Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Мир
В Белом доме выразили беспокойство по поводу попытки покушения на Зеленского
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Белгородской области пожарные ликвидировали открытое горение
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

Суд идет: Сергей Безруков стал прокурором в «Нюрнберге»

Чем удивит авантюрно-приключенческий фильм о главном процессе XX века
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мрачный интерьер в темно-коричневых тонах, дубовые панели, глушащий шаги серый ковролин, судейский стол, скамьи для подсудимых. На «Мосфильме» — Германия, 1946 год, Дворец юстиции. В разгаре Нюрнбергский процесс, одно из центральных событий ХХ века. Режиссер Николай Лебедев (создатель «Звезды», «Легенды № 17» и «Экипажа»), актеры Сергей Безруков и Евгений Миронов, их коллеги из девяти стран снимают ключевую сцену фильма «Нюрнберг» — речь советского обвинителя Романа Руденко в зале 600.

След «Известий»

«Известия» стали информационным партнером проекта, и это не случайность — в свое время процесс освещали лучшие корреспонденты издания. Их очерки и репортажи сами по себе могли бы стать сюжетом пронзительного фильма. Первый авторский текст «Суд идет!» (24 ноября 1945 года) написал для «Известий» Лев Шейнин — помощник Романа Руденко, в будущем писатель-криминалист. С удостоверением газеты в Нюрнберге работали писатели Илья Эренбург и Всеволод Иванов, журналисты Роман Кармен и Михаил Долгополов.

Одной из машинисток, протоколировавших ход заседаний, была Тамара Носова, которая после войны заведовала машинописным бюро «Известий». Много лет спустя она вспоминала: «Окна машинисток выходили на тюремное здание. У нас были пропуска, и мы в редкие свободные минуты могли присутствовать на заседаниях. И вид фашистских главарей, и эта тюрьма, и жуткие тексты, которые нам диктовали (о пытках в гестаповских застенках, о преступлениях в концентрационных лагерях), а то и сам вид преступников — всё это производило гнетущее впечатление. Ну а переводчики, которым приходилось озвучивать услышанное, находились просто в шоковом состоянии. Работа машинистки требовала колоссального напряжения, собранности. Сложная терминология, имена-фамилии. И бешеная скорость: 50–70 страниц за смену!»

Кстати, в «Известиях» Тамара Владимировна работала на том же старом «Ундервуде», что и в Нюрнберге.

Машинистки и переводчики — действующие персонажи фильма. На втором ярусе — зрители в гражданском. Сквозь слуховые окна можно рассмотреть объективы кино- и фотокамер: они показывали процесс миру. Среди них был известинец Роман Кармен, который сделал знаменитый снимок фашистских главарей на скамье подсудимых и запечатлел процесс в многочисленных деталях.

«Небольшой зал нюрнбергского суда на всем протяжении дня переполнен. Дворец юстиции, где происходит суд, — бывшее здание окружного суда в Нюрнберге. <…> На каждом шагу охрана — американские солдаты с резиновыми дубинками в руках, с увесистыми пистолетами на боку проверяют ваш пропуск. <…> Чтобы избежать шума в зале суда, все съемки производятся из специальных застекленных боксов, куда в порядке очередности допускаются фотографы и кинооператоры, которых съехалось в Нюрнберг из всех стран мира множество. Подсудимых вводят в зал суда задолго до начала заседания по трое. <…> Зал радиофицирован таким образом, что вы можете очередное выступление слушать пo желанию на русском, английском, французском и немецком языках. Наушниками снабжены все находящиеся в зале суда, не исключая и подсудимых» («Известия», 25 ноября 1945 года).

Пространство ужаса

На создание ощущения подлинности происходящего брошены все силы съемочной команды и все декорационные мощности «Мосфильма». Точность в деталях — вплоть до сантиметра. Те же цветовая гамма, габариты мебели, оттенок дубовых панелей, материал, из которого сделаны часы. Сложный архитектурный декор. На полу ковролин с глухим серым цветом, как в оригинале: чтобы не было шума, звукоотдачи. Процесс шел год, и нужно было создать пространство, где люди могли бы долго находиться и слушать друг друга. Заходишь в декорацию — и не верится, что это всё искусственное. Кажется, что попал в Нюрнберг.

