Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
WSJ признала отсталость войск НАТО
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Общество
Песков заявил о создании Россией санитарной зоны для защиты городов от ударов ВСУ
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
Москва отслеживает ситуацию с ядерными испытаниями США в Неваде
Мир
Лавров начал переговоры с главой МИД КНР Ван И в рамках СМИД ШОС
Мир
В Иране объявили пятидневный траур в связи с гибелью Раиси
Политика
Политолог указал на разочарование украинцев правлением Зеленского
Мир
Спасатели обнаружили обломки вертолета президента Раиси на высоте 2,5 тыс. м
Мир
Песков заявил об отсутствии официальной информации о траурных мероприятиях в Иране
Мир
Срок полномочий Зеленского на посту президента Украины закончился 20 мая
Экономика
Правительство РФ выделит 3,75 млрд рублей на поддержку бизнеса в новых регионах
Мир
Захарова отреагировала на заявление Каллас об обучении ВСУ военными НАТО
Общество
Синоптик спрогнозировал до +24 градусов в Москве на этой неделе
Политика
Путин обсудил развитие КБР с главой региона Коковым
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия стала крупнейшим инвестором Ирана по итогам текущего финансового года, сообщил министр экономики и финансов исламской республики Эхсан Хандузи в интервью изданию Financial Times. Министр заявил, что двумя главными экономическими партнерами считает Россию и Китай, назвав отношения с РФ стратегическими. Всего страна получила $4,2 млрд внешних инвестиций, из которых $2,76 млрд, то есть две трети объема, приходится на Россию. В каких секторах экономики выгодно сотрудничать, можно ли спрогнозировать дальнейшее взаимодействие России и Ирана и как эти связи повлияют на место экономик в мире — в материале «Известий».

Обилие направлений

Стороны обсуждают финансирование проектов в горнодобывающей, транспортной отраслях, в производственной сфере. Наращиванию сотрудничества способствуют и двусторонние соглашения. В частности, межбанковское — для упрощения расчетов. На сегодняшний день ирано-российская финансовая инфраструктура наиболее развита, отметил министр Эхсан Хандузи.

После того как Россия попала под западные санкции, сопоставимые по жесткости с иранскими, интерес к сотрудничеству между двумя странами усилился. При этом риски вторичных санкций для российского бизнеса за это со стороны Запада уже не воспринимаются как значимые, утверждает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Эхсан Хандузи

Эхсан Хандузи

Фото: TASS/EPA/SZILARD KOSZTICSAK

Однако товарооборот между Россией и Ираном пока остается весьма скромным. Официальные данные не раскрываются, но, по словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, в 2022 году он увеличился почти на 15% и составил $4,6 млрд. Это несопоставимо с объемами российского товарооборота не только, например, с Китаем ($190 млрд), но и с Индией, Турцией (десятки миллиардов долларов). Впрочем, очевидно, что в условиях поляризации отношений как России, так и Ирана с Западом объемы торговли и инвестиций между Россией и Ираном продолжат расти, — уточняет она.

Как отмечает аналитик, одним из традиционных направлений сотрудничества России и Ирана была энергетика.

Строится вторая очередь атомной электростанции «Бушер», ведется разработка нефтяных месторождений. Также в связи с изменением географической структуры внешней торговли России приоритетным направлением стало развитие транспортно-логистического коридора Север – Юг (обеспечение транспортной связи России и Индии через Иран), — добавляет эксперт.

Кроме того, в условиях санкций Иран стал одним из источников импорта в Россию промышленной продукции, продолжает собеседница «Известий».

— Как сообщалось в докладе Тегеранской торгово-промышленной палаты (ТТПП), помимо традиционной продукции сельского хозяйства Иран нарастил экспорт промышленных товаров в Россию на 30% (полистирол, насосы, автокомпоненты, станки для металлообработки и т.д.). Еще в прошлом году иранские СМИ сообщали, что Иран заинтересован проводить с Россией бартерные сделки по обмену продукции металлургии на автозапчасти и газовые турбины, — дополняет специалист.

Рабочие на строительной площадке второй очереди атомной электростанции «Бушер» на юге Ирана

Рабочие на строительной площадке второй очереди атомной электростанции «Бушер» на юге Ирана

Фото: TASS/Zuma

Иран по-прежнему находится под международными санкциями, что существенно ограничивает возможности его экономического развития и сотрудничества с другими странами. Тем не менее крупнейшим внешнеторговым партнером Ирана является Китай, также заметную долю занимают ОАЭ, Индия и Турция. Не исключено, что в связи с недавней нормализацией отношений Ирана и Саудовской Аравии между этими странами также наладится экономическое сотрудничество, отмечает Ольга Беленькая.

Добрые соседи

У Ирана начали нормализоваться отношения с арабскими соседями, поясняет старший преподаватель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Эльмира Имамкулиева.

— В частности, недавно произошло возобновление дипломатических отношений с Саудовской Аравией. Это также способствует выходу Ирана из изоляции, но РФ останется важным стратегическим партнером, — говорит она.

Принимая во внимание, что логистические цепочки поставок между нашими странами только налаживаются, следует ожидать увеличения товарооборота.

