Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Колумбия заявила об интересе во вступлении в БРИКС в качестве полноправного члена
Происшествия
Минобороны сообщило о сбитых силами ПВО 46 воздушных целях в трех регионах
Мир
СМИ указали на принуждение Белым домом СБ ООН проголосовать против членства Палестины
Общество
В Курганской области остаются подтопленными более 2 тыс. жилых и 3,3 тыс. дачных домов
Мир
Гендиректор Yasno Коваленко заявил о дефиците электроэнергии для Украины 18 апреля
Мир
СМИ усомнились в ответном ударе Израиля по Ирану до окончания праздника Песах
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и облачность в Москве 18 апреля
Экономика
Реальные располагаемые доходы россиян увеличились рекордно за 14 лет
Мир
Эксперт объяснил причины сильного затопления Дубая после ливней
Мир
Генпрокурор РФ Краснов прибыл с рабочим визитом в Венесуэлу
Мир
Tagesschau указал на провал переговоров Шольца по Украине в Китае
Мир
Профессор СПбГУ объяснила важность темы Ближнего Востока на саммите ЕС
Политика
Полянский обвинил зампостпреда США в манипуляциях и лжи
Происшествия
Средства ПВО перехватили три беспилотника в Ростовской области
Общество
В Орске обесточились объекты водоканала из-за срабатывания защиты подтопленной ЛЭП
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В РФ начнут серийно выпускать воздушные беспилотники — кабмин формирует госзаказ на них до 2030 года. Параметры госпрограммы планируется определить до апреля, президент должен утвердить ее в мае. Спрос на дроны для нужд различных органов, служб и компаний уже сейчас оценивается в 100 тыс. экземпляров, сообщил источник «Известий», знакомый с ходом подготовки документа. При этом в ближайшие три года стране потребуется порядка 8 тыс. беспилотников, стоимость которых превысит 50 млрд рублей, уточнили в ГТЛК. Сейчас в России большими сериями гражданские дроны не выпускаются, а сертифицирован был только один образец — БАС-200 «Вертолетов России».

Спрос и предложения

Правительство готовит параметры госзаказа на гражданские воздушные беспилотники до 2030 года. Они должны быть сформированы до 1 апреля, сообщил «Известиям» источник, знакомый с подготовкой документа.

Сформировать такой госзаказ поручил президент РФ Владимир Путин в декабре 2022 года, говорится на сайте Кремля. Согласно тексту поручения, проект призван удовлетворить потребности в дронах у федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ с долей участия государства в капитале более 50%.

Спрос у этих структур предварительно оценивается в порядка 100 тыс. экземпляров беспилотных авиационных систем (БАС), рассказал источник, знакомый с подготовкой программы. Представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая будет участвовать в проекте, оценил спрос только на ближайшие три года в 8 тыс. единиц.

Дроны
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

— Согласно проведенному анализу рынка, мы оцениваем спрос на БПЛА, который станет основой формирования госзаказа, на ближайшие три года в объеме не менее 8 тыс. единиц беспилотников разных классов и типов для выполнения авиационных работ гражданского назначения. Их общая стоимость оценивается свыше 50 млрд рублей, — сообщил представитель ГТЛК.

В Минпромторге «Известиям» рассказали, что точные параметры госзаказа будут определены к апрелю, а предварительный спрос только на тяжелые беспилотники составляет более 1 тыс. единиц. Оценка же потребностей федеральных и региональных заказчиков говорит о потенциале кратного увеличения прогнозных объемов, в основном за счет легких и средних БАС.

Для финансирования программы планируется использование средств заказчиков — госкорпораций и частных компаний, федеральных и региональных органов власти. Особое внимание будет уделено приоритизации стимулирования спроса на БАС и соответствующие услуги в рамках действующего портфеля поддержки, — сообщил «Известиям» замглавы ведомства Василий Осьмаков.

По его словам, в программе госзаказа планируется участие максимально широкого круга как разработчиков, так и производителей. В их числе «Геоскан», «Аэромакс», «Финко», «Птеро», ЛМТ, «Миль и Камов», «Радар ммс», «ВР-Технологии», «Аэроглоуб» и множество других компаний. Часть из них уже серийно выпускает такие системы, уточнил он.

БАС
Фото: ТАСС/Ладислав Карпов

В пресс-службе Минпромторга также отметили, что в ведомство поступали инициативы по использованию и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В их использовании, в частности для создания производств тяжелых БАС, есть логика, уточнили в министерстве. Представитель ГТЛК добавил, что источники финансирования пока не определены, как и объемы необходимых инвестиций со стороны государства. Но господдержка будет оказана сразу по нескольким направлениям — стимулирование спроса на услуги с использованием БАС, поддержка производителей и компаний-эксплуатантов.

Инвестиции в проекты создания гражданских дронов потенциально могут быть предоставлены и корпорацией ВЭБ.РФ, сообщил «Известиям» ее представитель, при условии нормативного закрепления правил поддержки высокотехнологических компаний на уровне правительства, то есть после утверждения постановления правительства о «праве на риск».

В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова рассказали «Известиям», что в течение ближайших двух недель планируется проанализировать информацию от профильных ведомств и обсудить ее с крупнейшими заказчиками со стороны бизнес-сообщества. Такой анализ, по словам представителя вице-премьера, станет отправной точкой для параметров разрабатываемого национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.

