Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Спорт
В «Динамо» заявили о продлении контракта с тренером Марцелом Личкой
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Общество
В Скадовске Херсонской области число пострадавших от обстрела ВСУ выросло до 15
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Происшествия
В Хабаровском крае обезьяна сбежала от хозяев и покусала местных жителей
Армия
Герой России Жарский назвал свои награды заслугой всего подразделения
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Украинский кризис, ядерная сделка с Ираном и гонка вооружений. Эти и другие темы станут основными во время женевского саммита президентов России и США 16 июня. Переговоры Владимира Путина и Джо Байдена пройдут в три этапа и продлятся примерно пять часов. Закончатся ли они согласованными заявлениями или подписанными документами — до сих пор неизвестно. Стороны предупреждают: прорывов встреча скорее всего не принесет. На что реально можно рассчитывать, так это на взаимное возвращение в Москву и Вашингтон американского и российского глав дипмиссий, что способно запустить новый этап в двусторонних отношениях. Как Женева готовится к саммиту — в репортаже «Известий».

На нейтральной ноте

Швейцария, в законодательстве которой официально закреплен статус нейтралитета, основательно подготовилась к встрече высокопоставленных гостей и многочисленной прессы. Еще за несколько дней до саммита она объявила, что воздушное пространство страны будет частично закрыто аж до вечера 17 июня.

Вилла Ла Гранж (там и будет проходить встреча), расположенная на озере Леман в одноименном парке, еще с 10 июля обзавелась кордоном полиции, оградительными знаками и двухметровой стеной с колючей проволокой. На входе висит табличка: «По особому случаю парк закрыт для посещения со вторника, 8 июня, по 18 июня включительно». Кстати, именно на этой вилле была подписана первая Женевская конвенция от 1864 года, где закреплялись положения о гуманном обращении с больными и ранеными в период войны.

Вилла Ла Гранж

Вилла Ла Гранж

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Жители кантона, как их и попросили, проявили понимание и, увидев заграждения, не расстроились. Многие с интересом фотографируют происходящее.

В нескольких метрах от входа в парк правоохранители и военные Швейцарии соорудили загон, где разместили военную технику для защиты высоких гостей. И хотя повсюду висят таблички «не фотографировать», все обтянутые полиэтиленом стены этого загона — в дырочку от то и дело заглядывающих прохожих и снующих журналистов.

Корреспондентам надо было пройти несколько этапов проверки. Для начала — получить разрешение на въезд от принимающей стороны. Уже в пресс-центре, расположенном в нескольких километрах от виллы Ла Гранж, необходимо было сдать экспресс-тест на коронавирус и отстоять очередь в несколько десятков представителей СМИ. Как заметили корреспонденты «Известий», отстоявшие в этой очереди за бейджем не меньше полутора часов, интерес к саммиту проявили не только российские и американские журналисты, но и СМИ из других стран.

Пресс-центр

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Джо Байден прилетел в дипломатическую столицу 15 июня около 16:00. Из-за прибытия американского борта № 1 самолеты российской прессы и делегации около часа кружили над воздушным пространством кантона.

В аэропорту Байдена встречал президент Швейцарии Ги Пармелен, с которым у него были запланированы переговоры в гостинице InterСontinental. Там же остановился и хозяин Белого дома.

Пробраться сквозь кордон полиции и повсюду расставленные заграждения было невозможно. На перекрытые к подъезду отеля дороги могли проехать люди только со специальными пропусками. Во время проезда кортежа Джо Байдена, состоявшего примерно из 40 машин, жители кантона приветствовали его с улиц. А бывшие в тот момент в общественном транспорте люди застряли там надолго. Меры безопасности — на высоте.

Президент США Джо Байден

Президент США Джо Байден

Фото: REUTERS/Martial Trezzini

После встречи с Джо Байденом президент Швейцарии Ги Пармелен и его заместитель, глава МИД Иньяцио Кассис, дали пресс-конференцию, на которой, отвечая на вопрос «Известий», перечислили примерные темы переговоров с Владимиром Путиным. По словам Иньяцио Кассиса, один из ключевых вопросов — безопасность в Европе, а также урегулирование в Нагорным Карабахе и на Украине.

