Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
В Чехии определились четвертьфиналисты ЧМ-2024 по хоккею
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Звезда «Вторжения» и «Временных трудностей» Риналь Мухаметов не планирует новых спектаклей в родном театре, записывает музыкальный альбом и мечтает стать клоуном. Об этом актер рассказал «Известиями» после смены руководства в «Гоголь-центре».

— Каковы ваши ощущения от того, что сейчас происходит в «Гоголь-центре»? Смена худрука и, возможно, смена курса?

— Как ни странно, мне мало что есть добавить к тому, что и так все видят со стороны. Те, кто следил за ситуацией и был в курсе, наверняка были и так готовы к чему-то в этом роде. Но, как сказал Кирилл Семенович Серебренников, и я с ним совершенно согласен: «В сложившейся ситуации Алексей Агранович — это самая удачная кандидатура для нашего театра». Будем надеяться, что в дурную сторону ничего не изменится. Главное для художника — не лишать его возможности творить. Она сейчас есть, значит, всё в порядке.

— То есть труппа была готова к такому повороту?

— Не знаю. Стоит сказать, что я сейчас в театре редкий гость. Много снимаюсь, поэтому спектаклей мало. Но я стараюсь быть в курсе событий. Когда я узнал, что с Кириллом Семеновичем не продлевают контракт, был расстроен, думаю, как и многие мои коллеги.

Театр «Гоголь-центр»
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

— В этом году у вас будут новые спектакли в «Гоголь-центре»?

— Нет. На данный момент только это могу сказать.

— Почему? Все силы на кино бросили?

— Да нет, у меня сейчас и съемок на ближайшее время никаких не назначено. Сейчас вот выходит второй сезон «Оптимистов» на «России 1», и еще будет комедия «Рашн Юг» в марте. У меня нет планов, нет стратегии, есть творческий путь. Если в театре появляется работа, которая мне интересна, я принимаю участие. Сегодня нет предложений, завтра они могут возникнуть. Или через месяц. Но я сейчас плотно занят музыкой. В прошлом году выпустил EP из трех песен, а теперь делаю полноценный альбом. У меня сейчас любовный роман с музыкой. Я наконец-то принадлежу себе.

— Многие ваши друзья по «Гоголь-центру» уже попробовали себя в качестве режиссеров. У вас таких амбиций нет?

— Амбиций нет, желание — есть. Амбиции — это когда ты чем-то прямо горишь, как я сейчас музыкой. Я ей болею. А режиссура — это где-то в перспективе. Но материал у меня уже имеется.

— Расскажете?

— Нет! Пусть будет маленькой тайной. Но скажу, что форма там будет стихотворная. Вообще, люблю, когда люди говорят стихами. В наше социально накаленное время мне очень не хватает поэтического романтизма.

— Это будет фильм или спектакль? Какая эстетика сегодня притягивает вас?

— Знаете работы Роберта Уилсона или Джеймса Тьерре? Это цирк, пластика, буффонада. Эти жанры давно превратились в аниматорство и были опошлены. Даже в слове «театральный» слышится что-то низкое. Но театр — это художественная форма, в которой есть определенные правила существования, необычные и интересные, не бытовые.

— Вы часто говорите о клоуне Леониде Енгибарове как о каком-то художественном ориентире. Что вас в нем так завораживает?

— Жена меня каждый раз ругает, что я во всех интервью его вспоминаю, словно поговорить больше не о чем. Но он действительно моя путеводная звезда. Я ведь учился на клоуна, хотел им быть. И когда-нибудь, наверное, стану. Да и сейчас, хочу в это верить, немного им являюсь. Енгибаров для меня удивительный художник, который раскрыл цирк по-новому, на мировом уровне. И до сих пор я ничего подобного нигде не видел. Для всех цирк — это развлечение, хиханьки, кошечки-жирафчики. А он привнес в цирк драматургию, был инопланетянином, существовал в черно-белой манере.

Риналь Мухаметов

Риналь Мухаметов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Мне кажется, что вы ощущение инопланетности тоже несете на экран, и вполне намеренно.

— Может быть. Но мне кажется, каждый человек таким в какой-то мере является. Люди гораздо шире, чем чье-то представление о них. И мне хочется в каждого персонажа привнести индивидуальность. Какую-то неожиданность. Она возникает, когда человек не делает того, что мы от него ждем.

— Так речь о свободе?

— Безусловно! Герой не должен иметь шаблона. Говорят: он такой правильный, военный. Подождите, но разве все военные правильные? Или: он такой скрупулезный, доктор. Эй, секундочку! Доктора разве все скрупулезные? Они разные. Не должно быть клише. В «Оптимистах» мой герой Аркадий Голуб — работник МИДа, но это не значит, что у него должна быть четкая речь. Эти люди могут шепелявить и картавить. Скучно соответствовать ожиданиям. Кто сказал, что радуга должна быть с семью цветами? Пусть будет с восемнадцатью.

