Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Американский актер Дэбни Коулман скончался на 93-м году жизни
Мир
В результате столкновения судов на Дунае погибли два человека
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
Эксперт назвал попыткой развязать ядерную войну идею защиты неба Украины силами НАТО
Мир
В Словакии сообщили об отсутствии угрозы жизни Фицо после покушения
Мир
Лавров призвал Запад прекратить приносить Украину в жертву своим целям
Общество
Суд заключил под стражу подозреваемого в убийстве девочки под Ростовом
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Армия
ВСУ за сутки потеряли до 680 боевиков в зоне ответственности Южной группировки
Мир
Политолог объяснил, как будет определяться дальнейшая легитимность Зеленского
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве гранаты в терминале по приемке фур в Одессе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из самых необычных фактов в биографии Михаила Горбачева — участие в записи альбома «Петя и волк», получившего в 2003 году премию «Грэмми». При всей несомненной пиар-составляющей релиз стал не просто очередной интерпретацией классического детского сочинения Сергея Прокофьева, но символом эпохи. Суровый финал сказки был заменен на экологичный хэппи-энд, российским оркестром управлял американский дирижер японского происхождения, а компанию экс-президенту СССР составили Билл Клинтон и Софи Лорен. Провожая Михаила Сергеевича в последний путь, «Известия» вспоминают проект, который из нашего времени выглядит вдвойне удивительно.

Всё кончится хорошо

«Дорогие ребята! Вы, конечно, знаете, что музыку придумали не в этом году. И не в прошлом. Музыка существует уже много-много столетий. И всегда музыка собирала вокруг себя людей, причем не только для песен и танцев. Музыка увлекает людей в свой иногда добрый, а иногда суровый фантастический мир. Язык музыки понятен всем. В этом ее таинственная сила. Я прошу маленьких ребят не пугаться — всё кончится хорошо».

Этими словами, произнесенными с мягкой интонацией мудрого дедушки, Михаил Горбачев предваряет звучание «Пети и волка».

Здание детского музыкального театра имени Н. И. Сац

Здание детского музыкального театра имени Н. И. Сац

Фото: Global Look Press/Ministry of Culture Russia

Музыкальная сказка «Петя и волк» была написана Прокофьевым в 1936 году по инициативе Наталии Сац, основательницы Центрального детского театра (ныне — РАМТ). Идея первой советской женщины-режиссера была проста: познакомить детей с симфоническим оркестром в увлекательной форме сказки. Прокофьев выполнил заказ с блеском: он сам придумал сюжет (его излагает рассказчик), иллюстрируемый оркестровыми эпизодами. Каждому герою — пионеру Пете, его дедушке, утке, волку, птичке, охотникам — в партитуре соответствует тембр определенного инструмента. И, конечно, они наделены выразительными темами.

Произведение впервые было исполнено 2 мая 1936-го, после чего началось его триумфальное шествие по всему миру. Достаточно сказать, что первая анимационная версия была создана Уолтом Диснеем в 1946-м, еще до того, как появился хрестоматийный советский мультфильм. И, конечно, многие годы «Петя и волк» не сходил со сцены Детского музыкального театра им. Наталии Сац. В чем феномен популярности в общем-то прикладного произведения?

Об этом сочинении очень сложно говорить, потому что на фоне всех феноменов русского искусства XX века это очень странная история. Казалось бы, безделица, прикладная вещь, простенькая сказка стала по-настоящему культовой, хотя не задумывалась шедевром. Но такое бывает в истории, когда сочинения «по случаю», созданные гениальными людьми, вдруг оказывались великими. А в данном случае встретились сразу два гения: Сергей Сергеевич и Наталия Ильинична, — размышляет худрук Театра им. Н.И.Сац, лауреат «Золотой маски» Георгий Исаакян в беседе с «Известиями».

Художественный руководитель Московского Государственного детского музыкального театра Наталья Сац беседует с детьми после спектакля

Художественный руководитель Московского государственного детского музыкального театра Наталия Сац беседует с детьми после спектакля

Фото: ТАСС/Александр Сенцов

Показательно и количество различных версий «Пети и волка» — это тоже свидетельство, что произведение стало любимым во всем мире.

Существует масса переделок. Есть переводы на практически все языки. Есть театральные, мультипликационные, киноверсии. А в Театре на Елисейских полях я видел джазовую версию «Пети и волка»: музыканты играли сочинение Прокофьева, расширяя его импровизациями и показывая разные дополнительные возможности инструментов, — поделился режиссер.

Петя и звезды

В разные годы партию рассказчика исполняли сама Наталия Сац (ее голос мы слышим на хрестоматийной пластинке 1970 года, где оркестром дирижирует Евгений Светланов), Питер Устинов, Жерар Филип, Роми Шнайдер и даже Шэрон Стоун, хотя, казалось бы, амплуа звезды «Основного инстинкта» не очень подходит к детской сказке. Однако кинокумиров это не смущало.

Альбом 2003 года, в записи которого поучаствовал Горбачев, как раз и оказался одной из длинной череды подобных звездных интерпретаций произведения Прокофьева. И в то же время — особенной, символичной.

