Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Минздрав заявил о достижении всех показателей проекта «Здравоохранение» в 2023 году
Экономика
Москва пообещала зеркальные меры в случае конфискации российских активов
Мир
Палата представителей США одобрила голосование за проект помощи Киеву на $61 млрд
Мир
Ереван и Баку при делимитации решили основываться на Алма-Атинской декларации
Политика
В Госдуме назвали лицемерной позицию G7 в отношении конфликта на Украине
Мир
Глава НАТО призвал Запад «копать глубже» в поисках вооружения для Киева
Мир
Власти Одесской области сообщили об атаке на припортовую инфраструктуру
Мир
Столтенберг заявил о получении Украиной новых систем ПВО в ближайшее время
Мир
Украина получит более €175 млн от Британии на укрепление энергосектора
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Мир
Минобороны Молдавии отказалось воздать воинские почести солдатам-освободителям
Мир
Захарова предположила новые террористические атаки Запада на энергопроекты РФ
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Экономика
В Счетной палате объяснили рост реальных располагаемых доходов россиян
Мир
Премьер Финляндии и глава ЕК не стали общаться с русскоязычными жителями страны
Общество
Глава МЧС России назвал напряженной паводковую ситуацию в Курганской области

Итоги на перспективу

Политолог Дмитрий Орлов — о прошедших в России выборах в Госдуму
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Результаты парламентской кампании — лишь промежуточный этап смены политических поколений в федеральном и региональном руководстве партий. Предварительные итоги выборов в Госдуму означают усиление конкуренции между игроками оппозиционного фланга, а также сохранение и развитие социальных и региональных компонентов в рамках выдвигаемой «Единой Россией» повестки в 2022–2024 годах.

Насколько можно судить по предварительным данным ЦИК, «Единая Россия» в условиях пандемии и связанного с ней экономического кризиса выступила на выборах эффективнее, чем ожидал целый ряд экспертов на старте кампании. Вероятно, партия смогла вернуть поддержку, по крайней мере, части социально ориентированной аудитории, которая была настроена к ней более скептически в период 2018–2020 годов. Свою роль сыграла и активная работа с социальной повесткой со стороны Владимира Путина, и роль партии в подготовке ряда резонансных социальных инициатив задолго до старта нынешней кампании (можно вспомнить хотя бы предложения по поводу масштабной газификации, которые выдвигались «Единой Россией» при активном участии Дмитрия Медведева еще летом 2020 года).

Эффективной оказалась и региональная составляющая программы, предложенной «Единой Россией». При этом можно отметить одновременную долгосрочную работу федерального руководства партии с региональной проблематикой (от призыва к «развороту в регионы» в 2017 году до концепции «инфраструктурного рывка», предложенной Андреем Турчаком весной 2021-го), а также проактивную роль губернаторов, вошедших в ее список (таковы, например, инициативы по развитию социальной инфраструктуры Москвы, представленные Сергеем Собяниным). Учитывая, что целый ряд кампаний по выборам в региональные заксобрания в 2022 году пройдет в патерналистских регионах или территориях с традиционным доминированием «Единой России» и кандидатов лояльного пула (отметим Краснодарский край, Пензенскую, Саратовскую области), это может дополнительно усилить оптимистичные ожидания политизированной аудитории по поводу партии большинства и стать ее дополнительным преимуществом в борьбе за перспективные кадры.

КПРФ ожидаемо смогла объединить значительную часть протестного электората. Это означает, что компартия по итогам парламентских выборов столкнется не только с более пристальным вниманием ряда игроков регионального и муниципального уровней, готовых с ней сотрудничать, но и с существенными вызовами, связанными с пределами консолидации протестного электората вокруг этой политической силы. Сохранение представительства в Госдуме создаст для КПРФ преимущества для работы с протестной средой, однако активность иных парламентских и непарламентских сил в перспективе может осложнить работу по привлечению более широкого оппозиционного электората за пределами круга ее постоянных сторонников.

