Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
Мир
В конгрессе потребовали от Байдена объяснения задержкам поставок оружия Израилю
Мир
США в одностороннем порядке на год продлили санкции против Сирии
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Мир
Президент Северной Македонии признал поражение на президентских выборах
Общество
Росморречфлот сообщил о штатной работе порта Петропавловска-Камчатского после пожара
Мир
Начштаба обороны Британии признал тактические успехи российских сил на Украине
Мир
Президент Узбекистана отметил увеличение товарооборота республики с ЕАЭС
Мир
В ЦПВС сообщили о 10 нарушениях со стороны коалиции США в небе над Сирией
Происшествия
В оперштабе Краснодарского края сообщили об атаках ВСУ на нефтебазу под Анапой
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в пригороде Харькова
Армия
Артиллеристы уничтожили расчеты БПЛА ВСУ гаубицами Д-30 в приграничном районе
Мир
Ким Чен Ын поздравил Владимира Путина и россиян с Днем Победы
Общество
В Белгороде прошло торжественное открытие мемориала
Общество
Синоптики предупредили москвичей о холодной погоде и порывистом ветре 9 мая
Мир
Байден заявил о прекращении поставки снарядов Израилю в случае вторжения в Рафах
Мир
Посольство РФ зафиксировало 22 случая осквернения советских памятников в ФРГ с 2023 года

Дорога на Ленинград: как строительство ВСМ повлияет на отношения России и ЕС

Запуск новой железнодорожной ветки имеет все шансы стать проектом межгосударственного значения
0
Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Процесс подготовки к строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва–Санкт-Петербург находится в активной фазе. Кураторы проекта сулят ему большое будущее: в РЖД уверены, что задумка, которую президент Владимир Путин поддержал еще в апреле 2019 года, благоприятно скажется не только на экономике страны, но и на взаимоотношениях с соседними государствами. В перспективах развития этого сотрудничества разбирались «Известия».

После продолжительной паузы в реализации идеи запуска высокоскоростных поездов, курсирующих между двумя российскими столицами, проект ВСМ вернулся в новостную повестку последних месяцев. На этот год запланировано начало проектировочных работ, в следующем году стартует строительство самых сложных участков пути — заходов в Санкт-Петербург и Москву. Согласно планам, в 2023-м РЖД приступит к строительству основной трассы, а первый скоростной поезд должен отправиться из Москвы в конце 2026 года.

Железнодорожная ветка станет одним из ключевых проектов Транспортной стратегии и Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Запуск ВСМ, по задумке властей, с одной стороны, должна повысить туристический поток в Санкт-Петербург, с другой — снимет часть пассажирской нагрузки с существующей железнодорожной инфраструктуры. Это позволит увеличить грузовой оборот между столицей и активно развивающимися портами Санкт-Петербурга.

Сложный узел

Со стороны РЖД за проект отвечает Олег Тони — заместитель генерального директора РЖД, начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов. Тони будет курировать в компании Центр по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов. В перспективе в рамках развития последнего планируется реализовать программу развития транспортной системы региона, которая включит в себя организацию скоростного пассажирского сообщения, усиление инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада, а также строительство путепроводов и улучшение дорожной ситуации в городе.

По словам Олега Тони, реализация проекта ВСМ тесно связана с комплексным развитием железнодорожного транспорта в северной столице, инфраструктура которого давно требует серьезной модернизации. Как он сообщил в интервью изданию «Гудок», с учетом обеспечения перевозок перспективных объемов грузов и прогнозируемого роста пассажиропотока пригородно-городского сообщения в регионе к 2030 году РЖД разработала Концепцию комплексного развития железнодорожной инфраструктуры в Санкт-Петербургском железнодорожном узле.

«Сейчас в Санкт-Петербургской агломерации ОАО «РЖД» работает в режиме совмещенного грузопассажирского движения. Развитие региона затруднено в связи с исчерпанием пропускной способности существующих железнодорожных линий и ростом транзитного грузового трафика, следующего через центральную часть города к портам», — пояснил в интервью изданию «Гудок» Олег Тони. Согласно концепции, одной из основных задач ОАО «РЖД» станет вынос транзитного грузового движения за пределы города.

Разработка документа вместе с подготовительной работой продолжалась около года. В ней участвовали специалисты ОАО «РЖД», АО «ИЭРТ», «Ленгипротранса», ПГУПСа и др. В июле прошлого года была создана рабочая группа под сопредседательством вице-губернатора Евгения Елина и Олега Тони. Первый этап концепции был одобрен петербургским правительством в минувшем сентябре.

