Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Наследники прозванных «Черными ножами» танкистов рассказали «Известиям» о традициях
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вакцинация от COVID-19 в Латвии началась в конце 2020 года. Полный цикл прививки по состоянию на конец апреля, однако, смогли пройти лишь 1,6% латвийцев. Дело и в том, что прививают по-прежнему лишь представителей «приоритетных групп» (пенсионеры, медики и т.д.), и в том, что, по многочисленным свидетельствам жителей страны, в деле вакцинации царит полнейшая неразбериха. В итоге население ропщет — коллективный иммунитет в стране нарастает слишком медленно и люди вынуждены продолжать нести бремя карантина. Вдобавок ко всем неприятностям, 22 апреля премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш выступил с предложением прекратить поддержку пострадавшего от пандемии бизнеса. Подробности — в материале «Известий».

«Стратегическая ошибка»

Весенний карантин 2020 года нанес экономике Латвии серьезный урон, привел к росту безработицы — и правительство не желало проходить всё заново. Но когда с октября в Латвии вновь стало стремительно расти количество заболевших, деваться было некуда. Позже, уже задним числом, премьер-министр Кришьянис Кариньш обвинил во всем тогдашнюю главу Минздрава Илзе Винькеле и уволил ее за проявленную медлительность. 9 ноября в стране ввели режим чрезвычайного положения — ограничили работу торговых центров, запретили оказание ряда услуг. Первоначально режим ЧП был заявлен до 6 декабря, но потом его продлили — сначала до 11 января, потом до 7 февраля, далее — до 7 апреля.

После 7 апреля режим ЧП формально сняли, но большинство связанных с ним ограничений действуют и сейчас. Людям запрещают собираться вместе, если они не члены одной семьи, за появление на улице без маски грозит штраф, учеба ведется удаленно (за исключением выпускных классов), работают только магазины первой необходимости, автозаправочные станции, аптеки. Латвийцы устали без общения, но собираться большими компаниями можно лишь на свой страх и риск. В прессе то и дело появляются новости о том, как полицейские приезжают на «подпольные» вечеринки и налагают на их участников штрафы в размере до €500. В ответ латвийцы проявляют агрессию в отношении стражей порядка — их оскорбляют, в них плюют и даже порываются бить.

Уколы и совесть: в Латвии не хватает вакцин против коронавируса
Фото: Global Look Press/Alexander Welscher/dpa

Вакцина против COVID-19 начала доставляться в Латвию перед новым, 2021 годом. Первыми препарат стали получать медики больниц, поликлиник и работники службы неотложной медицинской помощи. Препараты различных западных производителей до сих пор поступают в страну относительно небольшими партиями. Официальная Рига уже неоднократно указывала на это обстоятельство своим международным партнерам, умоляя увеличить поставки. Но пресса страны выяснила, что в ноябре прошлого года Латвия уведомила Еврокомиссию о желании приобрести лишь 97 500 доз (на 48 759 человек) вакцины на сумму €1 170 000, хотя можно было зарезервировать более миллиона доз. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) устроило проверку действий чиновников, но по ее итогам отказалось возбуждать уголовное преследование.

После этого генпрокурор Юрис Стуканс поручил провести уже проверку соответствующего решения БПБК. А экс-министр здравоохранения Илзе Винькеле попросила у латвийцев прощения и признала, что виновна в «стратегической, политической и человеческой ошибке». Впрочем, она постаралась спихнуть вину на неких «экспертов», подсказавших ей неправильные решения.

Самая приоритетная группа

Много критики со стороны рядовых латвийцев вызвало решение чиновников высшего ранга включить себя в состав «приоритетной группы» для вакцинации. В начале февраля первую дозу вакцины получили президент Эгил Левитс, все бывшие президенты, премьер-министр Кришьянис Кариньш, прочие министры, главы парламентских комиссий и генеральный прокурор Юрис Стуканс.

Главный редактор популярного журнала Ir Неллия Лочмеле, чей муж скончался от коронавируса еще год назад, объяснила действия политиков их трусостью. «Правительство, которое не приняло политического решения закупить все доступные нам вакцины и несет ответственность за их нехватку, принимает политическое решение вакцинировать себя еще до групп риска. Пандемия убивает и утомляет. Я даже не знаю, что опаснее — вирус или ошибки и трусость политиков», — заявила Лочмеле.

Президент Латвии Эгил Левитс

Президент Латвии Эгил Левитс

Фото: Global Look Press/Edijs Palens/XinHua

В настоящее время в Латвии проводится социальная кампания «Два миллиона причин вакцинироваться!». К участию в ней были привлечены местные знаменитости: певица Лайма Вайкуле, актер Ивар Калниньш и др. С больших билбордов, развешанных в людных местах, они рассказывают о том, что их побуждает прививаться от COVID-19. Но в случае с плакатом, на котором людей мотивирует бывший футболист сборной Латвии и экс-президент Латвийской футбольной федерации Каспар Горкш, ситуация обернулась скандалом. Оригинальный вариант плаката выполнен на латышском языке. На нем призыв Горкша звучит следующим образом: «Я вакцинируюсь, потому что хочу приехать в гости к бабушке и дедушке». Официальный же перевод плаката на русский язык звучит так: «Я вакцинируюсь, потому что хочу встретиться с прабабушкой и прадедушкой». Русские рижане отмечают, что такой призыв воспринимается нарочитой издевкой и способен лишь оттолкнуть от намерения привиться.

