Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Политика
Путин провел встречу с главой Калмыкии Хасиковым
Экономика
Центробанк в июне намерен рассмотреть сценарий с повышением ключевой ставки
Мир
В Евросоюзе отказались признавать нелегитимность Зеленского
Интернет и технологии
Мишустин сообщил об импортозамещении около 50% основного ПО в России
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Политика
Посол РФ в Вене назвал воровством решение ЕС по замороженным российским активам
Армия
В ЮВО начался первый этап учения по применению нестратегического ядерного оружия
Общество
Гладков поручил вернуть людям имущество из пострадавшего от удара ВСУ дома
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Киноспекуляции» — вторая книга Квентина Тарантино после вышедшей в позапрошлом году новеллизации фильма «Однажды в Голливуде», на обложку которой вынесен слоган: «Голливуд 1969-го: жаль, вас там не было». Он в общем-то подходит и к новой книге, порой вызывающей сожаление, что ты не сидел вместе с автором в его любимых лос-анджелесских грайндхаусах на сдвоенных, а то и строенных сеансах совершенно неважно каких фильмов — всеядной, за редчайшим исключением, тарантиновской синефилии трудно не поддаться. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели специально для «Известий».

Квентин Тарантино

«Киноспекуляции»

Москва: Individuum, 2023. — пер. с английского С. Козина — 432 с.

Действие «Киноспекуляций» тоже начинается однажды в Голливуде, в 1970-м, когда семилетний герой впервые попадает в кинотеатр «Тиффани», стоявший «не просто на бульваре Сансет, а к западу от Ла-Бреа, а это уже, считай, Сансет-Стрип». Этому географическому нюансу Тарантино уделяет несколько абзацев первой главы «Маленький Кью смотрит взрослые фильмы», проводя принципиальный водораздел между «старым Голливудом», доживающим свои дни «на потеху туристам» на Голливудском бульваре, и «другим Голливудом», потихоньку расцветающим среди рок-клубов на Сансет-Стрип: «Все 1970-е «Тиффани» был колыбелью контркультуры, домом для продвинутых киношек». Эта слегка инфантильная интонация вечного анфан-террибля приятно пропитывает всю книгу, которая начинается с детских впечатлений и ими же заканчивается, но в сердцевине сидит как дракончик в киндер-сюрпризе, прошаренный инсайдер киноиндустрии, знающий все ее подковерные механизмы.

В первых своих главах «Киноспекуляции» представляют собой мощнейший роман воспитания, предлагающий амбициозным родителям рискованный, но несложный рецепт, как вырастить «оскаровского» лауреата: чем раньше начнешь показывать ребенку взрослые фильмы, тем больше в голове у вундеркинда отложится эмоциональных впечатлений, которые впоследствии станут питательной почвой для его собственного творчества.

Тут надо вместе с Тарантино отдать должное сбалансированному подходу его мамы. С одной стороны, она не пускала сына на фильмы, где ему будет непонятен контекст, в котором используется насилие. А с другой — предоставила ребенку такую свободу в общении с кинематографом, какая многим его сверстникам и не снилась, а других родителей шокировала, потому что, приходя в школу, синефил Кью подробно пересказывал одноклассникам всё, что ему довелось посмотреть: «Некоторые родители запрещали своим детям играть со мной, потому что они узнавали от меня про эти ужасные фильмы. Наверное, они боялись, что от моих рассказов в головах их детей зародятся какие-то мысли или рассеется завеса над какими-нибудь табу».

Осознав свое привилегированное положение, Кью как-то раз спросил, почему мама позволяет ему то, что запрещается другим детям, и услышал мудрый ответ: «Квентин, я больше волнуюсь, когда ты смотришь новости. Кино тебе не навредит». Своеобразным продолжением этого разговора о том, что жизнь часто бывает страшнее любых фильмов, можно считать некоторые фильмы Тарантино, где он своей властью художника пытается исправить жестокость и несправедливость жизни: убить Гитлера в «Бесславных ублюдках» или спасти Шэрон Тейт от банды Мэнсона в «Однажды в Голливуде».

Квентин Тарантино

Квентин Тарантино

Фото: Global Look Press/Marco Provvisionato

От детских воспоминаний и педагогических наблюдений, занимающих в «Киноспекуляциях» первые страниц 30, Тарантино плавно переходит к киноведческим эссе о фильмах, которые по тем или иным причинам запали ему в душу и которые он готов объявить «лучшими фильмами в мире». Среди этих 13 картин есть и знаменитые вроде «Таксиста» Мартина Скорсезе и не слишком известные широкому зрителю, как и имена их авторов, например «Раскаты грома» Джона Флинна. Этот боевик 1977 года, по словам Тарантино, «разрешил ему быть кинокритиком» и стал первым фильмом, который он проанализировал.

На обложке «Киноспекуляций» использована фотография со съемочной площадки криминального триллера «Побег» 1972 года: на корточках сидят режиссер Сэм Пекинпа и исполнитель главной роли Стив Маккуин с пистолетом в руке. «Побег», снятый по одноименному роману Джима Томпсона, становится для Тарантино поводом для размышлений не только о том, как трансформируется та или иная книга в процессе экранизации (это вообще одна из любимых тарантиновских тем), но и о степени свободы режиссера в рамках голливудской системы. Свой собственный опыт Тарантино противопоставляет опыту «жанровых кинорежиссеров старой школы» вроде Пекинпы, однажды в сердцах сказавшего: «Режиссеру приходится жить в мире, кишащем бездарностями, шакалами, дармоедами и натуральными убийцами».

С некоторым превосходством Тарантино констатирует, что ему и его поколению (к которому он относит Уолтера Хилла, Джона Ву, Илая Рота) повезло гораздо больше, чем старикам: «Мы учились снимать кино по жанровым фильмам, и мы снимаем жанр, потому что любим его. Они снимали жанр, потому что у них это получалось и потому что такую работу им заказывали студии. <...> Жанровые режиссеры этого поколения были вынуждены снимать, по их собственному мнению, дурацкие истории о ковбоях, копах и грабителях. И, чтобы хоть как-то эмоционально подключиться к этой ерунде, они закладывали туда метафоры собственной жизни».

Презентация книги

Презентация книги Cinema Speculation в магазине Mondadori Store Duomo в Милане

Фото: Global Look Press/Alessandro Bremec

Это один из самых продуктивных киноведческих приемов, который использует Тарантино в своих эссе, предлагая спроецировать те или иные сюжетные перипетии на взаимоотношения режиссера с продюсерами, сценаристами и актерами. И этот метод работает, даже когда речь идет о фильмах, которые видел не каждый синефил. А своей невероятной насмотренностью, эрудицией и чуть ли не компьютерной базой данных в голове Тарантино может пристыдить даже людей, долгие годы подвизавшихся на поприще кинокритики.

Впрочем, автор «Киноспекуляций» умеет успокоить читателя как раз в тот момент, когда в глазах начинает рябить от фамилий актеров и названий фильмов, которые ты не факт что успеешь посмотреть за всю оставшуюся жизнь: «...если вы взялись читать эту книгу в надежде узнать что-нибудь о кино и теперь ваша голова кружится от незнакомых имен, не отчаивайтесь, что-то в ней отложится».

Прямой эфир