохновлявшегося как творчеством популярного в СССР Ле Корбюзье, так и жилищами грузинских крестьян, «которые готовы были пожертвовать удобством ради красоты окружающей их природы».

Среди описаний разных архитектурных достижений прослеживается главная философская идея книги — контраст между жесткостью социального строя и текучестью свободной творческой мысли, потихоньку пробивающейся через любые препоны. С одной стороны, особенно не разгуляешься с радикальными идеями, в том числе и архитектурными: «Советский творец — человек зависимый: над ним есть госзаказ и много вышестоящих инстанций, которые лучше самого мастера знают, как строить, как созидать». Тем не менее и в самом строго регламентированном социуме можно исхитриться и найти лазейки для креатива: «...может показаться, что советская архитектура — это безликие и депрессивные коробки хрущевок и брежневок, но это совсем не так. Даже при наличии госплана и госзаказа всегда было место творчеству».

Отыскивая в самых разных уголках бывшего СССР, от Прибалтики до Таджикистана, проблески этого творчества, авторы книги создают коллекцию архитектурных изысков и курьезов, появившихся порой вопреки господствующим тенденциям и генеральной линии партии. Один из ярчайших экспонатов — легендарное бакинское кафе «Жемчужина», построенное в 1962 году под впечатлением от мексиканского заведения Los Manantiales авторства Феликса Канделы. Этот оригинальный образчик входившего в моду биотека, тяготевшего к органическим формам, подвергся в свое время жесткой критике: «...архитектор Энвер Касимзаде назвал архитектуру кафе чуждой эстетическим идеалам советских людей и далекой от важнейших требований соцреализма — исторической конкретности, идейной устремленности и правдивости». Тем не менее идеологически сомнительная «Жемчужина» и по сей день принимает посетителей, ностальгирующих по шестидесятнической «невыносимой легкости бытия», как выражаются авторы, нахваливая жизнерадостную бионику 1960–80-х: «На фоне панельных домов росли здания-цветы и даже кукурузные початки... Только спустя годы эти идеи расцвели пышным цветом во всем мире».

В финале читателя ожидает обобщающий вывод о том, что объединяет в архитектурном смысле все постсоветское пространство, где в каждом крупном городе так или иначе обнаруживается «творческий поиск 1920-х годов, ликование народа-победителя в виде монументального здания 1950-х, типовые кварталы с типовым кинотеатром и цирком, а возможно, и «летающая тарелка» из 1960-х годов». Главным достижением советской архитектурной мысли, не имеющим аналогов, авторы однозначно называют конструктивизм: «Пока в США строили небоскребы, а Европа продолжала черпать песок из идей прошлых веков, на улицах молодого государства росли уникальные клубы, гаражи в форме фар, дома-коммуны «все в одном»: квартира, столовая, прачечная и магазин в том же помещении».

К сожалению, фотографии в книге подобраны несколько небрежно, и порой в интернете проще найти изображения, гораздо лучше передающие уникальность того или иного объекта, например музея Н. А. Островского в Шепетовке — чрезвычайно эффектного здания, отделка которого напоминает трепещущее на ветру красное знамя. Текстовое сопровождение иллюстраций тоже не всегда одинаково выразительно и варьируется в зависимости от литературной одаренности того или иного автора.

Не обделены остроумием и жители Васильевского острова, называющие жилой комплекс из четырех домов на набережной реки Смоленки «курьими ногами». Включив «куроноги» в свою коллекцию, авторы книги справедливо отдают дань уважения построившему их в конце 1980-х Виталию Сохину, главным шедевром которого является Морской вокзал на том же Васильевском острове, которому уделено чуть меньше внимания, чем домам «на курьих ножках», в силу компактного формата «невероятной архитектуры СССР».

Понятно, что столь лаконичное издание (к тому же преследующее цель максимального географического разнообразия) просто не могло вместить в себя все достойные образцы ленинградского брутализма, но все-таки немного жаль, что составители проигнорировали еще одно фантастическое сооружение в историческом центре Петербурга. Построенный в начале конструктивистских 1930-х, этот поначалу сдержанный жилой дом перенес Великую Отечественную, потом радикальную реконструкцию в 1980-х, и по сей день ведет насыщенную жизнь в качестве гостиницы «Русь», способной ошеломить своим обликом случайно набредшего на нее туриста.

Прямой эфир