Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Роспотребнадзор разрешил купаться в трех московских водоемах
Происшествия
В ДНР из-за обстрела ВСУ пострадали четверо сотрудников МЧС России
Общество
Певица Алсу подала на развод с мужем после 18 лет брака
Мир
РФ и Узбекистан подготовили пакет соглашений более чем на $5 млрд
Мир
Эксперт назвал формальностью разрешение пребывания на Украине инструкторов из Франции
Экономика
Индекс Московской биржи упал ниже 3300 пунктов
Армия
Средства ПВО уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Спорт
Сборная России по хоккею обошла Финляндию в рейтинге IIHF
Мир
Суд в Турции оправдал подозреваемого в убийстве россиянки сирийца
Мир
Макрон заявил об отсутствии войны с Россией
Мир
Боррель осудил удары Израиля по Рафаху
Мир
Хуситы сообщили об атаке на два американских эсминца в Красном море
Мир
Протестующие в Армении снова требуют отставки премьер-министра Пашиняна. Что это означает
Мир
Лавров ответил на слова президента Эстонии о намерении поставить РФ на колени
Мир
ЕС не смог утвердить решение о покупке оружия Киеву за счет прибыли от активов РФ
Мир
Главком ВСУ утвердил пребывание французских военных инструкторов на Украине
Мир
Spiegel сообщил об отказе Германии от возврата обязательного воинского призыва
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Закомплексованный социопат, тщетно пытающийся адаптироваться и совмещающий наивные и глубинные детские мечты с часто жестокими проделками трикстера, — таков образ большинства героев Джима Керри. Это единственный в истории кино артист, который получил «Золотой глобус» за лучшие роли и в драме, и в комедии, но при этом так и не был ни разу номинирован на «Оскар». У него рекордное число премий канала MTV, он, безусловно, главный комик 1990-х (по крайней мере самый высокооплачиваемый) и один из наиболее недооцененных драматических артистов современности. «Известия» размышляют об этом к 60-летию Джима Керри.

Миллионы в рассрочку

Сам Джим Керри рассказывал однажды, что в 1983 году он сам себе выписал чек на $10 млн. И проставил дату обналичивания — через 10 лет. Он слегка поторопился: надо было добавить всего пару лет. Потому что даже за роль в «Маске» 1994 года Джиму Керри заплатили «всего» полмиллиона, а перед этим за роль Эйса Вентуры — $350 тыс. Но уже в 1995 году суперзвезде за сиквел «Эйса Вентуры» удалось выбить гонорар $15 млн, а потом за «Кабельщика» — $20 млн. «Кабельщик» с треском провалился, но это не так важно: на тот момент это был самый высокий гонорар за комическую роль в истории кино.

Джим Керри в фильме «Маска»

Джим Керри в фильме «Маска»

Фото: New Line Cinema

Джима Керри деньги никогда особенно не интересовали — по крайней мере, он сам так утверждал. Это для него был скорее символ востребованности. На «слабо». Символ того, что он, мальчик из канадской глуши, мечтающий о карьере стендапера, но до поры безуспешно (первое выступление было ужасным), всем взял и доказал. Вернее, показал, потому что главным оружием Керри всегда была пластика, не зря же его прозвали Резиновым Лицом. Кстати, мало кто знает, что эта кличка — на самом деле фильм 1981 года, о котором, как и о большинстве работ Керри в кино до начала 1990-х, почти никто не знает.

Джима выгнали из школы, он много лет сидел на таблетках, борясь с депрессией. Но сдаваться парень был не намерен, он в итоге все же стал востребованным стендапером, делая в основном ставку на пародирование знаменитостей. Керри даже сумел попасть на небольшую роль в картине Копполы «Пегги Сью вышла замуж», но об этом вспомнили уже потом, когда он стал суперзвездой.

Кадр из фильма «Эйс Вентура»

Кадр из фильма «Эйс Вентура»

Фото: Warner Bros. Pictures Co.

Рецепт успеха был найден Джимом только в начале 1990-х, когда он сыграл Эйса Вентуру, эксцентричного звериного детектива, который умеет разговаривать анусом, понимает язык животных и презирает всех людей, кроме одной симпатичной брюнетки. По сути это авторское кино, потому что Керри сам писал сценарий, сам зачем-то притащил на съемки супертяжелых металлистов Cannibal Corpse, придумал кучу шуток не просто за гранью хорошего вкуса, а просто за гранью. Этот была комедия не положений и не характеров, здесь главный герой был носителем хаоса, взрывающим обыденную действительность своей яркой одеждой, своей дикой стрижкой, хамскими выходками и, конечно, остротами. «Не знаю, что бы со мной было, если бы я еще и воды из вашего унитаза попил», — весело сообщает Эйс посетителям светской вечеринки, выходя из туалета в мокрой разорванной рубахе.