Российский президент прибудет в Женеву лишь в день встречи — 16 июня.

В городе чувствуется определенный ажиотаж перед предстоящим событием. В кафе официанты, узнав, что мы из Москвы и приехали работать на саммите, с интересом расспрашивали о наших впечатлениях и надеждах на итоги переговоров. Сами они просто рады, что в городе появилось больше иностранцев. Ведь из-за пандемии выручка всех заведений заметно упала.

А французская пекарня Christie’s bakery, расположенная в старой части города, пошла еще дальше и испекла «примирительный» торт — наполовину «Красный бархат», наполовину медовик — в честь саммита. Заведение предлагает всем желающим заказать тортик с изображением американского и российского флагов и присоединиться таким образом к «примирительной» трапезе.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Примечательно, что традиционных для таких мероприятий протестов антиглобалистов не было. Если в 2018 году во время встречи Владимира Путина и на тот момент президента США Дональда Трампа в Хельсинки протестовать вышло около 4 тыс. человек, то в Женеве — никаких лозунгов и шествий, даже мирных, не было. Видимо, и правда, нейтралитет обязывает.

Зато он не остановил 14 июня мирные шествия нескольких тысяч полуобнаженных феминисток, выступивших за свои права. Под песню Alicia Keys Girl on fire они промаршировали по главным улицам старой части Женевы.

Присмотреться

Для Женевы это будет первая российско-американская встреча с 1985 года. Тогда состоялись переговоры президентов СССР и США Михаила Горбачева и Рональда Рейгана, которые впоследствии проложили путь к завершению холодной войны и прекращению гонки вооружений. Эти факты дали СМИ повод провести параллели между саммитом 36-летней давности и грядущей встречей Владимира Путина и Джо Байдена. Аналитики признают: некоторое сходство действительно есть.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (второй справа) и Президент США Рональд Рейган (слева) во время беседы, Женева, 1985 год.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (второй справа) и Президент США Рональд Рейган (слева) во время беседы, Женева, 1985 год.

Фото: ТАСС

Тогда, как и сейчас, отношения были в нижайшей точке, пронизанные сильным недоверием и риском нежелательного конфликта, который лишь возрастал, — сказал «Известиям» главный научный сотрудник Совета по международным отношениям, старший директор по России и специальный помощник президента Джорджа Буша Томас Грэм. — К тому моменту уже довольно долго не было реального взаимодействия на высоком уровне. Последний саммит СССР и США прошел в 1979 году, а последняя серьезная встреча российского и американского лидеров датируется периодом Барака Обамы — встречи с Дональдом Трампом реального веса, к сожалению, не имели. Тогда, как и сейчас, стороны осознали, что им необходимо восстановить некоторую стабильность в ядерном вооружении, чтобы, среди прочего, избежать дорогостоящей гонки вооружений.

При этом, как и в те годы, прорывов никто не ждет. Да у сторон и нет такой цели: задача президентов — присмотреться друг к другу, донести свои позиции, чтобы задать направление для деэскалации и дальнейшего устойчивого диалога. При нынешнем состоянии отношений это было бы уже позитивным шагом, отмечает Томас Грэм.

Для Джо Байдена встреча с российским лидером станет финальным аккордом в его недельном европейском турне — до этого он поучаствовал в саммитах G7, НАТО и провел встречи с руководством Евросоюза. Для Владимира Путина переговоры с американским коллегой будут поводом для первого с 2020 года выезда за рубеж.

При всей его значимости, саммит в Женеве планируют провести оперативно — три его части (одна в узком составе и две в расширенном) переговорщики намерены уложить в пять часов и завершить до 19:00 мск. В расширенной части со стороны России примут участие глава МИД Сергей Лавров, замглавы ведомства Сергей Рябков, спецпредставитель президента по Сирии Александр Лаврентьев, замглавы администрации президента Дмитрий Козак, начальник Генштаба Валерий Герасимов, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и помощник президента Юрий Ушаков.

