Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Общество
Адвокат подтвердил арест счетов экс-замминистра обороны РФ Иванова
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России хотят создать отечественный двигатель для модификации легендарного «кукурузника» (Ан-2). С такой инициативой в кабмин обратился производитель самолета ТВС-2МС — новосибирский «Русавиапром» («Известия» ознакомились с копией письма). Компания предложила провести реинжиниринг американского двигателя ТРЕ-331-12 (Honeywell). Работы обойдутся в 9 млрд рублей, на них потребуется три года, оценили на предприятии. Там предупредили, что отсутсвие российского самолета может привести к срыву социально значимых местных перевозок на Дальнем Востоке и в Сибири.

Двигатель на 9 млрд

Самолет ТВС-2МС — это модернизированная версия легендарного «кукурузника» Ан-2, который был разработан в конце 40-х годов прошлого века. Производство Ан-2 прекратилось в 1980-е годы. Его модификацию уже с американским двигателем производства Honeywell (ТРЕ-331-12) разработал Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (ФАУ «СибНИА»). Собирает машины в Новосибирске компания «Русавиапром». Помимо двигателя из США в конструкции используется и американский воздушный винт Hartzell. Самолет способен перевозить до 12 пассажиров или 1,5 т груза.

После того, как США и ЕС ввели санкции в конце февраля, поставки иностранных компонентов для сборки ТВС-2МС осложнились, и «Русавиапром» оказался перед риском полной остановки производства. Об этом сказано в письме гендиректора предприятия Алексея Крюкова председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. С копией документа ознакомились «Известия».

Мальчик в кабине самолета на Международном авиационно-космическом салоне МАКС 2015 в подмосковном Жуковском
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Компания предложила правительству провести реверс-инжиниринг американского двигателя — скопировать все агрегаты и системы и создать их аналог российского производства, следует из письма. На работу уйдет три года, полагают в компании. На этот проект «Русавиапром» попросил у правительства около 9 млрд рублей.

— Такой подход успешно реализуется, например, в Китае. Но без поддержки и госфинансирования решить эти вопросы в перспективе ближайших пяти лет невозможно, — сказал «Известиям» Алексей Крюков. — У нас на складе сейчас шесть двигателей, и у компании накопились компетенции, позволяющие приступить к проекту реверс-инжиниринга.

На период, пока будут идти работы по двигателю, «Русавиапром» предложил приобрести 50 комплектов американских двигателей и винтов за счет средств бюджета, но с последующим поэтапным их выкупом компанией и возвратом денег в казну. Это позволит собрать в течении пяти ближайших лет около 50 самолетов, полагают в компании. Затраты на покупку в компании оценили в $49 млн (3 млрд рублей).

В Минтрансе и Росавиации отказались от комментариев. Не стал отвечать на вопросы «Известий» и директор СибНИА Владимир Барсук.

В Минпромторге сообщили, что получили поручение правительства рассмотреть вопрос; о результатах ведомство доложит в кабмин.

Редакция также направила запросы в пресс-службы правительства и Минфина.

Дальневосточная птица

На сегодняшний день «Русавиапром» выпустил 24 самолета ТВС-2МС, 17 из них находятся в эксплуатации. Эти борты используют в восточной части страны для перевозок пассажиров и грузов. В частности, ТВС-2МС есть в парках «Авиации Колымы» (Магаданская область), «Сибирской легкой авиации» (Сибирь и Дальний Восток), «Аэросервиса» (Забайкальский край), Нарьян-Марского объединенного авиаотряда (Ненецкий автономный округ), «Нимбус» (Новосибирская область) и ГАУ «Авиабаза» (Амурская область).

Руль управления двигателем самолета ТВС-2МС
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Самолет также используется при тушении пожаров, в санавиации — преимущественно в отдаленных районах Якутии, Красноярского края, на Дальнем Востоке. Кроме того, по словам Алексея Крюкова, планируются поставки в Индонезию (250 штук) и Венесуэлу (30 штук), но контракты пока не подписаны.

По оценке ГосНИИ гражданской авиации, до 2030 года для перевозок в России потребуется еще до 600 новых самолетов в сегменте на 9–19 пассажирских мест на замену «кукурузникам». Их можно было бы собрать на основе старых планеров Ан-2, которых по всей стране насчитывается, по разным оценкам участников рынка, 300–800 штук.

В «Русавиапроме» считают, что их самолет сейчас практически незаменим — с поправкой на необходимость разработать российский двигатель и винт. Но это, по словам Алексея Крюкова, в любом случае займет меньше времени, чем создание любого другого двигателя или самолета с нуля.

ТВС-2МС участвует в летной программе Международного авиационно-космического салона МАКС-2021
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Например, по альтернативному проекту самолета «Байкал» доводочный экземпляр двигателя ВК-800, который создает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), будет готов к концу этого года, а первые опытные образцы появятся в марте 2023-го. До ноября 2024 года УЗГА должна завершить опытно-конструкторскую работу по «Байкалу» и подготовить его к серийному производству — такой срок прописан в конкурсной документации Минпромторга, который и заказал проект.

Воссоздать «рецептуру»

Разрабатывать российский аналог американского двигателя планируют силами собственных специалистов. «Русавиапром» подаст заявку в Росавиацию на сертификацию как разработчик, создаст собственное конструкторское бюро. Сейчас в нем уже работает восемь инженеров, еще трое — вне штата, по найму, рассказали в компании.

В планах производителя также полностью заменить на ТВС-2МС комплекс устаревшего бортового оборудования в кооперации с ФГУП «ГосНИИАС» и Уральским проектно-конструкторским бюро «Деталь» (входит в корпорацию «Корпорацию «Тактическое Ракетное Вооружение»). Профинансировать эту разработку решено собственными средствами компании — замена оборудования обойдется в 17 млн рублей на один самолет. Летные испытания наработок планируется провести на создаваемом на предприятии летно-испытательном комплексе: в нем будет работать 24 человека.

Главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов назвал ТВС-2МС самолетом сложной судьбы. «Русавиапрому» и до санкций с трудом удавалось «пристроить» его эксплуатантам, а для финансирования реинжиниринга двигателя нужно иметь серьезный заказ — на сотни самолетов, считает эксперт.

Самолет ТВС-2МС
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Требуется большая партия заказа самолетов ТВС-2МС, чтобы инвестиции в создание двигателя конкретно под этот самолет отбились. Производитель должен доказать, что его проект привлекательнее конкурента — самолета «Байкал», у которого также пока нет российского двигателя. Или же производитель должен продемонстрировать, что двигатель можно будет применять шире, не только на одной модели, и он может составить конкуренцию ВК-800, — сказал эксперт.

В процессе реверс-инжиниринга самое сложное — воссоздать не геометрию деталей изделия, а воспроизвести технологии обработки материалов, например, «рецептуру» нанесения защитного покрытия на элементы горячей части двигателя, отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

— Эти технологии и влияют на ресурс двигателя — проработает он сто часов или тысячу. А «вскрыть» эти ноу-хау, просто сделав анализ материалов, довольно сложно. Поэтому на пути реверс-инжиниринга именно в сфере двигателестроения есть серьезные трудности. Вопрос, сможем ли мы это сделать оперативно, — заметил специалист.

По его словам, риски по сдвигу сроков есть у обоих проектов — и созданию ВК-800, и копированию ТРЕ-331-12. Тот самолет, который первым получит отечественный двигатель, радикально усилит свои рыночные позиции, заключил Олег Пантелеев.

Прямой эфир