Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Алжир и Словения запросили заседание СБ ООН по ситуации в Рафахе
Мир
Зеленский назвал продвижение ВС РФ в Харьковской области первым шагом
Армия
Военнослужащие ВС РФ показали новый трофей — эвакуационную машину FV104 Samaritan
Общество
В Красноярске завели уголовное дело после драки футболистов «Енисея» с отдыхающими
Общество
Синоптик спрогнозировал возвращение тепла в Москве в начале грядущей недели
Мир
WSJ узнала о просьбе Киева к США определить цели для ударов на территории РФ
Мир
Суд в США приговорил к 30 годам тюрьмы напавшего на мужа Нэнси Пелоси мужчину
Мир
СМИ рассказали о выявленных на учениях НАТО проблемах в инженерном деле у военных США
Общество
Синоптики спрогнозировали ясную и теплую погоду в Москве 18 мая
Мир
США провели субкритическое ядерное испытание на полигоне в Неваде
Мир
Белый дом признал обеспокоенность укреплением отношений России и Китая
Мир
В Замбии начали расследование массового отравления пивом с кремом для обуви
Общество
Завершение сертификации самолета SSJ-New перенесли на 2025 год
Мир
В Бишкеке около тысячи человек собрались после драки местных жителей с иностранцами
Экономика
Правительство РФ продлило запрет на вывоз лома драгметаллов
Спорт
Российский боец Магомедов уступил американцу Миксу в борьбе за титул Bellator
Мир
Гросси заявил о необходимости продолжать диалог с РФ по ситуации на ЗАЭС
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новый мониторинг Минфина не показал снижения участия в закупках госкомпаний и бюджетных учреждений, однако именно этот тренд наметился в конце прошлого года и закрепился в этом, утверждают представители торговых площадок. Инсайдеры отрасли отмечают, что система закупок в настоящее время не лишена недостатков, но Минфин России и другие компетентные органы власти активно работают в направлении совершенствования законодательства в сфере закупок. Подробнее — в статье «Известий».

Защита капитала в форс-мажоре

Прошлый год ожидаемо продемонстрировал падение отраслевых показателей по закупкам в рамках 223-ФЗ, заявил «Известиям» генеральный директор площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков. Речь идет о государственно-корпоративных закупках (закупках госкомпаний, монополий, бюджетных учреждений на заработанные ими средства и др., которые регулируются законом 223-ФЗ). При этом другим законом — 44-ФЗ — регулируются так называемые государственные закупки на средства бюджета и в рамках контрактной системы.

— Падение закупок в 2020 году связано в первую очередь с распространением коронавирусной инфекции, «нерабочими днями» в апреле, простаиванием производства, переводом сотрудников на удаленный режим, скачками курсов валют (а в 223-ФЗ есть и валютные договоры), — объясняет эксперт сервиса «Контур.Сопровождение торгов» Елена Ежова. — В связи с этим заказчикам пришлось пересматривать спланированные закупки. Это происходило и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Так, к примеру, стали отменять тендеры на проведение мероприятий, урезать второстепенные затраты, делать переоценку своих потребностей, снижать закупку продовольственных товаров.

Директор «РТС-тендер» добавляет, что менеджмент компаний сохранял «подушку безопасности» в ситуации форс-мажора и защищал капитал. Кроме того, закупки прошлого года укрупнялись, таким образом заказчики экономили на стоимости размещения одной закупки.

закупки
Фото: РИА Новости/Константин Михальчевский

— Несмотря на то что новый мониторинг Минфина не показал снижения участия в закупках, именно этот тренд наметился в конце прошлого года и закрепился в этом, — констатирует Владимир Лишенков. — Мы как закупочная площадка наблюдаем снижение состоявшихся процедур по всем рынкам. Причина — экономические последствия пандемии с отложенным эффектом: рост цен на материалы, разрыв цепочек поставок, закрытие бизнеса.

Как следствие, указывает глава «РТС-тендер», отказ предпринимательства от долгосрочных контрактов из-за ценовых рисков, уход в неконкурентные процедуры и в бумажную форму, то есть в те области, борьба с которыми всегда являлась приоритетным вектором развития закупочной отрасли.

В соответствии с отчетом Минфина РФ о мониторинге применений 223-го закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (есть в распоряжении «Известий»), госкомпании в 2020 году заключили 1,5 млн договоров на общую сумму 19,9 трлн рублей, что на 6% меньше аналогичного показателя 2019 года (21 трлн рублей). Более половины договоров (941 тыс.) было заключено по результатам неконкурентных закупок. Их объем составил 13,8 трлн рублей (69% от общего объема закупок). Соответственно, на конкурентные закупки пришлось 561 тыс. договоров (37%) на 6,2 трлн рублей (31%).

Почти все неконкурентные контракты были заключены по результатам закупок у единственного поставщика — 780 тыс. договоров (52%) на 12,3 трлн рублей (62%), уточняют в Минфине. Еще 333 тыс. договоров (22%) на 4,2 трлн рублей (21%) были заключены по результатам закупок, проведенных «прочими» способами. При этом ведомство подчеркивает, что в большинстве своем «прочие» способы проведения закупок являются конкурентными.