Прежде всего, дикторов с громкими именами здесь не один, а сразу трое. Михаил Сергеевич без всякого музыкального сопровождения читает Вступление (текст приведен выше), Интермеццо и Эпилог — в оригинальной версии произведения их не было. Рассказчиком в самой сказке выступает Софи Лорен, говорящая по-английски, и это явная дань сложившейся «голливудской» традиции, но в то же время ее немолодой добрый голос вызывает в памяти и исходную версию Наталии Сац. Ну а в «сиквеле» мы слышим голос Билла Клинтона, на тот момент уже экс-президента США.

У Прокофьева история Пети и волка заканчивается тем, что хищника, слопавшего утку, ловят охотники и отправляют в зоопарк. По меркам середины 1930-х — очень даже мирный финал. Но для начала 2000-х — недостаточно гуманный и поучительный. Поэтому было решено сделать продолжение, где и участвует Клинтон. Постаревшие Петя и волк теперь встречаются в лесу, страдающем от дурной экологии, и договариваются жить в мире на благо природы. Музыку написал французский композитор Жан-Паскаль Бейнтус, протеже дирижера Кента Нагано, формально же заказ исходил от Российского национального оркестра, который стал инициатором проекта в целом и записал оба сочинения — Прокофьева и Бейнтуса.

— Этот проект начал Сергей Марков, который тогда был генеральным продюсером РНО. Он и взаимодействовал с Горбачевым. Сам оркестр работал отдельно от Горбачева, Клинтона и Лорен. И даже репетиций с Кентом Нагано у нас не было, он приехал только на запись. Оркестровая часть записывалась в течение одного дня в Сан-Франциско во время нашего американского турне. Дальше уже сведение шло без нас, — рассказал «Известиям» Валентин Тесля, инспектор оркестра.

По словам музыканта, худрук РНО Михаил Плетнев непосредственного участия в проекте не принимал, ну а в качестве дирижера было решено позвать именно Нагано — как раз из-за прицела на премию.

— Запись изначально создавали с расчетом на «Грэмми». А для этого нужен был топовый американский дирижер. Нагано и сегодня очень известен, а на тот момент он был в зените славы, — отметил Валентин Тесля.

Мир изменился

Как мы знаем, всё получилось как по нотам: Академия звукозаписи не прошла мимо релиза, президенты и Лорен красиво отправили деньги на благотворительность, а мировой резонанс оказался сильнейшим. И пусть слушали этот CD куда меньше людей, чем слышали о нем, инициаторы своих целей достигли. Экс-лидеры двух сверхдержав продемонстрировали дружбу и взаимопонимание (хотя ни разу не встречались в студии), отличный оркестр укрепил свои международные позиции, а шедевр Прокофьева обрел актуальное «зеленое» звучание (стоит вспомнить, что примерно в эти же годы Альберт Гор, бывший при Клинтоне вице-президентом, получивший его поддержку на выборах 2000 года и проигравший Бушу-младшему, сосредоточился на экологической повестке и даже снял оскароносный документальный фильм).

И, конечно, в России лишний раз поразились готовности последнего главы СССР выступать в неожиданных амплуа.

Михаил Горбачев во время выступления на симпозиуме, посвященном 20-летию «перестройки» в Торговой палате США 21 октября 2005 года в Вашингтоне, округ Колумбия

Михаил Горбачев во время выступления на симпозиуме, посвященном 20-летию «перестройки» в Торговой палате США 21 октября 2005 года в Вашингтоне, округ Колумбия

Фото: Getty Images/Brendan Smialowski

— Я помню, как Сергей Марков делал этот проект, очень красиво его «обернул», и в итоге РНО и Горбачев стали обладателями «Грэмми». Но получилось действительно неподражаемо. Эта история много говорит о Михаиле Сергеевиче. Для него самого принять участие в таком деле было совершенно естественно. И это был не единственный творческий проект в его биографии. Он и с рокерами выступал. Чувствовал себя в этом органично и стал в каком-то смысле первопроходцем, показав другим политикам, что такое возможно, — поделился с «Известиями» Александр Сладковский, народный артист России, худрук Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, неоднократно выступавший с РНО и, в частности, дирижировавший в 2006 году на 75-летнем юбилее Горбачева.

Сегодня, почти два десятилетия спустя, совместная работа Нагано, РНО, Лорен и двух президентов вызывает смешанные чувства. Интерпретация самого произведения Прокофьева безусловно хороша, хотя и не сказать, что чем-то лучше многих других, знакомых нам с детства. «Сиквел» Бейнтуса же благополучно канул в лету, да и имя самого композитора подзабылось. Но главное — идеализм тех лет, когда, казалось, нет никаких границ, а президенты (пусть и бывшие) двух сверхдержав могут читать вместе сказки детям, сейчас выглядит столь же наивно, как и некоторые идеи самого Горбачева, с которым мы прощаемся в эти дни.

«Всё происходит по-другому, потому что и мир изменился, и лес уже не такой» — говорит Михаил Сергеевич в Интермеццо альбома, и его слова сейчас выглядят пророческими.

Прямой эфир