Данные ЛДПР и «Справедливой России — За правду» говорят о результатах более скромных, чем прогнозировались многими экспертами накануне старта кампании (можно вспомнить предположения о вероятности выхода сторонников Владимира Жириновского на второе место по итогам этих выборов, обсуждавшиеся еще весной 2021 года). Но — более уверенных, чем предполагал ряд аналитиков накануне периода голосования (таков ряд радикальных прогнозов, что СРЗП может не попасть в новый состав парламента). Предварительно показатели для этих партий, а также для «Новых людей» и Российской партии пенсионеров за социальную справедливость могут свидетельствовать о существенном усилении конкуренции на оппозиционном фланге на перспективу 2022–2026 годов. При этом кризисные явления, которые в существенной мере могут затронуть ряд старых политических сил (вероятно, СЗРП, ЛДПР, а также непарламентское «Яблоко») могут стать дополнительным драйвером для партийного строительства как на консервативном, так и на либеральном фланге.

Уровень явки избирателей незначительно отличается от итоговых показателей парламентской кампании 2016 года — 45,15% (на 18:00 мск) против 47,88% соответственно. Это нельзя объяснить только фактором многодневного голосования. Так, по итогам Единого дня голосования – 2020, когда такой порядок волеизъявления также применялся, в подавляющем большинстве регионов, где состоялись выборы в заксобрания, явка была ниже, чем во время аналогичных кампаний, проходивших в тех же субъектах пятью годами ранее. Свою роль здесь сыграло применение дистанционного электронного голосования в семи регионах — итоги нынешней парламентской кампании могут стать одним из аргументов в пользу более расширенного применения этой практики. Причем, как показали шаги по расширению круга регионов, где применяется онлайн-голосование, предпринятые в 2021 году, можно ожидать дифференцированного подхода к выбору новых субъектов. Вероятно, в ближайшей перспективе стоит ожидать распространения данного формата голосования как на ряд регионов, включающих города-миллионники, так и на территории иного типа (возможно, в том числе, в Центральном и Северо-Западном федеральных округах).

Тем не менее можно предположить, что значительную роль в росте активности избирателей сыграли комплексные меры руководства страны, отвечающие усилившемуся во время пандемии патерналистскому запросу в обществе (прежде всего социальные инициативы Владимира Путина, представленные им на мероприятиях «Единой России» в июне и августе 2021 года — от единовременных выплат отдельным группам населения до программы реабилитации для граждан, переболевших коронавирусной инфекцией). Другим важным фактором становится рост политической активности колеблющихся избирателей (в значительной мере жителей крупных городов), скептически относившихся к партиям традиционной «парламентской четверки» (часть представителей данной электоральной группы, насколько можно судить предварительно, проголосовала за партию «Новые люди»).

Парламентская кампания подводит лишь промежуточные итоги партийной конкуренции на перспективу 2022–2024 годов. Так, в период подготовки к Единому дню голосования 2022 года вероятен определенный рост внимания ключевых игроков к работе с повесткой, близкой протестному избирателю крупных городов.

Этому будет способствовать и проведение в 2022 году ряда потенциально конкурентных кампаний местного уровня в крупных городах — от омского горсовета, городских дум Барнаула, Владивостока, Кирова, Пскова и Твери до советов депутатов муниципальных образований в Москве. С другой стороны, социально-экономическая ситуация в большинстве этих городов скорее будет подталкивать ключевые партии к работе в рамках не умеренно-либеральной повестки, характерной для «Новых людей», а ярко выраженной патерналистской риторики (близкой как партиям левого фланга, так и «Единой России»). В этой ситуации оправданной выглядит стратегия ЕР, работавшей на существенное усиление социальных акцентов в рамках своего позиционирования в 2020–2021 годах, а также подчеркивающей курс на дальнейшую доработку «Народной программы», что предполагает оперативное реагирование на изменение в том числе региональной политической повестки.

Автор — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир