Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Люди прошлого и далекого будущего, исторические личности и выдуманные персонажи оказались в центре театральных премьер марта. Самые интересные новинки московской сцены изучил критик Влад Васюхин, специально для «Известий».

«Амадей»

Театр им. Вахтангова

Забудем про историческую точность. Не будем разрушать мифы. Каждый имеет право на своего Моцарта, и высчитывать, сколького в нем было от великого труженика, а сколько от гуляки праздного, сколько от Бога, а сколько от дьявола, теперь уже бессмысленно. А потому создатели спектакля не добиваются и портретного сходства Виктора Добронравова с тем изображением, что мы видим, к примеру, на конфетной фольге. Тем более этот спектакль, вопреки названию, скорее об Антонио Сальери (Алексей Гуськов), который, если и покидает сцену, то в антракте, чтобы справить маленькую нужду, о чем интимно сообщит публике.

Актер Алексей Гуськов в роли придворного композитора Антонио Сальери в спектакле «Амадей» на сцене Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова

Актер Алексей Гуськов в роли придворного композитора Антонио Сальери в спектакле «Амадей» на сцене Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

А вот театр почему-то не сообщает, что же легло в основу «сценической версии». Ее автором представлен Сергей Плотов. Однако ясно видно, что фундаментом стала пьеса британца Питера Шеффера, по которой Милошем Форманом был снят оскароносный фильм. Автор версии сдобрил ее современным сленгом, отсылками к сегодняшнему дню и шуточками. Часть зрителей сочла их смешными, другая часть — пошловатыми, но всем не угодить...

В любом случае, кассовый успех работе Анатолия Шульева обеспечен: спектакль красивый (художники Максим Обрезков и Мария Данилова), в нем, естественно, много музыки и танцев, отличные актерские работы (правда, женские образы выписаны и сыграны слабее) и, главное, в основе — эмоциональная история. Ну а зачем еще мы идем в театр?!

«Войцек»

Театр им. Маяковского

Желание Егора Перегудова, нынешнего худрука «Маяковки», привлечь в академический театр со столетней историей молодых режиссеров и новую публику вполне объяснимо и похвально. Другой вопрос: а не отпугнут ли эксперименты вроде того, что представил на сцене филиала 34-летний Филипп Гуревич, завсегдатаев театра? И насколько премьерный «Войцек» вписывается в репертуарную политику?

Слева направо: Валерия Куликова в роли Марии, Юлия Марычева и Илья Никулин в заглавной роли в спектакле «Войцек» Московского академического театра имени Вл. Маяковского

Слева направо: Валерия Куликова в роли Марии, Юлия Марычева и Илья Никулин в заглавной роли в спектакле «Войцек» Московского академического театра им. Вл. Маяковского

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Кажется, что этой постановкой Гуревич не столько думает о зрителях, выходящих из зала в недоумении и раздражении, сколько закрывает собственный гештальт. Поставить неоконченную пьесу Георга Бюхнера о маленьком человеке — полковом цирюльнике Войцеке (Илья Никулин), из ревности убившем свою возлюбленную Марию (Валерия Куликова) и приговоренном к казне, режиссер хотел еще со студенческих времен.

Жанр спектакля определен как «обыкновенная трагедия», где убийцу с его безвыходным положением можно принять за жертву. Гуревичу удались визуальные и, особенно, музыкальные образы, теперь бы еще подтянуть и смысловые.

«Далекая Радуга»

МХТ им. Чехова

Художественный театр возвращается к принципу «театр как супермаркет», который проводил в жизнь Олег Табаков, и теперь в его репертуаре есть еще один спектакль по фантастической повести: до того, как поставить написанную 60 лет назад антиутопию братьев Стругацких, здесь был инсценирован «Омон Ра» Виктора Пелевина. Но пришли ли в здание в Камергерском переулке фанаты фантастики — большой вопрос.