Вилла Ла-Гранж в Женеве

Вилла Ла-Гранж в Женеве

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

И хотя речь идет в первую очередь о двусторонних отношениях, набор тем предельно широк: как сообщил журналистам Юрий Ушаков, повестка включает вопросы от пандемии и ядерного оружия до киберпреступности и Арктики; от задержания россиян в третьих странах до Украины, Сирии и ядерной сделки с Ираном.

По словам помощника лидера РФ, президенты также «могут по своему усмотрению затронуть любую тему», включая ситуацию с Алексеем Навальным или Белоруссией. С учетом большого давления в преддверии встречи на Джо Байдена, он ранее заявлял, что жестко поставит вопрос с правами человека перед своим российским визави. Москва при этом готова обсуждать все темы.

Будет ли какое-то совместное заявление, пока непонятно. Как отметили источники «Известий», российская сторона готовит некоторые документы для согласования — правда, неизвестно, лягут ли они на стол президентам.

Однако уже ясно, что Джо Байден отказался от совместной с Владимиром Путиным пресс-конференции и общаться с журналистами президенты будут отдельно. Американский лидер объяснил свое решение так: «Это не состязание в том, кто будет лучше держаться перед прессой, кто кого сможет поставить в неудобное положение». При этом полностью от соревновательного духа он, судя по всему, не отказался: так, отвечая 14 июня на вопросы журналистов по итогам саммита НАТО, Джо Байден заявил — Владимира Путина он считает «умным, жестким и достойным соперником».

Уравнение со всеми неизвестными

Какой бы широкой ни была повестка, в ней есть вопросы, которые требуют безотлагательного решения. Например, что делать с послами РФ и США, которые были отозваны домой для консультаций еще в марте 2021 года? Вполне возможно, что по итогам саммита высокопоставленные дипломаты вернутся в Москву и Вашингтон — как заявил в интервью «Известиям» замглавы МИД РФ Сергей Рябков, «это было бы важным сигналом» того, «что определенная крайне сложная страница переворачивается и начинается нечто новое».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Другая тема — вопросы стратегической стабильности. После того как в феврале 2021 года был продлен Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, единственный действующий документ в сфере контроля над вооружениями), перед Москвой и Вашингтоном встала задача заключить новые договоренности по теме разоружения, учтя не только старые озабоченности, но и нынешние реалии. Сделать это надо до того, как истечет СНВ-III, потому что еще одного продления этот договор не предусматривает.

В 2020 году Россия уже предлагала Штатам начать работу над так называемым стратегическим уравнением безопасности. По словам Сергея Рябкова, Москва рассчитывает, что нынешний саммит станет точкой отсчета для переговоров по этой теме. Что касается позиции РФ, то, как рассказал «Известиям» дипломат, на сегодня она хотела бы отразить в уравнении следующие аспекты.

1. Стратегические наступательные и стратегические оборонительные вооружения должны быть неразрывно взаимосвязаны — решения в наступательной сфере во многом определяет то, что происходит в сфере противоракетной обороны (ПРО). С учетом выхода США из Договора по ПРО в 2002 году, Россия настаивает на регулировании этого направления.
2. Необходимо учитывать все новые технологии, выработанные за 10 лет с момента заключения СНВ-II.
3. Важно договориться о неразмещении оружия в космическом пространстве и, таким образом, предотвратить гонку вооружений в космосе.
4.Также Россию беспокоят вопросы кибербезопасности, дисбалансы в обычных вооружениях, ситуация с ракетами средней и меньшей дальности и потенциалы других ядерных держав — в первую очередь Великобритании и Франции.

Позиции Москвы и Вашингтона совпадают по следующим пунктам:

– договор о СНВ продлен, и дальнейшее время надо использовать для заключения нового соглашения;

– это должны быть двусторонние переговоры, в основе которых лежит принцип стратегической стабильности.