Эйс Вентура — не человек, а ходячий мем, готовый молодежный герой, бросающий вызов всему свету, но прячущий за показным цинизмом тонкую душевную организацию и способность чувствовать то, что погрязшие в условностях обыватели ощутить давно не способны. Эйс — это революция, анархия, своего рода мессия, не зря ему сразу и безгранично доверяются животные: они видят, что в нем нет лжи, а есть любовь. В общем, Стэнли из «Маски» и Гарри из «Тупой и еще тупее» мало отличаются от Эйса. Только Стэнли, чтобы стать собой, нужно пользоваться волшебным артефактом, а Гарри часто ведет себя как человек с «особенностями». Но это все равно мессия, глашатай определенного мировоззрения, и Джим Керри сразу становится символом поп-культуры, его шутки заучивают наизусть и цитируют, а чуткое к настроениям широких народных масс MTV выдает Керри приз за призом, в то время как элитарное критическое сообщество долгое время отказывается признавать в артисте талант и вкус.

Джим Керри в роли Гарри в фильме «Тупой и еще тупее»

Джим Керри в роли Гарри в фильме «Тупой и еще тупее»

Фото: New Line Cinema

Но интересное дело: Джим Керри практически сразу после мгновенного обретения мировой славы пошел дальше, а свои комедийные роли оставил чем-то вроде вклада в банк, приносящего необходимые для жизни проценты. Потому что Керри — не просто комик, а большой трагический артист, как и всегда было положено великим клоунам.

Путь в бездну

Кто мог ожидать, что Керри сыграет злодея Риддлера в «Бэтмене навсегда»? Почему кабельщик в одноименном фильме больше пугает, чем смешит, и это скорее линчевский триллер, чем комедия? Почему как бы комедия «Шоу Трумана» предвосхищает все идеи «Матрицы», ставя под сомнение реальность бытия и всех наших контактов с ним? Керри, не успев насладиться успехом, ринулся в бездны сознания и подсознания, играя в очень опасные игры не только со зрителем, но и с самим собой. Говорят, погружаясь в образ Энди Кауфмана для роли в «Человеке на Луне» Милоша Формана, Джим Керри словно бы полностью растворился в личности рано ушедшего комика-неудачника, так что актера не узнавали даже близкие люди. За «Шоу Трумана» и «Человека на Луне» Керри получил «Золотые глобусы», но при этом не слезал с антидепрессантов, всего за несколько лет у него развалились два брака, а третий, с Рене Зельвеггер, так и не начался: отношения распались на уровне помолвки. Принято считать, что влюбился он в Рене потому, что «заигрался» в любовь своего персонажа в «Я, снова я и Ирэн», а когда съемки закончились, стало иссякать и чувство.

Сам Керри однажды заметил, что из всех его героев ближе всех к нему реальному несчастный Джоэл из «Вечного сияния чистого разума», который бесконечно перебирает в себе болезненные воспоминания прошлого, никак не может разрулить свои отношения с Клементиной, живет с ощущением, что он ходит по кругу, и никак не может понять, какой реальности он на самом деле принадлежит. Причудливое режиссерское видение Мишеля Гондри как нельзя лучше позволило раскрыться этому образу, и, пожалуй, именно Джоэл — главная роль в карьере Керри. Это совсем не комедия. Более того, не случайно целый ряд комических и даже трагикомических образов «ушел» от Керри к Джонни Деппу: это не только «Плакса» Уотерса, но и Капитан Джек Воробей и Вилли Вонка из «Чарли и шоколадной фабрики». Там, где маске ничего не должно было мешать, Керри не годился, его харизма с годами стала настолько яркой, что мешала выбирать роли без соответствующего внутреннего наполнения.

Стоит сказать больше: за два десятилетия с момента «Чистого разума» Джиму Керри удалось найти всего три роли, действительно соответствующие развитию его личности и таланта. Это Стивен в гомосексуальной драме «Я люблю тебя, Филлип Моррис», мрачный старик Скрудж в анимационной «Рождественской истории» и вечно матерящийся мизантроп, ведущий популярную программу для малышей в сериале «Шучу». Все это, мягко говоря, не веселые фильмы, но их невозможно, как говорят, «развидеть», Керри там настолько уязвим, обнажен, беззащитен и яростен, что смотреть на него иногда физически больно. И когда он изрыгает проклятие человечеству в «Сонике», в этой шутке есть доля правды: это отчасти и высказывание артиста, который не слишком отделяет себя от экранных злодеев.

Кадр из фильма «Соник»

Кадр из фильма «Соник»

Фото: Paramount Pictures

Пожалуй, символично, что и «подарок» к 60-летию Джим Керри приготовил себе соответствующий. В только что вышедшем альбоме The Weeknd «Dawn FM» Джим Керри «играет» радиоведущего, чьи реплики обрамляют многочисленные треки. А в конце Керри читает стихотворение про внутренний ад, в котором он находится, и мрачно размышляет о том, что, чтобы попасть в рай, надо самому стать раем. Это и диагноз, и напутствие: по крайней мере сам Керри у себя в «Твиттере» написал, что от альбома он в полном восторге.

Прямой эфир