Вот Руденко (актер Сергей Безруков) сходит со своей трибуны, идет к столам, накрытым бумагой. Резко сдергивает один из листов, под ним самое обычное на вид мыло.

«Предъявляю показания препаратора анатомического института в Данциге Зигмонда Мазора, — обманчиво бесстрастно сообщает он собравшимся. — «Мыло варил я из трупов мужчин и женщин. Из двух варок, в которых я принимал участие, вышло готовой продукции мыла более 25 кг. Для этого было собрано 70–80 кг человеческого жира примерно с 40 трупов».

Зал начинает громко волноваться. Руденко сдергивает простыню, на стенде прикреплены куски дубленой кожи. На столе лампа под кожаным абажуром, кожаные дамские сумочки.

«Это человеческая кожа. Из нее делали дамские сумочки и абажуры. Только наступление Красной армии положило предел этому чудовищному преступлению нацистов. Я хочу предоставить суду еще одно вещественное доказательство. Это находилось на рабочем столе коменданта концлагеря Освенцим в качестве сувенира. Высушенная голова одного из узников».

Все присутствующие вскакивают с мест, шум, люди на скамье подсудимых — верхушка Третьего рейха — брезгливо отворачиваются. Это скандал. Таких моментов в Нюрнберге было немало. Например, неожиданное появление среди свидетелей пленного фельдмаршала Паулюса, тоже талантливо срежиссированное советской стороной.

Между тем Роман Руденко спускается с трибуны и медленно, не сразу, превращается в артиста Сергея Безрукова. Походка еще медленная, грузная, лицо напряжено, а глаза уже знакомые, без стального блеска во взгляде.

— Само участие в этом грандиозном проекте — благородная миссия, — размышляет он. — Молодому поколению необходимо рассказывать, что произошло на Нюрнбергском процессе. Нацистские преступники вполне могли избежать наказания, хотя сегодня мысль об этом кажется чудовищной. В наше время историю переворачивают с ног на голову, допускают грубейшие ошибки, царствует чудовищное непонимание того, что было по-настоящему, да это и знать порой не хотят.

Под чужим именем

Безруков не раз работал в сложнейшем гриме, но в случае с Руденко сходство минимальное: актер старше своего героя, у него нет украинского говора, тембр голоса ниже. Если зритель знаком с хроникой процесса, он вряд ли сразу поймет, кто перед ним в кадре. Актер объясняет, что это сделано намеренно: аутентичная манера речи отвлекла бы современного зрителя.

— Мне было сложно играть, — делится Безруков. — Во многих сценах мешал говорить спазм в горле, приходилось сдерживать слезы. Здесь множество эмоциональных сцен и монологов, но надо было сдерживаться. Руденко — главный обвинитель, а это предполагает холодный рассудок, от него требуется доказывать. А мне, исполняющему его роль, — не выдавать эмоциональные порывы как внуку своих дедов, гражданину и просто человеку.

Находясь в воссозданном зале 600, трудно поверить, что на самом деле снимается не монументальная судебная драма, а авантюрно-приключенческое кино. И что ни Сергей Безруков, ни Евгений Миронов не являются исполнителями главных ролей. У них, кстати, только одна общая сцена (и это первая совместная сцена во всей их карьере), а так они разведены по параллельным линиям: один выступает на трибуне, другой обеспечивает те самые «сюрпризы», которые преподносит Руденко ошарашенной мировой общественности.

А главным действующим лицом будет совсем другой персонаж, его создатели картины пока держат в секрете, равно как и исполнителя этой роли и основной сюжет «Нюрнберга». Известно лишь, что это молодой человек и что он в Нюрнберге ищет своего пропавшего брата. На процесс мы будем смотреть как бы его глазами.