Как сказано в отчете министерства, немногим более половины всех договоров предусматривали привлечение поставщиков работ, услуг в области строительства (3,4 трлн рублей) и финансов (7,4 трлн рублей). Вместе с тем в отчете Минфина также отмечается, что в прошлом году было расторгнуто 89 тыс. договоров на общую сумму 832,9 млрд рублей.

больница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Известия» обратились с запросами в Счетную палату и ФАС с просьбой верифицировать и интерпретировать приведенные Минфином цифры.

В чем причины роста неконкурентных поставщиков

Старший юрист Экспертного центра Института госзакупок Снежана Постовалова полагает, что в 2020 году на увеличение объема закупок у единственного поставщика обоснованно могла повлиять пандемия и меры, предпринятые органами власти в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции. В сложившихся условиях, когда затраты времени на проведение длительных конкурентных процедур были нецелесообразны, закупки у единственного поставщика могли стать оптимальным вариантом для своевременного и эффективного удовлетворения потребности заказчика и обеспечения возможности его функционирования в нормальном режиме, отмечает Снежана Постовалова.

Еще одним фактором, который также мог отразиться на статистике, подчеркивает эксперт Института госзакупок, является закрепленное законом № 223-ФЗ право заказчиков предусмотреть в положении о закупке и впоследствии осуществлять закупки способами, формально не являющимися конкурентными, но имеющими признаки состязательности, то есть предполагающими возможность участия в них неопределенного круга лиц.

— К показателям, указанным в отчете Минфина, нужно относиться очень взвешенно, ибо они могут лечь в основу неверных решений, — объясняет гендиректор Центра эффективных закупок, член экспертного совета при правительстве РФ Кирилл Кузнецов. — Серьезными факторами, повлиявшими на рост доли неконкурентных закупок, стали радикальное изменение правила государственно-корпоративных закупок и рыночной ситуации в целом.

гос
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Стоит напомнить, что для заказчиков начиная с 2021 года установлена обязательная минимальная доля закупаемой отечественной продукции. При этом по некоторым позициям размер квот доходит до 90%. Но обеспечить эти закупки на конкурентной основе практически невозможно — требование к поставщикам о предложении исключительно российских товаров явно нарушает антимонопольное законодательство, полагает Кирилл Кузнецов. Поэтому в соответствующей апрельской директиве правительство предписало госкомпаниям обеспечить выборку квот, используя в том числе неконкурентные способы (и основным из них является именно закупка у единственного поставщика), отмечает глава Центра эффективных закупок.

— Еще один важный момент — особенности самих правил закупок у заказчиков, — говорит Кирилл Кузнецов. — Дело в том, что деление на конкурентные и неконкурентные закупки условно. Да и закупка у единственного поставщика — это на самом деле лишь название способа, а не его содержание.

«Мы увидим оживление»

Член генерального совета «Деловой России» Алексей Мостовщиков полагает, что «всё дело в тех товарах и услугах, которые поставляются для государственных корпораций». Зачастую это довольно сложные компоненты, материалы и изделия, поставкой которых в России могут заниматься единицы производителей, поясняет эксперт.

— А учитывая сложность системы тендерных закупок, не все предприятия готовы в них участвовать, — говорит член генерального совета «Деловой России». — В результате конкуренция и так была небольшая, а с учетом отсутствия интереса фактически закупка становится неконкурентной с одним поставщиком.

Алексей Мостовщиков полагает, что «в ближайшем будущем мы увидим оживление в деятельности государственных корпораций, которое существенным образом отразится на количестве проведенных закупок». Кроме того, после принятых поправок, существенным образом упрощающих ведение документооборота и требования к поставщикам и сокращающих, унифицирующих сроки осуществления процедур, можно ожидать, что это повлияет положительно на количество поставщиков услуг, уверен член генсовета «Деловой России».

производство
Фото: ТАСС/Максим Зарецкий

Еще один представитель генсовета «Деловой России», CEO INPRO.digital Виталий Арбузов, добавляет, что немалую роль в снижении общего уровня госзакупок сыграла и направленность экономики в сторону экологии: когда всё ориентировано на использование уже существующих средств.

В настоящее время Виталий Арбузов оценивает ситуацию на рынке госзакупок «в целом как положительную». С ним согласна эксперт сервиса «Контур.Сопровождение торгов» Елена Ежова.

— В целом тенденции сейчас положительные. Страна выходит из сниженных пандемией показателей и показывает положительную динамику. В том числе и по проведению тендерных процедур, — считает эксперт.

К слову, одной из последних мер, призванных улучшить ситуацию с посткризисными закупками, является новый оптимизационный закон — 360-ФЗ, некоторые аспекты которого распространяются и на 223-ФЗ. Законом предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 года, сообщили в Минфине. Так, законом для обеспечения отбора заказчиками квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вводится «универсальная стоимостная предквалификация».

При закупках стоимостью свыше 20 млн рублей устанавливается обязательное требование к участникам о наличии у них успешного опыта исполнения контракта, заключенного по 44-ФЗ или 223-ФЗ, независимо от предмета контракта и в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены проводимой закупки.

При этом во избежание необоснованного ограничения конкуренции предусматривается возможность участия в закупках, к примеру, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн рублей, свыше 500 млн рублей — на 100 млн рублей.

Прямой эфир