Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Алжир и Словения запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Мир
Зеленский назвал продвижение ВС РФ в Харьковской области первым шагом
Происшествия
Число пострадавших при обстреле ВСУ Скадовска выросло до 11
Общество
В Красноярске завели уголовное дело после драки футболистов «Енисея» с отдыхающими
Мир
США открыли постоянную базу спецназа в польском Кракове
Мир
Захарова заявила о желании ФРГ замять тему утечки разговора об ударах по РФ
Происшествия
В Курской области мужчина погиб в результате атаки дрона ВСУ
Мир
Комиссия ГД передала Китаю материалы о подрывной деятельности зарубежных структур
Происшествия
В Новосибирске задержали подозреваемого в мошенничестве на 3 млрд рублей
Мир
Нефтяной танкер загорелся у берегов Йемена после ракетного удара
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе вновь запущена сирена ракетной опасности
Мир
МИД Киргизии сообщил о пострадавших после беспорядков в Бишкеке
Происшествия
Женщина погибла в результате пожара в торговом центре в Магнитогорске
Происшествия
Три человека ранены в результате обстрела ВСУ Скадовска
Армия
Группировка войск «Север» отразила десять контратак ВСУ в Харьковской области
Спорт
Российский боец Магомедов уступил американцу Миксу в борьбе за титул Bellator
Мир
Гросси заявил о необходимости продолжать диалог с РФ по ситуации на ЗАЭС
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На Алтае следователи возбудили дело по факту истязания четырех детей в приемной семье. Мальчики сбежали из дома и спрятались у пастуха — после того как их нашли полицейские, братья пожаловались им на побои и издевательства опекунов. В то же время в школе, где учились подростки, утверждают, что никогда не слышали от них жалоб на родителей и не видели синяков. В подробностях ситуации разбирались «Известия».

«Сбежали, не выдержав истязаний»

В Алтайском крае следователи возбудили дело об истязании четырех детей в приемной семье. По версии следствия, опекуны два года избивали подростков, причиняя им «физические и психические страдания».

— Не выдержав истязаний, дети сбежали из семьи. В настоящее время они помещены в одно из детских учреждений, — отметили в краевом управлении СКР.

следственный комитет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Подробнее о случившемся рассказала жительница Заковряшино Крутихинского района, где произошла история. По ее утверждению, мальчики жили в семье «как бесплатная рабочая сила и постоянно подвергались издевательствам».

«С 6 утра и до поздней ночи один из них все лето пас овец, остальные дети весь день трудились в огороде, управлялись с домашним хозяйством и выполняли другую работу. Детей кормили пайками. Например, после работы пастухом мальчику выдавали кусочек хлеба, один огурец, один помидор и всё», — написала женщина в сообществе Barnaul22 во «Вконтакте».

По словам жительницы села, подростков «били за любую провинность», что якобы произошло и 2 октября. После этого мальчики сбежали из дома, в ту же ночь их увезли в больницу, откуда отправили в детский дом.

После публикаций об издевательствах над детьми начала проверку прокуратура Алтайского края. В надзорном ведомстве пообещали «изучить все обстоятельства жизни подростков, а также качество контроля со стороны органов опеки и попечительства за проживанием несовершеннолетних в замещающей семье, соблюдению их прав и интересов».

«Радовались сестренке, рассказывали о хозяйстве»

Директор школы, где учились мальчики, назвала приемную семью благополучной. По словам Татьяны Рязановой, младший из детей был в пятом классе, двое в шестом, а старший — в восьмом. У всех была хорошая успеваемость, они никогда не прогуливали уроки, не казались забитыми или замкнутыми.

— Они ни разу не говорили, что их избивают, истязают или плохо кормят. Иногда просили дополнительную порцию в столовой — но так делают и другие дети, — рассказывает директор.

Как отметила Рязанова, все братья были низкого роста, действительно «не по возрасту маленькие и не совсем здоровые». Но они каждый год проходили диспансеризацию, и следов побоев врачи у них не выявляли. Учителя тоже никогда не замечали у них синяков.

В приемной семье, по словам директора, мальчики прожили более семи лет. До этого школьники воспитывались в родных семьях, по два брата в каждой. У опекунов есть и свои дети — взрослый сын, дочь-одиннадцатиклассница и трехлетняя девочка.

— Все дети воспитанные, вежливые. Мальчики были самостоятельными, рассказывали и про хозяйство: какие у них овцы, какие телята, они хорошо разбирались в животных. Старались, помогали родителям, — говорит Татьяна Рязанова.

урок школа
Фото: РИА Новости/Антон Уницын

Новость о том, что братья убежали из семьи и обвинили опекунов в истязании, стала для нее полной неожиданностью. Сейчас педагоги не могут понять, как вышло так, что за несколько лет никто не разглядел в детях жертв домашнего насилия — если, конечно, их слова подтвердятся.

«Мы в шоке и не знаем, кому верить»

Хорошего мнения о приемной семье придерживается и глава администрации Заковряшинского сельсовета Наталья Тюменцева. Она рассказывает, что братья жили в «большом доме с несколькими спальнями», хорошо учились, участвовали в школьной самодеятельности — выступали на концертах и читали стихи.

— Нормальная семья — дети чистенькие, хорошо одеты. Когда были морозы, отец возил их в школу на машине. Мы в шоке от последних новостей и не знаем, кому верить, — говорит собеседница «Известий».

