Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Природа словно улыбалась Армену Джигарханяну на прощание. Мороз и солнце. И цветы, много цветов от коллег, друзей, поклонников. Фойе театра его имени утопало в траурных венках от корпораций, ведомств, земляков, актеров из Театра Маяковского, театра «Ленком Марка Захарова», Театра Олега Табакова, от Никиты Михалкова, от киностудии «Мосфильм». Здесь же черно-белый портрет Армена Борисовича в раме из белых и красных роз, а рядом — поминальные свечи.

Распорядители церемонии приглашали пришедших в зрительный зал на второй этаж. На сцене был установлен гроб, у которого в одиночестве сидела вдова артиста Татьяна Власова. В траурном карауле — актеры театра, ученики. В первом ряду друзья и близкие. За кулисами шептались, что ждут сына. Степан Джигарханян летел на похороны из Америки. Но на церемонию не успел. Проститься с народным артистом СССР приехали Артур Чилингаров, Евгений Герасимов, Александр Кибовский, Александр Пашутин, Марк Рудинштейн, Бедрос Киркоров, Владимир Конкин.

— Один мудрец сказал: «Жизнь делает человека знаменитым, а смерть — великим». Армен Джигарханян был великим при жизни, — сказал «Известиям» Эдгард Запашный. «У нас много нефти, много газа, а Джигарханян у нас один!» — сокрушался земляк Армена Борисовича.

Глава департамента культуры Александр Кибовский заметил, что есть любители подсчитать, сколько ролей сыграл артист — сотню, две, три... Но разве дело в количестве? У Джигарханяна нет ни одной проходной роли. Кого бы он ни играл — большевиков, белогвардейцев, это всегда был Джигарханян, от которого зрители получали мощнейший заряд. А его голос невозможно спутать ни с кем. Он стал легендой при жизни. И, как хороший армянский коньяк, становился с годами только лучше.

прощание
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Люди говорили о любимых ролях. Многие при этом улыбались. Кто-то вспоминал, как сидел с артистом за одним столом. Как он поднимал тосты за гостей, а потом за окно, в которое он имел счастье каждое утро смотреть, за кровать, в которой он проводил приятное время. Человек с тонким юмором и хитрым прищуром, он всегда был желанным гостем в любой компании. Как говорит Александр Розенбаум, Армен Борисович Джигарханян — большой души человек, красивый, добрый, общаться с ним было одно удовольствие.

— Есть много и красивых, и талантливых, но таких не будет, — считает народный артист. — Времена меняются, а вместе с ними меняемся и мы. Всё мельчает, и школа актерская, и люди. Но только не Джигарханян.

А народный артист России Евгений Герасимов познакомился с кумиром в 1972 году, когда был принят в труппу Театра Маяковского.

— Два артиста — Армен Джигарханян и Анатолий Ромашин — взяли меня под свою опеку. Общаться с ними, играть на одной сцене всегда было радостью и счастьем. Армена Борисовича в театре звали Джига. Он играл Левинсона в «Разгроме» в постановке Марка Захарова. Это было потрясающе. Для меня он — ориентир в профессии. Я горд, что был рядом с таким человеком, — вспоминает Герасимов.

Всем казалось, что у мэтра большой запас энергии. Ведь Джигарханян был человеком с неиссякаемым оптимизмом. Для театра известие о смерти худрука стало шоком.

— В последний раз мы виделись с ним 3 октября в театре, где праздновали его 85-летний юбилей, — рассказал «Известиям» режиссер Сергей Виноградов. — Конечно, возраст давал о себе знать, он быстро уставал. Но всё равно всех заражал энергией, был позитивен. Он всегда говорил, что театр — это любовь. Надо любить друг друга. Всегда вдохновлял какими-то теплыми словами. Он всех сотрудников воспринимал как своих детей, обращался не иначе, как «сыночка», «дочка». И после этого хотелось идти и работать, работать, работать. Конечно, мы не ожидали, что так скоро всё закончится.

могила
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

По словам Сергея Виноградова, Армен Борисович не планировал играть на сцене, здоровье не позволяло. А вот ставить хотел. Но планы держал при себе. Что будет дальше с театром, кто его возглавит? Артисты теряются в догадках. Друг Джигарханяна Марк Рудинштейн поделился с «Известиями» своими предположениями.

— Думаю, придет сюда Сергей Газаров и будет руководить, — сказал продюсер. — Вряд ли он возглавит «Сатиру». Скорее всего, будет работать в Театре Джигарханяна.

Рудинштейн признался, что был готов к печальным новостям. Уже года два Армен Борисович жил между больницей и домом. «Надежд было мало. Потому что у него еще и диабет. У меня тоже. И я знаю, что в какой-то момент он может ударить по почкам, по сердцу».

Выносили гроб с телом народного артиста СССР под овации и крики «браво!» собравшихся вокруг театра поклонников. Похоронили Армена Борисовича на Ваганьковском кладбище, рядом с дочерью Еленой. Такова была его последняя воля.

Прямой эфир