Планируется, что госзаказ на развитие беспилотников будет обновляться ежегодно — заказчики будут лучше понимать возможности БАС, и, соответственно, спрос будет увеличиваться, — сообщила представитель Андрея Белоусова.

Беспилотники
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Счет на тысячи

Гражданские беспилотники в России сегодня выпускают многие компании, но чаще всего это опытные или экспериментальные образцы, рассказал основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Для массового использования в коммерческой эксплуатации такие модели непригодны.

Необходимо сначала наладить регулирование для легализации коммерческого применения БАС в РФ. Это даст смысл отрасли, рынку разворачивать серийное производство этих систем, — объясняет Андрей Патраков.

Пока же применение дронов в коммерции ограничено именно регуляторикой, добавляет он.

Но некоторые компании продвинулись в производстве БАС дальше остальных. Среди них эксперты рынка называют, например, частную петербургскую организацию «Геоскан», которая мелкосерийно производит несколько типов дронов и квадрокоптеров.

Мы надеемся, что будем участвовать в исполнении госзаказа. Мы произвели и поставили уже 15 тыс. беспилотников за 10 лет существования компании, — сообщил «Известиям» ее владелец Алексей Семенов.

Беспилотник
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

План поставок на этот год — около 5 тыс. дронов, добавил он. В основном эти аппараты предназначены для образовательных целей, различных шоу и аэрофотосъемки. Спрос на профессиональные БАС (не предназначенные для обычных пользователей) для нужд только сельского хозяйства оценивается в 50 тыс. штук, для мониторинга (над стройками, другими инфраструктурными объектами, для кадастровых работ) — порядка 10–20 тыс. штук, рассказал Алексей Семенов.

Кроме «Геоскана» гражданские беспилотники в РФ производят «Аэромакс» (принадлежит АФК «Системе», выпускает как грузовые вертолеты взлетной массой свыше 300 кг, так и легкую технику), компания «Транспорт будущего» (входит в ГК «ЭФКО»), концерн «Алмаз-Антей» (запустил серию прошлой осенью, до конца 2022 года планировалось выпустить тысячу БАС), ОАК, «Вертолеты России», «Агримакс.Аэро» и другие.

При этом в стране пока сертифицирована только одна модель — это БАС-200, беспилотник вертолетного типа, который может перевозить 50 кг груза и летать на расстояние до 430 км. Его разработчик и изготовитель — национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России». Легкие дроны до 30 кг не требуют сертификации, а только постановки на учет в Росавиации.

Планы участвовать в госзаказе «Известиям» подтвердили в «Аэромаксе», «Агримакс.Аэро», «Транспорте будущего» и «Вертолетах России». В последнем холдинге добавили, что сегодня готовятся запустить серийное производство БАС-200 на базе Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП) в Башкирии.

Заказчиками наших дронов будут как централизованные компании-эксплуатанты, создаваемые сейчас с участием госструктур, так и подведомственные организации Минсельхоза и регионов, а также аграрные вузы, которым подобные комплексы необходимы для подготовки специалистов, — сообщил представитель производителя дронов-опрыскивателей «Агримакс.Аэро».

БАС-200

БАС-200

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Сейчас беспилотники производятся под заказ собственной, внутренней службы эксплуатации этой компании и для других покупателей, уточнили в «Агримакс». Производить больше дронов «на склад» пока нет возможности из-за ограниченности доступа инновационных компаний к финансовым ресурсам, добавили там.

Гендиректор «Транспорта будущего» Юрий Козаренко отметил, что его компания ежемесячно производит по несколько образцов каждого типа (включая БАС 700 кг) для испытаний, тестирования и сертификации. Параллельно компания работает над созданием материальных активов для запуска серийного производства.

В ГТЛК видят на российском рынке около 10–12 ключевых производителей, которые уже создают дроны серийно в разных классах и сегментах. Еще не менее 10 компаний имеют серьезный потенциал, сообщили в компании.

Планы на взлет

О планах использовать беспилотники еще в 2016 году заявляла «Почта России». В 2018 году компания провела первый публичный тестовый запуск дрона в Улан-Удэ. Попытка оказалась неудачной: аппарат отклонился от курса вскоре после запуска, а затем врезался в трехэтажный дом. Но «Почта России» не отказалась от своих планов. Сейчас компания тестирует несколько систем в рамках своего экспериментального правового режима на Чукотке, Камчатке, в ЯНАО и ХМАО. Также компания «Консорциум БАС» (СП «Почты России» и SK Capital) планирует начать тесты тяжелых дронов для опыления сельхозугодий.

БАС-200

БАС-200

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Но сама «Почта России» не собирается закупать беспилотники — это не предусмотрено действующей моделью развития проекта-маяка по беспилотной аэродоставке грузов, сообщил «Известиям» представитель компании. «Почта» выступит заказчиком услуги по доставке грузов дронами, добавил он.

Базовым же заказчиком самих дронов станет ГТЛК, сообщил представитель компании.

Наша задача — консолидация спроса и формирование стабильного долгосрочного заказа на гражданские беспилотники для нужд российской экономики. Мы готовы взять на себя выполнение функций базового заказчика, обеспечить стимулирование производства и локализацию БАС, продвижение перспективных моделей на рынке, — сообщили «Известиям» в компании.

Вместе с тем ГТЛК через свою созданную в августе 2022 года «дочку» — компанию «БАС» — будет оказывать и услуги с использованием закупленных дронов, добавил представитель компании.

Прямой эфир