Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Французы высказались за упразднение несовершеннолетия как смягчающего обстоятельства
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Мир
AstraZeneca признала провоцирование тромбоза ее вакциной от COVID
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
Украина вышла из соглашения по здравоохранению в рамках СНГ
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Общество
В Херсонской области задержали участницу украинского нацбатальона
Мир
Митингующие против закона об иноагентах в Тбилиси перекрыли проспект
Мир
Министр цифрового развития Казахстана Мусин освобожден от должности
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Мир
Конгрессмен Биггс призвал не давать больше денег Украине
Происшествия
Несколько пожаров возникло в частном секторе Улан-Удэ
Общество
Бастрыкин взял на контроль дело о гибели ребенка после падения дерева в КЧР
Общество
Пожар в окрестностях Улан-Удэ локализован на площади 10 тыс. кв. м
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Старшая дочь первого президента Узбекистана Гульнара Каримова выиграла суд в Швейцарии, теперь ей могут вернуть замороженные активы на $350 млн. В марте Каримовой вынесли приговор по новому уголовному делу, сейчас она отбывает наказание в женской колонии в Ташкентской области. Узбекские власти при этом пытаются вернуть в страну средства и собственность осужденной. «Известия» разбирались в судьбе узбекской «принцессы».

Тень победы

Швейцарский апелляционный суд вынес решение в пользу дочери покойного президента Узбекистана Гульнары Каримовой. Осужденную признали законным бенефициаром компании из Гибралтара. Средства компании — $350 млн — были заморожены в швейцарском банке в рамках уголовного дела. Теперь Каримова получила возможность возвратить деньги прежде, чем Швейцария решит вернуть их Узбекистану. «Это важная победа, учитывая, что федеральная прокуратура пыталась добиться конфискации активов, отказывая в фундаментальном праве занимать позицию в этом разбирательстве», — сказал адвокат Каримовой Грегуар Манжа.

доллары
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

При этом в сентябре Узбекистан и Швейцария подписали соглашение о возврате замороженных средств, принадлежащих Каримовой. Ради этого Ташкент согласился выполнить ряд условий. Например, обязался потратить деньги на «проекты устойчивого развития» и улучшение «условий жизни народа». Кроме того, Ташкент согласился обеспечить прозрачный мониторинг за расходованием средств. После решения суда выполнение документа и возврат денег оказались под вопросом.

В Узбекистане при этом уточняют, что речи о возврате $350 млн Каримовой пока не идет. «Решение суда не означает, что Гульнара и ее адвокаты получат доступ к миллионам. Суд пока только вернул ей право участвовать в судебном процессе. Судьбу денег решит не апелляционный, а уголовный суд. А он сможет это сделать, только если Гульнара предстанет перед ним в качестве ответчика. Но узбекские власти ее не отпускают, поэтому процесс затянется на неопределенно долгое время», — разъясняет узбекский социолог Алишер Ильхамов.

Дочка невозврата

Гульнара Каримова во время правления отца Ислама Каримова считалась самой влиятельной женщиной Центральной Азии, лицом современного Узбекистана. Делала успешную дипломатическую карьеру — занимала должность советника главы МИД Узбекистана, посла в Испании. Параллельно с этим наращивала медийную активность — пела, писала стихи, сочиняла музыку. Выпускала под своим брендом одежду, парфюмерию и ювелирные украшения. Не скрывала политических амбиций, считалась возможной наследницей отца.

Но еще при живом Каримове у Гульнары начались проблемы. По одной версии, отца возмутили непомерные амбиции дочери. Ей, в частности, вменяли в вину вымогательство взяток у иностранных операторов сотовой связи за доступ на узбекский рынок. По другой версии, Гульнара стала жертвой оговора. Якобы против нее объединились ее мать, сестра и высокопоставленные чиновники Службы национальной безопасности, в том числе глава ведомства Рустам Иноятов.

В результате в 2013 году Каримову посадили под домашний арест. Она перестала пользоваться интернетом и отвечать на звонки родственников. Через год ей удалось переслать западным журналистам аудиосообщение, в котором она заявила, что с ней обращаются «хуже, чем с собакой». В 2015 году суд признал Каримову виновной в содействии преступной группировке, которая занималась хищениями и уклонением от налогов. Гульнару приговорили к пяти годам лишения свободы.

В 2017 году (уже после смерти отца) Каримову приговорили еще к 10 годам лишения свободы. Первоначально ей разрешили отбывать наказание дома у дочери, но в марте 2019 года уличили в нарушениях. Обвинили, в частности, в том, что она самовольно покидала место жительства и пользовалась средствами связи. Наказание ужесточили, переведя Каримову в колонию. Дочь Иман тогда опубликовала фотографию, на которой видно, как силовики вывели Гульнару из дома в домашнем халате.

В СМИ несколько раз появлялись сведения о проблемах Каримовой в колонии. Сначала сообщалось о самоубийстве осужденной, потом о госпитализации. Правоохранительные органы эту информацию опровергали. В феврале 2020 года Каримова обратилась с открытым письмом к действующему президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву. Дочь первого главы государства заявила, что готова отказаться от претензий на $686 млн, замороженных на ее счетах в Швейцарии, если ей разрешат выйти на свободу. Сделка, однако, не состоялась. В марте Каримову приговорили к 13 годам и 4 месяцам лишения свободы по еще одному уголовному делу.

Компромат и деньги

В странах Европы расследование преступлений, связанных с именем Каримовой, началось в 2012 году. По подсчетам узбекских властей, за пределами страны дочь первого президента владела активами на сумму $1,2 млрд. Больше всего ее денежных средств размещено в Швейцарии. В Великобритании, Франции, ОАЭ компании Каримовой приобретали дорогую недвижимость. Большая часть активов сейчас заморожена, Узбекистан добивается их возвращения. По сообщению министерства финансов республики, общая сумма возвращенных денежных средств составляет $32 млн. В мае 2020 года Франция вернула Ташкенту имущество на сумму $10 млн. Активы перевели в государственный бюджет Узбекистана и используют «в общем порядке».

Эксперты считают, что Каримовой не стоит ждать снисхождения. «Для нынешних узбекских властей важно, что принципиальность проявил отец Гульнары. Он не стал ее выгораживать, когда узнал о коррупционных связях. Действующий президент Шавкат Мирзиёев не может действовать мягче своего предшественника. Политической угрозы Гульнара, конечно, давно не представляет. Но и рассчитывать на снисхождение ей не приходится», — отмечает в беседе с «Известиями» профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Казанцев.

Ташкент
Фото: Depositphotos

Востоковед Аждар Куртов также считает, что Каримовой не стоит надеяться на скорое освобождение. «Ташкент декларирует борьбу с коррупцией, а Каримова стала олицетворением злоупотреблений. Возможно, узбекские власти еще и опасаются ее выпускать. Все-таки Гульнара хорошо знает нынешних руководителей, может обладать неким компроматом. Возможно также, что в Ташкенте считают, что Каримова скрывает какие-то свои активы. Легче и проще ее держать в застенках», — рассуждает эксперт.

Прямой эфир