Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Ушли в виртуал: МАМТ показал «Вольного стрелка»

Зачем академическому театру стрелялки и бродилки
0
Фото: Пресс-служба МАМТ/Сергей Родионов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чем привлекает онлайн и есть ли счастье в офлайне? Над этим решил поразмышлять худрук Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Александр Титель. В его новом детище, опере «Вольный стрелок», герои меняют офисные планшеты на лазерные автоматы, из неудачников превращаются в супергероев и скрываются от ежедневной рутины за 3D-очками. Посмотрев премьеру, «Известия» оценили возможность замены реального виртуальным.

Очевидно одно: виртуальное в руках мастера может стать реальным. Именно это произошло с «Фрейшютцем» («Вольным стрелком») Карла Марии фон Вебера. В Москве он почти 200 лет существовал лишь на страницах партитур, оживая отдельными фрагментами в концертных программах. Для театров это огромная потеря, учитывая сценический потенциал «Стрелка». Приключения и любовь, главные компоненты сюжета оперы, обыгрываются всевозможными способами. Добавьте к этому россыпь лирических арий, прелестных в своей наивности хоров, искрометных оркестровых эпизодов, и станет ясно, что опера заслуживает более насыщенной сценической жизни.

Возможно, на режиссерское забвение (в России «Фрейшютца» за последние 120 лет ставили всего четыре раза) оперу обрек ее сюжет. Некоторые события и поступки героев не совсем ясны или вообще непонятны. Почему всего лишь один промах делает меткого стрелка изгоем? Откуда все действующие лица знают о волшебных пулях, хотя отливались они в глубокой тайне? В кого и зачем целят герои? Эти спорные детали режиссер объясняет на доступном широкому зрителю языке. Новый «Фрейшютц» (премьера в МАМТе приурочена к 200-летию со дня первого показа оперы) — экспериментальная шутер-бродилка с инопланетными чудищами, роботами, светодиодными пушками и прочими атрибутами топовых компьютерных игр.

Реальное и виртуальное в спектакле — амбивалентные переменные. Они постоянно пересекаются, подменяя друг друга, и где остановиться героям — определить невозможно. Сперва поражаешься мертворожденной реальности — серой, как пиджаки разработчиков игры (художник по костюмам — Ирина Акимова). Затем увлекаешься полной жизни иллюзией, где шелестит листва Богемского леса и струятся водопады (сценограф — Юрий Устинов). По знаку режиссера картинка переворачивается. И вот уже офис заполнен толпой ряженых на свадьбе Макса и Агаты (артисты Нажмиддин Мавлянов / Чингис Аюшеев и Мария Макеева / Анастасия Черноволос), а райский пейзаж населяют приспешники дьявола.

То же происходит и с самоощущением героев. В офлайне Макс и Агата — скромные и закомплексованные клерки. В онлайне — гордые и раскрепощенные романтики. Ментальное преображение идет им на пользу: преодолевая испытания, влюбленные сближаются. Однако оцифрованные чувства — не более чем мираж. Домашней идиллии Макс предпочитает очередной уровень аркады в Волчьей долине. А подстреливая голубку, чуть не убивает невесту. И только отшельник, безликий черный странник, дает ему шанс на любовь за пределами игры.

Еще крепче реальное и виртуальное сплетает взаимозаменяемость. К примеру, действительность в спектакле нарисована на компьютере, а геймерское пространство изображено на живописных полотнах. В офисе, где разрабатываются сетевые бродилки, сидят сотрудники-роботы. Саму игру, напротив, населяют живые, узнаваемые люди, переодетые супергероями.

Наконец, обоим мирам созвучна музыка Вебера с ее сплетением фантастического и реального. Режиссерской игре вторит игра композиторская, воплощаясь в перекличках оркестровых тембров (дирижер — Фабрис Боллон), хитросплетениях арий, ансамблей и разговорных диалогов. По ходу действия звуковое и визуальное то сливаются друг с другом, то образуют контрапункт.

К какому из миров примкнуть — каждый решает для себя. Герои «Вольного стрелка», отключая гаджеты в финале, выбирают реальность. Артистам явно по душе компьютерная игра — все они, включая старожила труппы Романа Улыбина (Куно, его также играет Станислав Черненков), развлекаются с модными аксессуарами. А сомневающемуся зрителю шанс определиться наверняка представится в грядущем сезоне.

Прямой эфир