В начале этого года концепция развития движения в Санкт-Петербургском узле еще раз обсуждалась на совещании под председательством вице-губернатора Максима Соколова с участием Олега Тони. В процессе последних обсуждений ОАО «РЖД» внесло в концепцию ряд изменений. Такой подход позволит развивать пассажирские перевозки в агломерации, будет способствовать увеличению туристического потока в популярном для россиян направлении. Роль и значение Северо-запада как важного транзитного коридора для движения грузов в направлении Балтики (с учетом бурного развития морских терминалов России в Балтийском регионе) также будет расти.

Справка «Известий»

Реанимации проекта ВСМ предшествовало поручение президента Владимира Путина, поддержавшего еще два года назад начало проектирования высокоскоростной магистрали Москва–Санкт-Петербург и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в Петербургском транспортном узле. Тогда за поддержкой к главе государства обратились гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров и врио губернатора Петербурга Александр Беглов.

Скрытая часть

Финансовая модель проекта долго оставалась под вопросом, но в марте о целесообразности вложений в него госсредств заговорили на высшем уровне. В марте Антон Силуанов сообщил, что ВСМ может войти в список претендентов на получение финансирования из Фонда национального благосостояния. По его словам, приоритет должны иметь именно инфраструктурные проекты. «Мне кажется, что в первую очередь это должны быть окупаемые инфраструктурные проекты. ВСМ один из таких», — сообщил министр.

Список приоритетных для ФНБ программ должен быть определен в ближайшие месяцы, так что Вложение средств фонда может начаться в этом году. Как ранее сообщалось, замглавы Минтранса Владимир Токарев предварительно оценил стоимость магистрали в 1,7 трлн рублей. Тогда же он выразил уверенность в том, что проект ВСМ будет экономически эффективен: операционная безубыточность может быть достигнута уже в 2027 году, а чистую прибыль скоростная трасса начнет приносить на пятый год эксплуатации — в 2031 году.

Окно в Европу

Проект ВСМ имеет большую значимость не только для России. В перспективе проект ВСМ Санкт-Петербург–Москва может получить трансграничное развитие, считают в РЖД. Здесь, например, видят большой потенциал в продолжении скоростной дороги до Финляндии. «Потом (после реализации ВСМ) можно рассматривать в перспективе транзит до Хельсинки. Пересадка на Ладожском вокзале, и можно достаточно быстро доехать из Москвы в Хельсинки», — говорил ранее Олег Тони.

Финское правительство также проявило интерес к запуску высокоскоростного поезда. Об этом стало известно по результатам встречи в январе этого года генерального директора РЖД Олега Белозерова и министра международного развития и внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари, где обсуждались вопросы сотрудничества двух стран в железнодорожной сфере.

На встрече финская сторона первой подняла вопрос о возможном строительстве ВСМ Хельсинки–Москва. «У Финляндии есть интерес к такому проекту, который помог бы увеличить поток туристов в обоих направлениях, и мы готовы продолжать обсуждение с вашим правительством», — сообщил РБК Скиннари по итогам визита в Москву. В итоге на первоначальном этапе стороны решили обмениваться информацией о ходе инфраструктурных проектов в части высоких скоростей, добавили в пресс-службе РЖД.

Запуск ВСМ имеет все шансы стать проектом межгосударственного значения и дать стимул для развития сотрудничества России со своими европейскими соседями — вопреки всей сегодняшней санкционной риторике. Вслед за Финляндией с предложениями об укреплении экономических и туристических связей могут потянуться и другие государства. В том, что проект может сыграть важную роль в теме развития международного сотрудничества, уверен и Олег Тони, понимающий всю ответственность за реализацию планов государственного значения.

Справка «Известий»

Олег Тони родился 10 мая 1964 года в Воронеже. В 1988 году окончил Воронежский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель». Работал в строительном управлении Санкт-Петербурга, после чего возглавил Балтийскую строительную компанию, одну из крупнейших организаций отрасли в России. С 2004 года работает в РЖД: сначала заместителем начальника департамента капитального строительства, затем — начальником департамента. В августе 2005 года вошел в состав правления ОАО «РЖД», а в апреле 2006 года стал вице-президентом компании. В ноябре 2017 года был назначен заместителем гендиректора РЖД. Руководит Центром по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов.

Скрытая часть

Прямой эфир