Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Хранить данные на иностранных облачных сервисах и удаленно использовать арендованное на них ПО стало рискованно из-за вероятности блокировок и отказа их провайдеров работать с российским бизнесом. Об этом предупредили опрошенные «Известиями» эксперты по информационной безопасности. Бизнес эти риски осознает и меняет зарубежные облачные ресурсы на российские, рассказали участники рынка. В «Мегафоне» и МТС спрос на облачные сервисы увеличился в десять раз, в VK также фиксируют рост интереса к такому продукту. В нынешней ситуации очевидно, что такой переход для российских пользователей — единственно верное решение, уверены в Минцифры. Перевод данных на мощности отечественных хранилищ сокращает риски потери информации, а также перебоев в обслуживании клиентов и утечек их данных, отметили эксперты.

Что в облаке тебе моем

Пользоваться иностранными облачными сервисами стало рискованно, заявил «Известиям» руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров. К таким продуктам относятся электронная почта, удаленный доступ к базам данных и другому софту, внешние хранилища информации и прочее. По мнению эксперта, велик риск их отключения в России или блокировки. Для бизнеса это означает потерю доступа к документам, отчетности и другим данным. Ситуация скажется и на простых пользователях, ведь без облачного софта и необходимой информации компании просто не смогут предоставлять услуги, предупредил он.

— В начале марта о прекращении операций в РФ объявила Microsoft, которой принадлежит облачная платформа для бизнеса Azure (у обычных пользователей при этом популярен другой облачный продукт компании — Office 365). Мы видели, как работу в России приостановили Spotify, Netflix, а это, по сути, тоже облачные сервисы, — отметил Игорь Бедеров.

Бизнес уже осознал риски, связанные с использованием западных облачных платформ. О резком росте спроса на российские сервисы такого рода «Известиям» сообщили несколько провайдеров этих услуг. На прошлой неделе число запросов компаний на переход из зарубежных облаков в российские выросло более чем в 10 раз по сравнению, например, с обычной неделей февраля, рассказал представитель МТС Алексей Меркутов.

дата-центр
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

За две недели марта спрос на облачные сервисы «Мегафона» вырос в 10 раз по сравнению с началом февраля. Наиболее востребованными облачными услугами являются аренда вычислительных мощностей, предоставление удаленных рабочих мест, хранение резервных копий, — заявил «Известиям» руководитель по облачным платформам и инфраструктурным решениям оператора Александр Осипов.

За последние две с половиной недели спрос на решения «МойОфис» вырос в шесть раз, рассказала коммерческий директор компании Елена Непочатова.

— Сейчас чаще всего к нам приходят с запросом на покупку решения «МойОфис частное облако» и помощь в миграции с хранилищ зарубежных вендоров. Этот продукт позволяет организовать совместную работу с документами, а также обеспечивает доступ к файлам с любого устройства, без привязки к физическому рабочему месту, — говорит она.

В VK отметили рост спроса на свои облачные сервисы и технологии в марте минимум на 30% по сравнению с февралем. Кроме того, увеличился интерес к решениям по информационной безопасности, добавили в компании.

Сегодня высок спрос и на вычислительные ресурсы, поэтому одним из самых популярных сервисов остается виртуальная облачная инфраструктура (IaaS), рассказал первый заместитель гендиректора «Ростелеком-ЦОД» Юрий Самойлов.

— В частности, мы наблюдаем большое количество заявок на перенос инфраструктуры из зарубежных дата-центров. Кроме того, в качестве альтернативы Office 365 клиенты активно используют сервис корпоративной электронной почты на базе российской разработки Communigate Pro., а также облачное файловое хранилище, — утверждает он.

дата
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Для миграции из зарубежных сервисов работы с данными компании обращаются к отечественным решениям, развернутым на базе дата-центров «Ростелекома», добавил Юрий Самойлов.

Деликатный переезд

Для крупного бизнеса переход от одного облачного провайдера к другому — сложный процесс, поэтому МТС сейчас индивидуально с каждым клиентом прорабатывает такую схему, при которой удастся сохранить непрерывность операционной деятельности, отметил Алексей Меркутов.

Переход на российские хранилища даст бизнесу и его конечным пользователям гарантию стабильной работы сервисов, оперативной технической поддержки и обучения от разработчика, считают в VK.

В Минцифры сказали «Известиям», что знают о росте спроса на российские облачные сервисы — ведомство находится в постоянной коммуникации с провайдерами и сообществом. В министерстве добавили, что в нынешней беспрецедентной ситуации очевидно, что такой переход для российских пользователей — единственно верное решение, так как оно обеспечивает непрерывность работы сервиса, которая не гарантирована в случае использования иностранных ресурсов, внутреннее доверие и защиту от угроз.

Для клиентов интернет-магазинов и других онлайн-сервисов переход компаний на отечественные хранилища означает снижение рисков, связанных с невозможностью получить услуги из-за той или иной блокировки, а также утечки или потери данных, отметил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

По предварительным данным «ТМТ Консалтинга», российский рынок облачных услуг в 2021 году вырос в сравнении с 2020-м на 25%, достигнув 113 млрд рублей. Более 60% этого рынка приходилось на сегмент удаленной работы с софтом на сторонних серверах (Softwear as a Service, SaaS), 15% — на IaaS. Первые места в сегменте SaaS занимали компании: СКБ «Контур», Softline и «Манго телеком» (32, 11 и 6% рынка). В IaaS лидируют «Ростелеком», МТС и Selectel, сообщили в «ТМТ Консалтинге». Высокую динамику рынка облаков обеспечивает сохраняющийся курс на оптимизацию издержек (в том числе на IT-инфраструктуру), а также усиление внимания к потреблению технологических решений по сервисной модели, сказано в отчете аналитиков компании. Наибольший объем потребления — со стороны финансового сектора, промышленных предприятий, отраслей связи и сектора информационно-коммуникационных технологий, указано в документе.

рынок
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Как прогнозировали ранее в «ТМТ Консалтинге», в пятилетней перспективе среднегодовой темп роста на рынке публичных облачных услуг составит 21%. Объем рынка к 2025 году увеличится более чем в 2,5 раза и достигнет 231 млрд рублей, считали аналитики. Но прогноз нужно будет пересматривать — появились новые факторы, отметил гендиректор компании Константин Анкилов.

Опрошенные «Известиями» эксперты затруднились оценить затраты российских компаний на западные облачные сервисы. По данным исследования, которое в 2021 году провела Accenture Technology, Microsoft Azure использовало 39% российских бизнес-структур, Amazon Web Sevices — 28%, Google Cloud — 22%. При этом компании могли использовать их и вместе, и по отдельности, а также совместно с ресурсами «Яндекса» и VK (на момент проведения опроса — Mail.ru).

Прямой эфир