Вольно или невольно этот сюжет отсылает к истории известинского корреспондента, о котором в одном из выпусков исторического клуба «Известий» рассказывал его ведущий Станислав Сергеев.

«В Нюрнберг был командирован и один из самых ярких военкоров газеты — Константин Тараданкин. Бесстрашный журналист, прошедший всю войну от Москвы до Берлина, он заслужил эту командировку. Но в Нюрнберге с ним случился неприятный казус, впрочем, вполне в духе того времени. В Германию Тараданкин поехал со своей женой, которая задалась целью разыскать свою сестру. Семью родственников — антифашистов, пострадавших от гитлеровцев, — она нашла, но для журналиста Тараданкина по настоянию бдительных органов это обернулось преждевременным отзывом в Москву и многолетним запретом печататься в «Известиях» под своей фамилией. Десять лет он был вынужден скрываться под псевдонимами Михайлов и Белкин».

Война и Маргарита

«Нюрнбергом» режиссер Николай Лебедев занялся сразу после того, как стало понятно: не удается снять «Мастера и Маргариту» так, как он задумал ту картину. Отказавшись от проекта-мечты, режиссер не жалеет, считая, что неснятый фильм и «Нюрнберг» в чем-то похожи: булгаковский сюжет — о поиске Бога, «Нюрнберга» — тоже своего рода поиск Бога после разрушения войной всех нравственных начал, и это поиск себя.

— Мы всегда и во всех ситуациях идем одним и тем же путем, — развивает мысль Лебедев. — Когда попадаем в тяжелейшие обстоятельства, пытаемся найти смысл жизни, найти себя. Меня эта тема волнует, я всегда о ней и рассказывал. Про человека в трудных условиях, как правило, невинного, который пытается выжить и сохранить человеческое достоинство, нравственное начало.

Тихий, утонченный в разговоре режиссер после этих слов мгновенно превращается в создателя исторического блокбастера: смена продолжается. «Так, две минуты потеряли», — кричит он и бежит к своему постоянному оператору, 70-летнему Иреку Хартовичу, разрабатывать внутрикадровый монтаж для сцены, где зрители процесса видят «сувениры» из концлагеря. Работать нужно оперативно: дней мало, а сцены сложные. В зале звучат немецкий, французский, восточноевропейские языки. Проект совместный, участвуют Чехия и Германия.

Пока идет подготовка к дублю, все в масках: эпидемиологическая безопасность. За считаные минуты до команды «Мотор!» маски снимаются, телефоны исчезают, Руденко занимает место на трибуне, и девятый павильон «Мосфильма» превращается в зал 600. Мистическое ощущение.

«Занимавшим высшие посты в гитлеровской Германии не было нужды своими руками расстреливать, вешать, душить, замораживать живых людей, — чеканит прокурор. — Это делали их подчиненные, выполнявшие черную работу, a подсудимым нужно было только давать приказания. Перед лицом суда они притихли. Но они корят сейчас Гитлера не за провокацию войны, не за убийство народов и ограбление государств. Единственное, чего не могут они ему простить, — это поражения. Вместе с Гитлером они были готовы поработить всё человечество. Но история рассудила иначе».

Эту речь «Известия» опубликовали 10 февраля 1946 года, она и по сей день потрясает. Если ощущение абсолютной реальности этой речи, она останется в фильме, а значит, он уже снимается не зря. Но работы еще много, выйдет картина не раньше 2022 года.

Справка «Известий»

Суд над развязавшими Вторую мировую войну преступниками в цитадели нацизма Нюрнберге продолжался с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года. За десять с половиной месяцев прошло 403 заседания Международного военного трибунала. Восемь судей — по два от каждой из четырех стран победившей коалиции СССР, Англии, США, Франции — в течение двух дней зачитывали приговор. 19 подсудимых, ближайшие соратники Гитлера, были признаны виновными. 12 из них суд приговорил к смертной казни через повешение, троих — к пожизненному заключению, еще четверо получили от 10 до 20 лет тюрьмы. Смертные приговоры были приведены в исполнение в ночь на 16 октября.

Прямой эфир