Противоракетная система ПРО

Противоракетная система ПРО

Фото: ТАСС/Министерство обороны РФ

— Принцип стратегической стабильности — это не просто что-то хорошее и благое. Он четко определен — это такое состояние стратегических отношений сторон, при котором устраняются возможности и стимулы для первого ядерного удара, — пояснил «Известиям» глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. — В этом стороны согласны, и это уже немало, потому что с предыдущей администрацией [Дональда] Трампа ничего этого не было и в помине.

При этом у России и США есть множество расхождений, отмечает эксперт: Москва хочет ограничить как ядерные, так и неядерные стратегические вооружения — а именно высокоточные обычные системы большой дальности; Вашингтон считает, что нужно сократить ядерные вооружения как стратегические, так и нестратегические.

По словам Алексея Арбатова, впервые за полвека стороны садятся за стол переговоров, расходясь в предмете этих переговоров. Если раньше все знали, какие системы должны быть ограничены, и вопросы касались потолков и качественных и структурных ограничений, то сейчас Россия и США расходятся по множеству тем, сопряженных с переговорами: системы ПРО, системы высокоточного оружия большой дальности воздушного и морского базирования в неядерном оснащении, космические вооружения, киберугрозы, нестратегическое ядерное оружие.

Это будут тяжелые серьезные переговоры. Четыре с половиной года, которые остаются до истечения срока СНВ-III, с учетом тех проблем, которые надо решать, — это очень немного, — отмечает эксперт. — В прошлом у нас были сложные периоды, и то, что мы сейчас видим, это не нечто беспрецедентное. Но политические руководители понимали важность этой темы, потому что фактически это ключ к предотвращению ядерной войны. Она все спишет: все наши нынешние противоречия — это ерунда по сравнению с катастрофой, которая произойдет в случае ядерной войны.

На пятерку

Еще одной важной темой переговоров станет ситуация на Украине. До женевского саммита президент страны Владимир Зеленский надеялся побеседовать лично с Джо Байденом. Однако администрация американского президента заявила, что у хозяина Белого дома слишком плотный график. Поэтому украинскому лидеру придется узнавать точку зрения нового президента США лишь после того, как он сверит часы с Владимиром Путиным.

Как рассказал в преддверии встречи 16 июня высокопоставленный источник, Москва не будет против, если Вашингтон захочет стать частью нормандского формата, превратив его из четверки в пятерку. Однако есть сомнения по поводу отношения к этому европейских партнеров — Парижа и Берлина.

Россия никогда не была против того, чтобы США стали официальной частью формата по урегулированию ситуации на Украине. Еще при прежних администрациях мы это отмечали. Если они захотят — мы противиться не станем. Но у Германии и Франции свое мнение на этот счет. Они не хотели бы отдавать пальму первенства в этом вопросе своим американским коллегам, — добавил собеседник.

Президент РФ Владимир Путин, президент Франции Эммануэль Макрон, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Владимир Зеленский (справа налево) во время совместной пресс-конференции по итогам встречи в «Нормандском формате» в Елисейском дворце

Президент РФ Владимир Путин, президент Франции Эммануэль Макрон, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Владимир Зеленский (справа налево) во время совместной пресс-конференции по итогам встречи в нормандском формате в Елисейском дворце

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

По словам Томаса Грэма, ситуация на Украине — важный вопрос в американо-российских отношениях, который символизирует соперничество двух стран и отсутствие доверия между ними.

Мы почти наверняка увидим начало неких устойчивых американо-российских дискуссий по украинскому кризису в ближайшие месяцы, возможно, это и станет следствием встречи в Женеве. Но участие США в нормандском формате маловероятно. За исключением Украины, ни один из нынешних участников переговоров не проявляет особого интереса к включению Штатов в формат. Да и сам Вашингтон вряд ли туда стремится, — полагает эксперт.

Тем более, по его словам, еще неясно, окажет ли американское участие положительное влияние на мирный процесс в Донбассе. Поэтому, по его мнению, урегулирование ситуации на Украине логичнее обсуждать на двусторонней основе — между РФ и США, ведь именно эти страны считают себя движущими силами процессов в регионе.

Татьяна Байкова, Екатерина Постникова, Женева

Прямой эфир