По словам Тюменцевой, об исчезновении мальчиков стало известно вечером 2 октября. Главе администрации позвонил участковый, к которому обратились опекуны детей. В тот день они уезжали в город по делам и, вернувшись, не застали подростков дома.

— Они начали искать ребят. Мы тоже стали собирать людей, думали, может, они пошли в рощу, какие-то заброшенные дома. А нашли их у одного из сельских пастухов — дети познакомились с ним летом, когда пасли овец. К нему приехала полиция, мальчиков увезли в больницу, где с ними работали врачи и психологи, а затем в детский дом, — рассказывает Наталья Тюменцева.

Главный специалист по опеке и попечительству крутихинского комитета по образованию Ольга Незамаева рассказала, что дети теперь содержатся в детском доме, «продолжают обучаться, гуляют и общаются со сверстниками».

— Опекунов отстранили по факту устных заявлений детей — они сказали, что не хотят возвращаться домой. Точнее, сказали только трое ребят, четвертый никуда не уходил и оставался дома, но его тоже забрали, потому что братья указали, что родители избивали всех детей. В настоящее время эта информация проверяется, — говорит Незамаева.

полиция дежурная
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

Приемная мать мальчиков в разговоре с «Известиями» заявила о том, что в посте в социальных сетях все «перевернуто с ног на голову» и правды там нет. Подробно о ситуации в семье женщина рассказывать не стала.

«Подростки могли преувеличивать»

По словам уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае Ольги Казанцевой, в отделе полиции подростки рассказали о побоях и оскорблениях в семье. После этого опекунов отстранили от исполнения обязанностей, договор о приемной семье был расторгнут, а все выплаты прекращены. Кроме того, женщину внесли в специальный реестр: она больше не сможет никого усыновить.

Подростки сейчас находятся в одном из центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Они помещены в одну группу и постепенно адаптируются к новым условиям.

— Я поговорила со старшим из детей. Со слов ребенка, в центре ему нравится, питание вкусное, успел принять участие в культурных мероприятиях, — отмечает собеседница «Известий».

В центре, где проживают дети, созданы условия, приближенные к семейным. Подростки проживают по восемь человек в группах по квартирному типу. Дальнейшее обустройство, по словам омбудсмена, будет планироваться с учетом мнения самих детей.

Источник «Известий» в правоохранительных органах региона отметил, что на опросах дети подтвердили то, что было написано в социальных сетях, — теперь информация будет проверяться оперативно-следственным путем. По его словам, все мальчики истощены и страдают от недостатка веса.

детский дом
Фото: РИА Новости/Владимир Песня

— Они рассказали, что работали по дому, но при этом ходили в школу, делали уроки, — говорит источник. — Пока по делу об истязаниях никто не задержан. Вполне может быть такая ситуация, что подростки преувеличивают свои страдания. СК это понимает, но дело возбуждено, поскольку возник резонанс. Так или иначе, следователю предстоит разобраться в непростой ситуации.

«В худшем случае опекунам грозит тюрьма»

По словам ведущего юриста «Европейской юридической службы» Павла Кокорева, за жестокое обращение с родными или приемными детьми предусмотрены различные виды ответственности.

За систематическое насилие, как физическое, так и психологическое, предусмотрена уголовная ответственность по статье 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением»), а также п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ («Истязание путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями»). Если здоровью ребенка был причинен вред, ответственность наступает по специальной статье в зависимости от его тяжести, — говорит собеседник «Известий».

Максимальное наказание по статье 156 УК РФ — лишение свободы на срок до 3 лет, а по статье 117 УК РФ — лишение свободы на срок 7 лет. Опека над детьми должна быть прекращена по решению органа опеки и попечительства.

В случае если подтвердится информация об избиении и голодании детей в Заковряшино, опекунам также будет грозить уголовная ответственность, добавляет юрист Венера Шайдуллина. В худшем случае им грозит тюремный срок и лишение права на опекунство.

наручники руки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

— Опекуны несут ответственность за детей. Также наказание может понести служба опеки и попечительства — если выяснится, что детей отдали в изначально неблагополучную семью. Подобные истории всегда заканчиваются тщательными проверками, — отмечает она.

По словам Павла Кокорева, в отношении должностных лиц уполномоченных органов (например, органов опеки и попечительства), которые должны были контролировать условия проживания детей в семье, могут быть возбуждены уголовные дела о халатности с привлечением также к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

Как отмечает юрист, случаи выявления жесткого обращения родителей или опекунов с детьми нередки. Так, в прошлом году на Алтае женщину — опекуна пяти детей приговорили к 3 годам 1 месяцу лишения свободы за их истязания. В 2016 году суд вынес приговор жительнице Саратовской области, жестоко обращавшейся с восемью приемными детьми и истязавшей их: ее отправили в колонию на 4 года 8 месяцев. Годом ранее в Волгоградской области опекуна осудили за насилие над тремя опекаемыми детьми и приговорили к 2,5 года лишения свободы в колонии-поселении.

— Указанные факты говорят о необходимости совершенствования законодательства, — считает собеседник «Известий». — Так, недавно в Совете Федерации подготовили поправки к Семейному кодексу РФ, наделяющие сотрудников полиции полномочиями по изъятию детей у родителей, опекунов и усыновителей в случае наличия непосредственной угрозы для детей. Ранее таких полномочий у полицейских не было, а решение об изъятии ребенка мог вынести сотрудник органа опеки и попечительства. Принятие такого закона позволит более комплексно подходить к вопросу защиты прав детей.

Прямой эфир