Ярмарка и тщеславие: в Гостином дворе открылась юбилейная «Арт Москва»
Более 150 российских и зарубежных галерей, включая участников из Чехии и Италии; собственная экспозиция посольства Нигерии; работы стоимостью от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. Всё это — 20-я юбилейная ярмарка искусства «Арт Москва». Как и прежде, она проходит в Гостином Дворе, и нельзя сказать, что масштаб мероприятия по сравнению с прошлыми годами снизился. Какое искусство выставляют в двух шагах от Кремля и сколько оно стоит, выяснили «Известия».
Дорожающие мэтры
«Арт Москва» традиционно состоит из нескольких секций: современное искусство, антиквариат, дизайн и ювелирные изделия. При этом зачастую одни и те же галереи могут продавать как работы ныне живущих авторов, так и классику. Строгой границы здесь нет. И судя по ассортименту, предпочтения российских коллекционеров в целом не изменились. Как и раньше, из живописи XIX–XX века лучше всего представлены передвижники (для консерваторов) и советские нонконформисты. Среди наших современников выделяются крупные меланхоличные композиции Юрия Купера, ироничные циклы Павла Пепперштейна, архитектурные фантазии Валерия Кошлякова.
По словам галеристов, несмотря на мировую ситуацию, цены на подобные произведения не падают, а порой даже растут.
— Работы Юрия Купера подорожали. Это связано с тем, что художник больше сфокусирован сейчас на архитектурных проектах, поэтому спрос превышает предложение: станковые работы и объекты, которыми можно было бы украсить интерьер, в мастерской не задерживаются, — рассказали «Известиям» представители Галереи Инны Хегай.
Так, огромное (несколько квадратных метров) изображение тюльпана, оформленное в авторскую раму, оценивается в €40 тыс.
Купер — мэтр, причем, всемирно признанный: эмигрировав из СССР, он снискал славу за границей и лишь в 2016 году получил российское гражданство и работает на Родине по сей день. Произведения его коллекционеры знают и любят, отсюда и впечатляющие цены.
Из «Арт Москвы» — в арт-квартал
Иное дело — работы авторов, которые только начинают путь в большом арт-бизнесе. На них сделала ставку SISTEMA Gallery.
— Мы показываем не просто отдельные вещи, а проекты. Фактически у нас здесь выставки трех авторов: Алины Федотовой, Елены Филаретовой и Андрея Двина, который уже много лет работает в Будапеште, но продолжает посылать сюда произведения и выставляться в России. Цены варьируются от 300 до 750 тыс. рублей за работу, — рассказали «Известиям» руководитель галереи Анастасия Волкова и куратор Надежда Октябрь. И поделились амбициозными планами, уже не связанными с ярмаркой, но хорошо иллюстрирующими оптимизм галереи и веру в отечественную арт-индустрию.
SISTEMA Gallery планирует превратить ряд выкупленных ей зданий на Чистых прудах в арт-квартал, где будут книжные магазины, библиотека, ресторан и мастерские для художников. Открытие запланировано на конец 2024 года.
Границы искусства
Среди зарубежных галерей-участников в этом году выделяются посольство Нигерии, получившее статус почетного гостя «Арт Москвы» и демонстрирующее на своем стенде молодых африканских авторов, и итальянская экспозиция «Интеллект Венеры», созданная художницей Душаной Бравурой.
— Это русско-итальянский проект. Художница Душана Бравура живет в Италии и не смогла приехать сама, но с Россией давно дружит, неоднократно приезжала к нам в прошлом. «Интеллект Венеры» она показывала в музеях в Ровене и в Шартре. Мы предложили ей показать его в Москве, — рассказала «Известиям» куратор проекта Анна Маполис.
По ее словам, для выставки в России Душана выбрала изображения русских героинь — Марии Якунчиковой, Елизаветы Дьяконовой, Анны Щетининой. Причем часть работ была сделана в российской арт-резиденции.
В свою очередь, чешская галерея Plato Art Advisory предпочла в России показать произведения российских художников, тогда как в Праге они работают с местными авторами.
— Мы представляем разных художников — и наших, и зарубежных, — отметила в беседе с «Известиями» исполнительный директор галереи Алена Васелкова. — Из русских в команде галереи я, а владелец — иностранец.
Обычно на подобных мероприятиях участники стремятся дистанцироваться от острых политических тем, но представитель Сербии, коллекционер и организатор выставок Владимир Пешич, напротив, видит в искусстве возможность заявить о своей позиции и выразить поддержку России. С 1989 года он покупает русское искусство, активно демонстрирует его на родине, и одна из самых громких выставок Пешича стартовала весной 2022 года.
— Мы символически открыли ее картиной Шарлеманя «Воззвание к крещению славян», на которой изображен князь Владимир, который крестил Русь. Через картину Самокиша «Оборона Севастополя» я хотел показать исторический момент, когда на Россию напали Англия, Франция, Турция и Италия. А картиной «Константинополь» — подчеркнуть, что в XIX веке российская армия была на входе в город, но чтобы сохранить мир в Европе, она не стала его завоевывать, — объяснил Владимир Пешич свой замысел «Известиям». И подчеркнул, что надеется провести в 2024 году полноценную выставку своей коллекции в Москве.
Среди работ, привезенных им на ярмарку, выделяется лирическая композиция «Сестрички» Богданова-Бельского, стоимость которой составляет €40 тыс. Коллекционер сообщил, что продажа произведений искусства — не самоцель для него, а прежде всего способ финансирования организации выставок.
Для широкой публики «Арт Москва» будет открыта с 19 по 23 апреля включительно, и это редкая возможность увидеть произведения в частных руках, которые в любой момент могут попасть в приватные собрания и надолго исчезнуть из поля зрения общественности. Ну а для индустрии очередная ярмарка — красноречивый знак, что всё не так плохо, и жизнь продолжается.