Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Творить, не стесняясь: режиссерки, критикессы, музыканты и детективщик

Главные литературные новинки сентября
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ю Несбё пишет про Виктора Пелевина, женщины-режиссеры становятся объектами исследования, а российские попсовики перестают стесняться. В нашей подборке сентябрьских книжных новинок есть и художественная проза, и документальные исследования, и даже фотоальбом, «скрещенный» с изданием пьесы. «Известия» рассказывают, что интересного можно найти под обложками этих релизов.

«Ревность» и другие истории»

Ю Несбё

Главный скандинавский детективщик всё еще отдыхает от своего Шерлока — гениального, но пьющего сыщика Харри Холе, героя 12 мировых бестселлеров, один из которых не так давно превратился в триллер «Снеговик» с Майклом Фассбендером. Несбё взял перерыв и в отношениях с крупной формой: его новая книга — это сборник малой прозы. Если точнее, это шесть рассказов и одна крупная повесть, чье название вынесено на обложку и задает сквозную тему. Ревность — вот главная героиня этого 300-страничного тома. Многоликая, жестокая, часто кровавая, потому что помимо любви опасно граничит еще и с завистью, и с местью. Да, для Харри Холе места на этих страницах не нашлось, но многие новеллы — в лучших традициях цикла.

Ревность — вечна, а вот книга — умышленно актуальная, написана про «здесь и сейчас», причем нельзя сказать, что автор как-то нарочито углубляется в текущую повестку. В жанровые новеллы органично вплетены горячие темы последних лет — греческий экономический кризис и харассмент на рабочем месте, проблема адаптации беженцев в Евросоюзе и антиэлитистская критика монстров капитализма. Среди прочего, есть история и про писателя-затворника (Несбё бывал в России — может, слышал про Пелевина?).

Тексты разнообразны, но, как часто бывает, неравноценны в плане детективной интриги. Финальный твист удивляет лишь в двух-трех случаях из семи, однако каждое произведение успешно поиграет на нервах и нет-нет да и заставит хотя бы на минуту пожалеть очередного ревнивца.

«Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991–2021»

Редактор-составитель: Александр Горбачев

Название сборнику подсказали слова из «Стыцамэна» Ивана Дорна, хита 10-летней давности, который, как кристально ясно сегодня, стал вехой в русскоязычной поп-музыке. Закономерно, что интервью с Дорном занимает идеологически важное место в этой уникальной книге — 1000-страничной (!) истории постсоветской эстрады начиная с дуэта «Кар-Мэн» и до YouTube-феномена Моргенштерна. Большое значение имеет то, что всё рассказано от первого лица: редакторские подводки к каждой песне (про контекст появления и роль в истории) занимают, как правило, несколько абзацев, а вот прямая речь авторов-создателей — страницы.

Причем авторов в широком смысле. Здесь говорят и исполнители, и композиторы-поэты, и продюсеры, и режиссеры музыкального видео — от пионера отечественного клипмейкерства Михаила Хлебородова до Алины Пязок (Little Big). Говорят все — и нередко друг другу противоречат. «Эту песню мы писали во время путча», — утверждает продюсер группы «Мальчишник» Алексей Адамов. «Ничего подобного, писали зимой», — спорит Дельфин. Порой история конкретного трека становится поводом для обстоятельного разговора о карьере и личной профессиональной философии. Например, Михаил Шуфутинский успевает рассказать не только о песне-меме «3 сентября», эмиграции и триумфальном возвращении, но и о пентатонике, Каунте Бейси и истоках русского шансона.

Единственное, что смущает, но и то совсем чуть-чуть, — сам редактор и инициатор проекта, музыкальный журналист Александр Горбачев будто бы соглашается с Дорном с огромным усилием и немного своей затеи стесняется, несмотря на призыв «не надо стесняться». Он долго объясняет во введении, почему о поп-музыке нужно говорить без высокомерия, и при этом навязчиво повторяет слово «здешний» — «здешняя эстрада», «здешняя музыка». Книга, впрочем, всё расставляет по местам. Просто эстрада, просто музыка. Зачастую — очень хорошая.