Здесь и кроется серьезная проблема. Власти поставили цель — привить как минимум 70% взрослого населения страны. В то же время не менее 35% жителей говорят на русском языке. Все последние десятилетия государство последовательно ведет курс на выдавливание русского языка из общественного пространства — и в период пандемии это встало боком. Глава министерства здравоохранения Даниэль Павлютс признает, что с «общением с русскоговорящей частью латвийского населения у нас особенные проблемы». Поскольку с русскоязычным телевещанием в Латвии туго, люди смотрят российские телеканалы, несмотря на официальные запреты.

И теперь Павлютс жалуется, что русскоязычные латвийцы не доверяют вакцинам западного производства и ждут «Спутника V». Медленнее всего вакцинация идет в Латгалии — это тот регион Латвии, в котором русскоязычных жителей больше всего. Казалось бы, чего проще — если вы не желаете покупать российскую вакцину, то хотя бы обратитесь к русской общине на ее родном языке с разъяснениями. Но нет, по словам министра, сложности есть даже с подготовкой печатных материалов на русском. К тому же Центр государственного языка (в народе еще называемый языковой инквизицией) зорко следит за тем, чтобы русский в стране применялся как можно реже — угрожая «нарушителям» штрафами и увольнением с работы.

Уколы и совесть: в Латвии не хватает вакцин против коронавируса
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

И вот результат. «Мы не имеем права издавать газету одновременно на латышском и на русском языке. В то же время нет и простого способа отправить письменный материал на русском русскоговорящей части населения в условиях защиты личных данных», — сетует Павлютс. В свою очередь, руководитель Бюро вакцинации Эва Юхневича в эфире программы «Домская площадь» на русскоязычном «Латвийском радио-4» заверяла, что в ее ведомстве разрабатывается «план коммуникации» с нацменьшинствами. Юхневича даже говорила, что соответствующая аудитория — это для ее учреждения «одна из основных целевых групп». Правда, в эфире русскоязычного радио она на вопросы русского ведущего отвечала исключительно на латышском.

«Нам ли привыкать к очередям?»

20 апреля сотрудница Бюро вакцинации Иева Стуре отчитывалась перед депутатами парламента. Она рассказала, что с середины мая начнут распространять по почте особую восьмистраничную газету, содержащую необходимую информацию о вакцинации от COVID-19. На вопрос депутата Кристы Баумане, будет ли эта газета выходить и в русскоязычном варианте, Стуре, сославшись на запрет, введенный Центром госязыка, ответила отрицательно. По словам Стуре, «в настоящее время ведется поиск других способов обратиться к русскоязычной аудитории». Самым «русским» городом Латвии считается Даугавпилс. Не так давно тамошний вице-мэр Ливия Янковская жаловалась, что многие горожане отказываются прививаться чем-либо, помимо «Спутника». Поскольку, по понятным причинам, на появление в Даугавпилсе «Спутника» рассчитывать не приходится, муниципальные чиновники пошли на хитрость. Янковская пообещала горожанам, что на пунктах вакцинации они смогут сами выбирать любую из поступающих в Латвию вакцин западного производства. Например, после ряда летальных исходов, связанных с одной из европейских вакцин, латвийцы закономерно опасаются прививаться этим препаратом.

Медицинский работник в центре массовой вакцинации в Риге

Медицинский работник в центре массовой вакцинации в Риге

Фото: Global Look Press/Edijs Palens/XinHua

Уже после того, как слова Янковской растиражировали многие республиканские СМИ, министр здравоохранения Даниэль Павлютс с негодованием их опроверг. «Даугавпилс не уникален. Даугавпилсская дума, быть может, в рамках предвыборной кампании что-то не поняла и заявила, что что-то там отвоевала. Это не соответствует действительности», — заявил Павлютс. А в даугавпилсском временном прививочном центре подтвердили: «Возможности выбора препаратов на данный момент нет и не может быть. Не надо такими заявлениями вводить в заблуждение горожан, которые могут отказаться от одной вакцины, считая, что имеют право выбрать другую. Это ложь».

С некоторых пор в стране попытались практиковать живые очереди. Так, 17 апреля в крупных центрах вакцинации в Риге, Даугавпилсе, Лиепае, Резекне, Елгаве, Юрмале и Цесисе прививку от COVID-19 мог получить любой житель, готовый ждать в очереди. Однако доз препаратов было выделено ограниченное количество, поэтому некоторые центры закончили работу раньше предполагаемого времени. В тот день, как признали в Службе неотложной медицинской помощи, имели место случаи, когда люди, простоявшие в очереди в центре вакцинации в районе Риги Кипсала, падали в обморок и теряли сознание.

22 апреля премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что пора бы задуматься о прекращении поддержки предпринимателей, чей бизнес страдает от коронакризиса. Правда, пока правительство поддержало предложение министерства финансов выделить на антикризисную помощь бизнесу еще €126,5 млн — в дополнение к уже выделенным €320 млн. Кариньш уточнил, что это финансирование — «одолженные деньги». А глава минфина Янис Рейрс добавил, что Латвия гигантскими шагами движется к той границе, когда сумма госдолга составит более 50% ВВП. Рейрс высказал опасение, что если осенью эпидемиологическая ситуация не наладится, то это обернется для государственных финансов самыми плачевными последствиями. Поэтому нужно делать всё возможное, чтобы одолеть коронавирус хотя бы к осени.

Прямой эфир