Актеры Данил Стеклов и Мария Карпова в спектакле «Далёкая Радуга» на сцене Московского художественного театра имени А. П. Чехова

Актеры Данил Стеклов и Мария Карпова в спектакле «Далекая Радуга» на сцене Московского художественного театра им. А.П. Чехова

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Конец XXII века. Радуга — название планеты с идеальным устройством общества, где физики с Земли проводят эксперименты. Их результат — энергетическая Волна, которую всегда сдерживали энергопоглотители, но на этот раз машины оказались бессильны перед небывалой мощностью Волны и она уничтожит всё живое. Катастрофа неминуема. Надо эвакуироваться, но мест в звездолете не хватит на всех. И стоит морально-этическая проблема: кого спасать?

Сказать, что спектакль захватывает и держит в напряжении, было бы преувеличением. Режиссер Андрей Гончаров почти не использует спец- и прочие эффекты, а исполнители главных ролей (Данил Стеклов, Артем Быстров, Павел Ворожцов, Ольга Литвинова и другие) не заряжают зал энергией. Монотонное действие не сильно оживляет даже участие маленьких детей, которых, как не трудно догадаться, и отправят на звездолете.

«Июльский дождь»

Театральный проект «а39»

Удивительно, но в столице продолжают появляться новые театры (или театральные проекты). И в данном случае стоило бы скаламбурить: как грибы после дождя, но это будет преувеличением. Однако продюсер, актер и режиссер Григорий Добрыгин (между прочим, лауреат «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля) собрал команду вчерашних студентов и назвал ее «а39» — это номер аудитории ГИТИСа, где прежде репетировали ребята, а площадка для воплощения их замыслов нашлась в Музее Москвы.

Актеры в сцене из спектакля «Июльский дождь» в Музее Москвы

Актеры в сцене из спектакля «Июльский дождь» в Музее Москвы

Фото: пресс-служба Музея Москвы

Первый премьерой стал «Июльский дождь». 30-летний Мурат Абулкатинов, ученик Сергея Женовача, отважно взялся перенести на сцену сценарий Марлена Хуциева и Анатолия Гребнева, известный по фильму 1966 года. Хотя сюжет и не был осовременен, пожалуй, главное отличие спектакля от киношедевра — это не только то, что он решен скупыми, минималистичными средствами, а сосредоточенность не на атмосфере завершающейся «оттепели», не на московских реалиях тех лет, а на человеческих отношениях, которые могут начаться с того, что в телефонной будке незнакомые парень и девушка спрятались от летнего ливня...

«Где ты был так долго, чувак?»

Пространство «Внутри»

Если бы существовал рейтинг самых странных и ни на что не похожих московских спектаклей, то эта постановка, бесспорно, вырвалась бы в лидеры. Причем режиссер Антон Федоров (с недавних пор главный режиссер новосибирского театра «Старый дом») соревновался бы с самим собой. Другие его спектакли (скажем, «Ревизор» в «Около») тоже довольно необычные и даже шокирующие, особенно для зрителей, воспитанных на театральной архаике и лишь ее считающую «настоящим» театром. А вот искушенные театралы азартно ловят и обсуждают новые федоровские работы (к примеру, на фестиваль «Золотая маска» сейчас привозили два его номинированных спектакля — из Пскова и Воронежа, и оба имели большой резонанс).

Промофото спектакля «Где ты был так долго, чувак?»

Промофото спектакля «Где ты был так долго, чувак?»

Фото: vnutri.space

Что касается «Чувака», которого можно увидеть в частном театре Пространство «Внутри», то пересказ сюжета абсолютно ничего не даст. Текст режиссер-авангардист сочинял вместе с актерами, значительная часть реплик — междометья, цитаты — от газет до Шекспира, обрывки разговоров и песен, короче, словесный хаос, где явь сочетается с бредом (порой алкоголическим). То же самое можно сказать о декорациях, главная деталь которых — раздербаненная телефонная будка времен позднего застоя.

Несколько архетипических персонажей — провинциальная семейная пара (Дмитрий Куличков и Наталья Рычкова), их сосед, он же американец, он же исполнитель еще нескольких ролей (Сергей Шайдаков), и наконец Чебурашка (это тот самый «чувак») в исполнении Розы Хайруллиной — создают мир — одновременно и реальный, и зыбкий, и смешной, и страшный.

Прямой эфир