«Кинорежиссерки в современном мире»

Анжелика Артюх

Женщин-режиссеров с каждым годом становится всё больше. А вот есть ли женское кино? И если да, то чем оно отличается от «мужского»? В своей книге доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Анжелика Артюх пытается рассказать и о конкретных персоналиях, и в целом о феномене «женского кино», причем не только на зарубежном материале. Да, в монографии есть главки и о Софии Копполе, и о Кэтрин Бигелоу, и о менее известных фестивальных именах (автор несколько лет собирает программу «Время женщин» для Московского кинофестиваля), но наибольший интерес, конечно, представляют портреты российских женщин-режиссеров — Анны Меликян, Оксаны Бычковой, Валерии Гай Германики, Ренаты Литвиновой.

Эта книга обречена на споры и даже на откровенный скепсис — уж слишком много здесь эксцентричных заявлений (чего стоит упрек в адрес жюри «Кинотавра», которое-де пренебрегает социологией и до сих пор руководствуется «размытыми критериями «искусства»), а многие выкладки грешат социологизаторством — траектории фильмографий объясняются через социально-экономические перипетии класса, который будто бы представляют режиссеры. И, тем не менее, эта книга — важный прецедент: проблемы, не покидавшие ранее пределов публицистики, стали вызывать академический интерес.

В приложении — интересные результаты исследования социолога Ксении Леонтьевой о гендерном составе российской киноиндустрии. В частности, из него можно узнать, что в России женщин-режиссеров — 16% от общего числа плюс еще 4% смешанных команд.

«Северный ветер»

Рената Литвинова, Гоша Рубчинский

Сначала «Северный ветер» был спектаклем в МХТ им. А. П.Чехова, затем — фильмом, а теперь пришло время одноименных выставки и книги. Партнер Ренаты Литвиновой Гоша Рубчинский выступил здесь в качестве фотографа, а сама Рената стала моделью (единственной!) и «худруком» всего проекта. Монохромные квазивинтажные снимки — некоторые сделаны на «Полароид», а некоторые ассоциируются с дагеротипами XIX века — можно увидеть в оригинальном формате в галерее «Триумф», а можно — в изысканном издании-альбоме.

Важно, что визуальный материал дополнен полным текстом пьесы Литвиновой: мини-брошюра вложена в кармашек на внутренней стороне твердой обложки. Таким образом, новый альбом становится не просто фотобуком, но и публикацией драматургии, продолжающей линию сборника «Обладать и принадлежать», который есть, пожалуй, в библиотеке каждого поклонника Ренаты.

Что же касается работ Рубчинского, то в них чувствуется перекличка с утонченной декадентской эстетикой Рустама Хамдамова, у которого Рената снялась в «Бриллиантах» и «Вокальных параллелях». А некоторые кадры — явный оммаж золотому веку Голливуда. Но в конечном счете это — слепок художественного мира самой Литвиновой, который и сформировался под влиянием всех этих не самых плохих, надо сказать, образцов.

«Александра Новоженова. Коробка с карандашами: тексты, рисунки, дизайн»

Составители: Глеб Напреенко, Валентин Дьяконов, Арсений Жиляев

Искусствоведы и критики, в отличие от художников и писателей, нечасто удостаиваются посмертных изданий своего творчества. Известный арт-обозреватель 2010-х Александра Новоженова стала исключением, причем за подготовку мемориального сборника взялись не только ее коллеги по ремеслу, но и один из ведущих художников поколения 30-летних Арсений Жиляев. Он предложил идею оформления в виде коробки с брошюрами, объединяющими тексты на схожие темы. Ему же принадлежит предисловие к тетради «Коллективное художественное производство и социология искусства», и это — выразительный портрет человека, который был не только наблюдателем, но и активным участником арт-процесса.

Тексты Александры Новоженовой, впрочем, ценны и сами по себе. Это яркие, подчас весьма субъективные эссе, балансирующие между серьезным академическим искусствознанием и массовой публицистикой. Вдобавок автор рассматривает любое творчество в широком контексте — социологическом, психологическом, историческом, выходя за рамки исключительно художественной критики. И следить за ходом мысли Новоженовой подчас не менее увлекательно, чем смотреть сами описываемые произведения.

Дополняют комплект блокноты с рисунками и дизайнерскими работами Александры Новоженовой, а также приводится факсимиле ее методички на основе семинарского курса в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.

Прямой эфир