Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США впервые с начала конфликта прекратили поставки боеприпасов Израилю
Армия
Шойгу отметил успешное продвижение ВС РФ на красноармейском направлении
Политика
Лавров призвал мировое сообщество сплотиться против фашизма
Армия
Гранатометчики группировки войк «Запад» уничтожили бронетехнику и блиндажи ВСУ
Политика
Лавров исключил раскаяние Кэмерона за оправдание ударов по РФ
Мир
В МИД Турции заявили об угрозе новых войн без решения вопроса по Газе
Общество
Синоптики спрогнозировали москвичам дождь и до +11 градусов 6 мая
Мир
Си Цзиньпин заявил о намерении совместно с Францией искать решение украинского кризиса
Мир
В Палестине рассказали о последствиях израильских ограничительных мер
Мир
Пожар на заводе Diehl в Берлине не смогли потушить за три дня
Мир
В Палестине рассказали о нападениях израильских поселенцев
Мир
Лавров не знает, с кем сейчас можно провести переговоры по Украине
Мир
ЕК не увидела дискриминации россиян в поправках к миграционному закону в Латвии
Мир
Консерваторы потеряли почти половину мест в советах Великобритании после выборов
Мир
Генерал НАТО предположил конец поставок оружия ВСУ в случае недостатка мобилизованных
Мир
МВД России объявило в розыск экс-главу СНБО Украины Данилова
Общество
Семь мощных вспышек зафиксировали на солнце 5 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Через три месяца после ареста США и странами Запада активов российского Центробанка (в общей сложности речь идет о сумме более $300 млрд) в Вашингтоне не пришли к единому мнению, располагает ли страна юридическими полномочиями не просто для замораживания активов, связанных с Россией, а еще и для их конфискации и использования на нужды восстановления Украины. Пока всё говорит о том, что возможности Штатов и союзников серьезно расходятся с их желанием наказать Москву финансово. В чем юридический казус и каковы политические риски — в материале «Известий».

Недобор средств

Главным инструментарием, позволяющим президенту США замораживать иностранные активы, все последние годы служил закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) 1977 года. Прибегнуть к такому шагу глава американского государства мог в случае «необычной и чрезвычайной угрозы нацбезопасности, внешней политике или экономике Штатов», которая возникала в том числе и за пределами самой страны. В 2001 году, после терактов 11 сентября, в этом законе появилась важная поправка, позволившая президенту не только замораживать, но и конфисковать иностранную собственность и передавать ее любому лицу или учреждению, назначенному им самим. Но только в том случае, «если США участвуют в вооруженных действиях или подверглись нападению со стороны» лица или страны, которым принадлежала собственность.

Несмотря на то что ни о какой войне США с Россией речи не идет, некоторые юристы в Штатах стали высказывать мнение, что IEEPA вполне подходит и для законного отъема активов российского Центробанка (по некоторым данным, непосредственно в юрисдикции США находятся $38 млрд, принадлежащих ЦБ РФ). В частности, в американских СМИ широко разошлась идея известного профессора конституционного права и адвоката Верховного суда Лоуренса Трайба, предположившего, что Джо Байден мог бы сослаться на кибератаки против Штатов, чтобы оправдать конфискацию резервов российского Центробанка. Но других таких «горячих голов» в США пока не нашлось.

Президент США
Фото: REUTERS/Evelyn Hockstein

— Нет, я не вижу, как эти средства могут быть конфискованы (а не заморожены). Единственный сценарий — это объявление войны между РФ и США. Другой сценарий — создание в России альтернативного правительства (как в Венесуэле). Я не рассматриваю последний сценарий как возможный, — сказал «Известиям» профессор экономики Университета штата Мичиган Андрей Симонов.

Некоторые другие юристы между тем предположили, что путь к отъему и дальнейшему использованию российских активов — как денег Центробанка, так и собственности ряда российских бизнесменов — может лежать через так называемую гражданскую конфискацию. Впрочем, и этот процесс выглядит довольно тернистым.

Действующее законодательство не позволяет исполнительной власти США распоряжаться российскими госактивами до заключения соглашения с этим государством. Существует гражданский процесс конфискации активов в пользу государства, в том числе активов госпредприятий, но это влечет за собой обращение в суд и потребует определенных доказательств преступной деятельности, — пояснил «Известиям» профессор права в Университете Вирджинии Пол Стефан.

И если с имуществом частных лиц из России доказать преступное происхождение денег, на которое оно якобы было приобретено, еще можно, то в случае с активами госпредприятий и, в частности, Центробанка это выглядит почти невероятным.