— Вас не пугает, что кино, например, на «Оскаре», как раз очень предсказуемое? Фильм о черных, о фемповестке, об экономике Трампа.

— Да, я как раз об этом. Невозможно быть ни к чему не подключенным. Но это не значит, что ты должен положить всю жизнь на чужой алтарь. У меня есть свои интересы, я требую свободы делать то, что считаю нужным.

— Сейчас все пишут манифесты, Константин Богомолов, например. Вы читаете?

— Когда лента этим пестрит, ты волей-неволей это видишь. Но хочется верить в хештег #всебудетхорошо, и я надеюсь, что скоро наступит время, когда все смогут спокойно и свободно заниматься своим делом.

— Есть люди, за мнением которых вы следите?

— Их очень мало: мой мастер Кирилл Семенович и моя жена Сюзанна. К ним я действительно прислушиваюсь.

— Когда у Питера Гэбриэла родился ребенок, он стал отдаляться от своей группы, и Genesis в итоге распались. Вам после рождения дочери не стало менее интересно заниматься творчеством?

— В моем случае всё получилось наоборот. До этого я часто отказывался от музыки, съемок, ролей в театре. Мне было неинтересно. Но именно семья заставила меня поверить, что это мой путь и что я не имею права от него отказываться, несмотря ни на какие сложности. Сомнения — прочь, я на своем месте. Правда, у меня две семьи: вторая –—это театр.

— Не мешают они друг другу?

— Они как две капли. В какой-то момент они слились в одно целое.

— В «Оптимистах» ваш герой тоже отец маленького ребенка, но при этом, в отличие от вас, влюбляется в другую женщину.

— Ничего страшного, ведь интересно посмотреть, как именно будут развиваться его чувства. Процесс важнее результата. Это очень круто написано, и команда очень крутая делала. Мой персонаж — мидовский панк-романтик, я его за это люблю. У него личность художника. Вокруг Голуба политические дрязги, карибский кризис, а у него — любовь. И он прав в этом. Он не идеален, совершает ошибки, у него сумасшедшая амплитуда действия. Он птица-Голуб, птица мира, с ноткой сумасшествия.

Кадр из фильма «Оптимисты»

Кадр из фильма «Оптимисты»

Фото: Продюсерская компания Валерия Тодоровского

— Изучая исторический материал, на базе которого снят фильм, вы что-то открыли для себя в эпохе начала 1960-х?

— Мне кажется, там было много поэзии. Это чувствуется во всем. Там какой-то осенний флер, рождение чего-то нового, даже здания тянутся ввысь, создавая какую-то новую готику. И все основано на влюбленности, на вере во что-то светлое. Это время для меня не чужое, я чувствовал себя комфортно. Слово «любовь» было тогда и есть сейчас, но мне больше нравится, как к нему относились тогда.

— Вы во втором сезоне играете с суперзвездой Сергеем Безруковым, не возникает дискомфорта?

— Знаете, моим первым фильмом было «Искупление» Александра Прошкина. На площадке работали Андрей Панин, Виктор Сухоруков, Сергей Дрейден. Они все блестящие актеры, но как люди — еще лучше. Так было и Сергеем Витальевичем. Мы жали друг другу руку, общались на темы, которые навсегда останутся со мной. А это самое ценное. «Звезда» — понятие из глянцевых журналов. Когда художник находится в процессе, звезд нет. Это командная работа, мы делаем одно дело.

— Что в себе нового открыли за прошедший год?

— Как только наступила пандемия, я начал записывать альбом. И все эти месяцы им занимался. Я это сделал! А сейчас уже работаю над вторым. То есть пандемия была буром, просверлившим путь для какого-то фонтана или родника.

— У вас в жизни вообще нет такой категории, как «страх»?

— Видимо, были в жизни какие-то обстоятельства, связанные с этим. Люди говорили, что раз у меня заикание, то передо мной закрыты вот эти и эти дороги. Но если есть внутренняя сила и вера, что можешь больше, тебя вытаскивает из поселка, где ты родился, и тащит куда-то. У тебя есть цель. В тхэквондо или в боксе бьешь не в соперника, а в пространство за ним, как бы насквозь. Так удар сильнее. Цель — дальше, глубже.

— В документальных фильмах 1960-х годов любимым приемом было остановить прохожего и спросить: «Вы счастливы?» Похоже, вас бы этот вопрос не смутил.

— Я не могу быть несчастен. Не буду подыгрывать и твердить о проблемах. Да, проблемы есть, но они же все решаемы!

— Есть у вас какие-то предчувствия от этого года? Начался он странно, и не только для вашего театра.

— Вспомните год, который был бы не странным. Любой возьмите! У кого-то умер близкий, где-то началась война. Мы кричим, что сегодня произошло то и то, но есть и какая-то глобальная жизнь во всей своей полноте. И она выше.

— Но цели вы себе уже какие-то поставили? Те, что за головой соперника?

— Да, но я бы их не обсуждал. Потому что счастье любит тишину. Очень советую этот принцип, он работает.

Прямой эфир