Иран, завод, автомобили
Фото: Getty Images/Kaveh Kazemi

Ситуация в экономике Ирана стабильно сложная — страна уже почти полвека находится под санкциями, ограничивающими ее возможности во внешней торговле, утверждает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. Кроме того, против Тегерана ведут активную подрывную деятельность спецслужбы Запада и Израиля: устраиваются диверсии, совершаются политические убийства, наносятся удары по территории страны.

По мнению эксперта, за столь длительный период иранцы наработали большой опыт в обходе ограничений и импортозамещении.

— Этот опыт будет очень полезен для России, санкционное давление на экономику которой всё время нарастает. Поэтому рост активности сотрудничества между нашими странами после начала СВО был предопределен, — отмечает он.

Взаимодействие может быть многосторонним. Среди основных сфер эксперт называет сотрудничество в сфере автомобилестроения и машиностроения в целом, энергетики, фармацевтики и химической промышленности, нефтесервисных и металлургических проектах.

— Но наиболее перспективным сейчас представляется развитие Южного транспортного коридора, который позволит перебрасывать грузы из Индийского океана в Россию и далее в обход Суэцкого канала. Потребность в таком маршруте особенно возрастает в свете возникающих на традиционном маршруте пробок и риска перехвата грузов ВМС США в рамках санкций, — оценивает перспективы Артем Шахурин.

Не на пустом месте

До 2022 года Иран был государством под наибольшим количеством санкций в мире — за 43 года сменились уже два поколения, которые фактически не знают другой жизни, напоминает заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко. По словам финансиста, такой опыт в мировой практике ясно говорит, что жизнь под санкциями вполне возможна.

— За это время сформировался иммунитет, а экономика полностью приспособилась к жизни в государстве с закрытой экономикой, — говорит она. — Кроме того, у мира гораздо больше поводов взаимодействовать с Россией как с крупным поставщиком энергоресурсов, древесины. Разумеется, некоторые государства склонны обманываться, закупая лес у условного Казахстана, хотя очевидно, что это точно такая же практика параллельного импорта, какую легализовали в РФ.

иран тегеран виды
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Исторически отношения между Россией и Ираном в новейшей истории складывались более оптимистично, чем со многими другими странами

— Так, обе страны проповедуют концепцию многополярного мира, — продолжает она. — Россия участвовала в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы. На высшем уровне первые лица государства несколько раз посещали друг друга. Главы исламской республики посещали Россию в 2014, 2015, 2017 и 2022 годах. Это своеобразный сигнал для взаимодействия на межгосударственном уровне.

Стремительный рост торговли пришелся на 2021 год, когда торговый оборот вырос на 81%, указывает собеседница издания. Соотношение экспорта сейчас определяется как три к одному в пользу России, это происходит за счет энергоресурсов.

— К примеру, недавно объявлено о приходе в РФ одежды из Ирана на освобожденный после ухода западных брендов рынок. В лексикон россиян входят (пока на уровне новостей) диковинные названия иранских брендов. Скорее всего, дисбаланс удастся выправить хотя бы до трех к двум уже в ближайшие годы, — прогнозирует Юлия Макаренко.

Плюсы для Ирана

То, что Москва стала крупнейшим инвестором иранской экономики, безусловно, отрадно для Тегерана, считает к.и.н., декан факультета «Школа политических исследований» ИОН РАНХиГС Сергей Демиденко.

— Российские инвестиции в иранскую экономику растут, и, наверное, будут расти иранские инвестиции в российскую экономику. Товарооборот между нашими странами пока не очень большой. Скорее всего, главные инвестиции пойдут в транспортную отрасль (инфраструктура Каспия, морские порты, в Иране — железные дороги).

Главной отраслью экономики, по которой осуществляется товарооборот между Россией и Ираном, эксперт назвал сельское хозяйство.

предприятие шафран девушки
Фото: Global Look Press/Rouzbeh Fouladi

— В последний год Иран нарастил поставку в России промышленных товаров, но это происходит точечно. Говорить о серьезном долгосрочном тренде пока рано. Иран всё еще присматривается к России и смотрит, чем закончится СВО. Там опасаются, что как только начнется хотя бы минимальная нормализация отношений между Россией и Западом, все конъюнктурные экономические моменты очень быстро свернутся и Иран опять попадет на второй или третий план в контексте экономического взаимодействия России с миром. В то же время иранский рынок интересен для российских промышленных товаров. Но здесь нам придется выдержать достаточно жесткую конкуренцию, потому что и по экспорту, и импорту товаров в Иране лидирует Китай с подавляющим перевесом. Доля Китая в экспорте Ирана — более 50% и почти 40% — в импорте товаров из Ирана.

Эксперт считает перспективным сотрудничество по газу, в финансовой и сельскохозяйственной сфере. А вот состояние иранской экономики он описывает как стабильно плачевное.

— Там никогда не было особенных технологических прорывов, — продолжает он. — Промышленное производство Ирана в основном обеспечивает само себя. Высокотехнологичные товары ввозятся Китаем, а также через ОАЭ и Индию. К примеру, иранский автопром — это перелицованные марки и китайские марки с иранскими шильдиками.

Санкции по факту привели к тому, что Иран зависим от присутствия Китая на внутреннем рынке, заключает Сергей Демиденко.

Прямой эфир