При этом даже конфискация и продажа активов российских бизнесменов станет тем случаем, про который в России говорят «овчинка выделки не стоит»: никто не купит это имущество за его реальную стоимость.

— Если правительство США конфискует суда, самолеты, жилые дома, произведения искусства, счета инвестиционных фондов и корпоративные активы, это не поможет правительству Украины восстановить, например, жилой комплекс, школу, церковь, музей, железную дорогу, мост, аэропорт или завод. Что требуется, так это валюта, в которой можно платить архитекторам и подрядчикам. Но взмах волшебной палочки не превратит яхту стоимостью $600 млн в валюту на $600 млн, — заметил «Известиям» старший редактор американского аналитического портала Issue Insight Джон Кавулич.

Нет первопроходца

Схожая правовая дилемма стоит и перед другими союзниками США. Еще в конце марта министр финансов Японии Сюнъити Судзуки признал, что активы Банка России (это около $58 млрд) не могут быть конфискованы или заморожены, поскольку в японских законах нет положений, которые позволяли бы изымать хранящиеся в ЦБ страны резервы в иностранной валюте. Но при этом власти допустили, что рассмотрят законопроект о «разрешении на свободную конвертацию в криптоактивы», что теоретически позволит обойти ограничения.

Путем законодательных поправок решили пойти и в Евросоюзе. Как признала на Всемирном экономической форуме в Давосе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, «наши юристы интенсивно работают над поиском возможных способов использования замороженных активов». Ранее о рассмотрении всеми членами G7 различных правовых рамок для конфискации замороженных российских средств уверенно говорили и в Канаде, где в апреле приняли новый закон, позволяющий правительству арестовывать и продавать активы российских олигархов, попавших под санкции, и передавать вырученные средства Украине.

ЦБ РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Но, как уверен Пол Стефан, пока первый шаг не сделают США, никто из их союзников — разве что сама Украина — не станет лезть на амбразуру. По его словам, весь смысл современного международного права иностранных инвестиций заключается в ограничении экспроприации и со времен Второй мировой войны западные государства редко, если вообще когда-либо, конфисковывали иностранную собственность вне обычных уголовных и нормативных процедур. И любой разрыв с этим порядком, вероятно, «потребует коллективных действий, в частности одобрения со стороны самых могущественных западных государств».

На этом фоне президент Украины Владимир Зеленский выдвинул идею о создании новой комиссии ООН для «конституционного, правового, прозрачного и эффективного» блокирования и ареста активов тех, кто связан с российской спецоперацией. Однако, учитывая право вето России в Совбезе ООН, при любом голосовании относительно создания такой комиссии инициативу вряд ли бы ждал успех.

Политические риски

Сложности с конфискацией российских финансовых средств понимают и официальные лица США. Первой это открыто признала министр финансов США Джанет Йеллен, заявившая в мае, что арест средств российского ЦБ, скорее всего, нарушит существующее законодательство США.

Но даже если такое удастся провернуть, то это создаст для самих же Штатов серьезные политико-экономические риски.

Правительство США в первую очередь обеспокоено тем, что невозврат средств [России] приведет к отказу от использования доллара в качестве мировой резервной валюты — иностранные правительства и компании больше не будут уверены в том, что их активы не заморозят, не подвергнут санкциям или не арестуют. Та же проблема повлияет на евро и фунт стерлингов. Выгодоприобретателем может стать китайский юань, хоть правительство КНР этого и не жаждет, — пояснил Джон Кавулич.

рубли
Фото: Global Look Press/Silas Stein

Иронично, но и возврат России ее средств — как активов ЦБ, так и личного имущества россиян — тоже сулит США и союзникам новую головную боль. Как считают эксперты, при будущем мирном договоре с Украиной Москва в качестве одного из условий наверняка потребует немедленного возврата Западом более $300 млрд фондов ЦБ РФ и примерно $200 млрд арестованных активов лиц российского происхождения.

— Вынесение вопроса о более $500 млрд на переговоры поставило бы под политическую угрозу те правительства, которые предприняли усилия по секвестру средств, особенно в тех странах, где в 2022, 2023 и 2024 годах состоятся выборы глав государств, глав правительств, парламентов, конгрессов и так далее, — предположил Джон Кавулич.

В этом случае политикам в этих странах неминуемо придется оправдываться перед оппозицией, почему за восстановление Украины пришлось платить налогоплательщикам в их странах, а не России. И для большинства это будет сродни политическому самоубийству.

Прямой эфир